Анализ романа «доктор живаго» (б.л. пастернак)

Действующие лица

Юрий Андреевич (Юра) Живаго — доктор, поэт, щедрый, гуманный и цельный человек.

Антонина Александровна (Тоня) Живаго (в девичестве Громеко) — жена доктора Живаго.

Лариса Фёдоровна (Лара) Антипова (в девичестве Гишар) — возлюбленная Юрия Живаго, жена Антипова.

Амалия Карловна Гишар — мать Ларисы.

Родион Фёдорович Гишар — брат Ларисы, сын Амалии Карловны.

Павел Павлович (Паша) Антипов (в годы революции живёт под фамилией Стрельников) — муж Ларисы. В годы революции становится комиссаром. Изначально весёлый чистюля, впоследствии делается мрачным и подозрительным.

Екатерина Павловна (Катенька) Антипова — дочь Ларисы и Павла Антиповых.

Александр Александрович Громеко — профессор, отец Антонины Александровны, тесть Юрия Живаго.

Анна Ивановна Громеко — мать Антонины Александровны, тёща Юрия Живаго.

Евграф Андреевич Живаго — сводный брат Юрия Живаго, генерал-майор.

Виктор Ипполитович Комаровский — адвокат, советник семьи Гишар, соблазнитель Ларисы.

Михаил Гордон — одноклассник Юрия Живаго.

Осип Галиуллин — знакомый Павла Антипова, подпоручик (впоследствии полковник и генерал).

Ливерий Микулицын (вымышленное имя — товарищ Лесных) — глава организации «Лесные братья».

Марина — гражданская жена Юрия Живаго, телеграфистка, дочь дворника.

Темы романа Пастернака

Тема пути – еще одна из ведущих в романе. Один сбивается с этого пути и уходит в сторону, а дугой обретает здесь духовное возмужание, обрекая себя на трудные раздумья в одиночестве. К кому из них относится Живаго? Ко второму. Бегство доктора из полузамерзшей голодной Москвы на Урал – шаг вынужденный. Отправляясь в путь, Юрий не ощущает себя жертвой. Он чувствует, что найдет истину и откроет сокровенную правду о себе. Так и происходит. Творческий дар, подлинная любовь и жизненная философия – вот что получает человек, который вырвался за рамки своего сознания, покинул «тихую гавань», не побоявшись отправиться в неизведанное.

Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.

Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.

Жанр произведения

Роман «Доктор Живаго» очень сложно отнести конкретно к какому-то жанру. Не секрет, что главный герой наделён чертами самого Бориса Пастернака, а значит, произведение в некоторой степени автобиографично. Кроме того, Лара является прообразом второй жены писателя.

Немаловажно, что описываемые события затрагивают целую эпоху, следовательно, творение автора можно отнести к жанру исторического романа. Философскую направленность выдают серьёзные и многочисленные размышления на разнообразные темы

Стихи, которыми пронизан роман, — это дань лирике.

Несмотря на множество жанров, «Доктор Живаго» представляет собой вполне гармоничное произведение. И лирика, и философия, и история — всё объединяется реалистичностью описания. Краткий обзор своеобразия повествования позволяет определить роман как многожанровое произведение.

Главные герои

Юрий Андреевич Живаго – главный герой произведения, доктор, поэт, писатель.

Живаго Антонина Александровна (Тоня Громеко) – первая жена Юрия, юрист; у них были общие дети: сын Саша и дочь Маша.

Лариса Антипова – жена Антипова, вторая незаконная жена Юрия Живаго; учитель в гимназии, а затем сестра милосердия.

Павел (Паша, Патуля) Антипов (Стрельников) – первый и законный муж Ларисы Антиповой, ставший революционным комиссаром.

Гордон Михаил – одноклассник и друг Юрия Живаго.

Комаровский Виктор Ипполитович – московский адвокат, юрисконсульт отца Юрия Живаго; знакомый Гишар и Ларисы.

Жанр

Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.

Также сложно сказать, к какому именно направлению принадлежит роман, но, большей частью, это реалистическое произведение.

Что делать после извлечения окалины из глаза

«Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго»»

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью.

Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения. В романе «Доктор Живаго» Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между «за» и «против».

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.

Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище «на земле». Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла «под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав^рома-на Пастернак пишет: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого». Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

Главные герои

Талантливый молодой человек, живёт в семье приёмных родителей (Громеко). После скитаний со своим дядей знакомые передают мальчика будущей семье. Он счастлив, имеет любящих родителей, много друзей. Рано начинает писать стихи, но повзрослев, выбирает профессию врача. После свадьбы с Тоней работает врачом, у них рождается сын. Вскоре Юрия забирают на фронт. Всю свою жизнь Юрий пытается понять себя, своё предназначение, его волнуют перемены в обществе, жизнь стремительно меняется. Он влюбляется в Ларису, живёт с ней. Потом долго приживается в когда-то родном городе. Умирает от сердечного приступа на остановке.

