Даргомыжский александр сергеевич

Биография подробнее

Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии (Белёвский уезд, село Троицкое). Однако