Дочь тех людей, что приютили его ещё мальчиком, стала женой Юрия. Она благородна, терпима, относится к своей судьбе по-философски. Растит сына, а после и дочь фактически одна. Семья часто терпит нужду, заработков отца не хватает даже на необходимое. Он пропадает из её жизни, Тоня выезжает за границу, оставляя Юрию письмо о том, что не осуждает его. Она знает о другой жизни – его и Лары. Тоня обещает воспитать детей с уважением к отцу.

Женщина с трудной судьбой. Очень красива и очень несчастна. Выходит замуж, чтобы избавится от Комаровского, который исковеркал её жизнь ещё в начале пути. Рассказывает молодому мужу свою историю, он не может прийти в себя. Она умная, смелая женщина, всю жизнь боролась за себя и за ребёнка одна. Не боится жизненных трудностей, все восхищаются ею. Лариса уезжает с Комаровским, обманутая, думая, что её преследуют. Она появляется на похоронах Юрия Живаго, а потом исчезает.

Адвокат, влиятельный, очень богатый человек. Он некоторое время живет с Ларисиной мамой, после склоняет Ларису к отношениям. Влюбляется в неё, преследует в течение всей жизни. Деловой человек, хитрый, скользкий, везде ищет выгоду. Имеет отношение к смерти отца Живаго.

Доктор Живаго

Предисловие к роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

Бывают разные состояния души, одно из которых – увлечённость. В литературе часто описывается подобное чувство. Например, Герман из «Пиковой дамы». Он был настолько захвачен мыслями про три карты, что говорил:

Другое произведение – «Защита Лужина», главный герой – шахматист, он видел жизнь сквозь призму шахматной игры.

Поэты и писатели тоже увлечены, иначе сложно перевести душевное состояние на обычный язык. Литературовед Ролан Барт говорил, что каждый может понять сложность работы автора, когда нужно сказать слова соболезнования человеку, потерявшему близких. Можно обнять и похлопать по плечу, но выразить свои эмоции словами тяжело.

Тема и композиция

Проблематика романа достаточно разнообразна. Пастернак ищет ответы на вопросы о жизни и смерти, поиске себя в меняющемся мире, о судьбе, долге, добродетели и чести. Если кратко, то в центре всех сюжетных линий находится человек, приспосабливающийся к изменяющейся эпохе. Автор хочет донести до читателей идею, что человек не должен жертвовать собой и своей жизнью, если понимает, что не в силах справиться с внешними обстоятельствами. Необходимо не забывать про истинное «Я». В любой ситуации и в любую эпоху человек должен оставаться самим собой.

Через всё произведение проходит тема любви в различных проявлениях:

  • к женщине;
  • к семье;
  • к профессии;
  • к отчизне.

Композиция романа «Доктор Живаго» построена на множестве событий, кажущихся случайными, стечений обстоятельств и совпадений. Многие встречи становятся судьбоносными. Хитросплетение сюжетных линий наблюдается уже в самом начале романа «Доктор Живаго». Лишь к завершению повествование расставляет всё на свои места, давая объяснение каждому событию.

Не просто так на протяжении романа повторяются сцены похорон, преследующих Живаго. Они символизируют постепенное духовное угасание героя, его внутреннее опустошение. Смерть к герою приходит в виде сердечного приступа, что также закономерно.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе — судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью». С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость. Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств. Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе. «Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе — судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью». С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость. Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Школьные сочинения

Юрий Живаго — главный герой произведения, пережил Гражданскую войну лишь на несколько лет. Символично, что главный герой Пастернака умирает именно в переломный, меняющий страну год 1929.

Юрий совершенно не мог ужиться с новыми условиями жизни, как это с легкостью сделали многие, например его бывший дворник. Ему сложно работать, потому, что от него ждут не его инициативы и профессионализма, а только «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».

Но в годы войны немало еще пережил доктор. В произведении прослеживается линия яркой, сильной и возвышенной любви. Но к сожалению, это чувство протекает на фоне таких жестоких и разрушительных событий, страдает от таких страшных испытаний, что не выдерживает. В начале Живаго слой разлучают с родными.

Его насильно собирают и высылают за границу. Далее, под страхом пойти под трибунал он расстается с любимой женщиной — Ларой.

Роман Юрия и Ларисы, я считаю — это ода взаимоотношениям между мужчинами и женщинами. Это то самое светлое и долгожданное чувство, та сказка, которую ждет любой из нас: чувство высокое, чистое как слеза, сильная и все преодолевающая.

Обратите внимание

Читая и перелистывая произведение, создается впечатление, что самое главное все таки больше наглядно показано читателю, чем описано в словах, в несильной и жесткой форме. Любовь к жизни, стремление к ее улучшению, сохранение ее традиций — цель автора. Ярче всего мы чувствуем это в речи доктора Живаго.

Он ценит умеренность, и осознает к каким страшным и уничтожающим последствиям приводит вмешательство в недра природы. Создавая свой роман, Пастернак осознавал, что пишет о прошлом.

Для того, чтобы Его текст в точности передал все события того времени в красках поэту пришлось менять свой стиль, делать язык более понятным современникам. Пришлось много думать и сортировать старые слова и выражения, которые были недолговечны, чтобы произведение приобрело язык универсальный для всех поколений.

Автор отмечал, что он специально упрощает язык, с целью передать в будущее хоть немногое из событий прошлого, хоть самое ценное — издалека, из столетий помеченное евангельской темой «тепловое, цветовое, органическое восприятие жизни».

Рассуждения и разговоры о революции в произведении показывают, что это не торжество угнетенных людей, а страшная и кровавая страница в истории России.

Возможно по этому в день Октябрьской революции многие интеллигенты приняли ее с восторгом, как спасение от мира вранья и разврата, праздности и пошлости. Тесть Юрия сказал ему следующее: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями… это было неслыханно безоговорочно.

Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне; эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».

Пастернак стремился донести до нас, что любая власть должна стремиться к тому, чтобы народ ее страны был счастлив. Но нельзя сделать человека счастливым насильно. Нет готового рецепта счастья, каждый творит его сам для себя.

Важно

И даже ради чего-то очень возвышенного и для самых благих целей нельзя жертвовать жизнями и судьбами людей и целых народов.

Человек владеет какими-то правами и свободами, наделенный всем этим силой господа, и нельзя покушаться на все это.

Объяснить атмосферу бытия в словах — одна из древнейших проблем всех философов и творческих людей. Много веков подряд, мы приходим к истине, что не хлебом единым живет человек, но и духовной пищей тоже. Речь идет о живой речи, которая выражает сущность человека.

В русской литературе эта мысль получила новый живой интерес, в основном благодаря гениальному Льву Толстому. В добавок к этому Достоевский всегда утверждал, что если мир ждет спасения, то его спасет красота. Произведение «Доктор Живаго» — это самое выдающееся произведение Бориса Пастернака.

Этим произведением Пастернак доказывает нам, что никто из нас не имеет право вмешиваться в жизнь другого и насильно воздействовать на нее. Мы все равны и никто не имеет право ставить себя выше чем другие.

Мы должны сохранить надежду, что перемены происходящие в наше время, обернутся минимальными бедами для нашей страны.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Образ главного героя Юрия Живаго романа одноименного романа Пастернака . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Краткий анализ

Год написания – 1945-1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Сочинение Лариса в романе Доктор Живаго

Произведение “Доктор Живаго”, написано великим автором по имени Борис Леонидович Пастернак. Именно благодаря большому количеству персонажей в произведении, читатель может рассмотреть рассказ наиболее полно, так как изучая особенности каждого героя, становится понятно, какие идеи и мысли автора сокрыты в произведении.

Главная героиня Лариса — предстает читателям в виде женщины среднего возраста. Она является женщиной, которая постоянно вынуждена страдать, переживать и может даже показаться мученицей. Но несмотря на все это она старается, смотреть на жизнь с положительной стороны, не отчаиваться, идти вперед навстречу своей судьбе. Благодаря своему смирению, она вызывает уважение у читателя.

Она является примером для многих женщин. Сильная и стойкая по жизни, она не останавливается перед препятствиями, которые попадаются на её пути. Для неё справиться с трудностями, не составляет труда, главное это идти по пути, который предписан ей судьбой. Она является не суеверной женщиной, Главное для неё, то что она видит перед собой, что она может ощупать и услышать. Неправдой же считается, то чего она не может увидеть. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу что, она является недоверчивым человеком.

Данная черта, возможно, появилась у женщины не с рождения, а когда в ее жизни произошло, что-то такое, что заставило ее изменить свое отношение к окружающим ее людям и миру. По крайней мере она была изображена человеком, который не мог довериться просто так, без причины, для этого ей было необходимо время, за которое она возможно могла бы ближе познакомиться с человеком и довериться ему.

Также ее нельзя назвать глупой, он весьма умна и сообразительна, именно эти черты и показывают читателю, что она была ответственным и образованным человеком, которому просто по несчастливой случайности не повезло в жизни, от чего жизнь пошла наперекосяк и изменилась до неузнаваемости. Она предстает перед читателями тем человеком, который является усердным трудоголиком и не останавливается на том, чего достиг. Лариса, это персонаж, который не может не радовать читателя своей мотивацией по жизни, ведь именно ее настрой на самое лучшее не дает ей останавливаться на достигнутом.

Она весьма красива и привлекательна, многим посторонним людям она очень нравится, ведь что может быть лучше для женщины ее лет, как иметь привлекательную внешность, быть образованной и не зависеть от постороннего мнения.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Композиция

Главная особенность композиции романа — нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Для кого написан роман «Доктор Живаго»?

Почему много поэтов и писателей? Ведь в жизни нам нужно усвоить не так много истин. Законов физики немного, а учебников масса. Мы как замок, а произведения – ключи, мы должны найти свой уникальный ключ, который нас откроет. Этот роман не является ключом во внутренний мир. Хотя именно к нему обращается автор, когда пишет про гнев, боль и смятение. Эти чувства неизмеримы. Нельзя определить размер боли. Ее либо ощущаешь, либо нет. Задача писателя – создать те обстоятельства, которые вызовут необходимые чувства, и мы поймём, что хотел донести до нас автор. Поэтому писатель должен говорить на языке, близком читателю. А в «Докторе Живаго» поэт пишет про жизнь поэта и для поэта.

Поэтический сборник

«Стихотворения Юрия Живаго» — всего 25 — были написаны Пастернаком в период работы над романом и составляют с ним одно целое. В центре их оказывается человек, попавший в колесо истории и оказывавшийся перед сложным нравственным выбором.

Цикл открывает «Гамлет». Доктор Живаго – анализ показывает, что стихотворение является отражением его внутреннего мира – обращается к Всевышнему с просьбой облегчить назначенную ему участь. Но не потому, что он испытывает страх — герой готов к борьбе за свободу в окружающем его царстве жестокости и насилия. Это произведение и об известном герое Шекспира, стоящем перед сложным нравственным выбором, и о жестокой участи Иисуса. Но главное – это стихотворение о личности, которая не терпит зла и насилия и воспринимает происходящее вокруг как трагедию.

Поэтические записи в дневнике соотносятся с различными этапами жизни и душевных переживаний Живаго. Например, анализ стихотворения доктора Живаго «Зимняя ночь». Антитеза, на которой построено произведение, помогает показать смятение и душевные муки лирического героя, пытающегося определить, что есть добро и зло. Враждебный мир в его сознании разрушается благодаря теплу и свету горящей свечи, символизирующей трепетный огонь любви и домашнего уюта.

Образ Живаго

В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго — Пастернак изображает всю его жизнь — в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков. Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии — он начинает писать стихи — и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события. Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.

Доктор Живаго, так же, как его товарищи, живо реагирует на все происходящее. Он отправляется на фронт, где многое ему кажется бессмысленным и ненужным. Вернувшись, становится свидетелем того, как власть переходит к большевикам. Сначала герой воспринимает все с восторгом: в его представлении, революция является «великолепной хирургией», которая символизирует саму жизнь, непредсказуемую и стихийную. Однако со временем приходит переосмысление произошедшего. Нельзя сделать людей счастливыми помимо их желания, это преступно и, по меньшей мере, нелепо — к таким выводам приходит доктор Живаго. Анализ произведения подводит к мысли, что человек, хочет он того или нет, оказывается втянутыми в Герой Пастернака в данном случае практически плывет по течению, открыто не протестуя, но и не принимая безоговорочно новой власти. Это-то чаще всего и ставили в упрек автору.

Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может — это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное — провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.

Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.

Заключение

В романе «Доктор Живаго» Пастернак подробно изобразил сложный, витиеватый жизненный путь творческой личности – врача и писателя Юрия Живаго. Читатель становится свидетелем его нелегкой судьбы, становления его как личности и поэта, изменения его отношения к процессам в истории того периода. Если в начале книги Живаго воспринимал революцию как нечто «евангельское», то затем он понял, что революция внесла новую, кровавую, основанную на насилии мораль, в которой нет стремления к любви и состраданию.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Доктора Живаго», а прочесть полный вариант романа Бориса Пастернака.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий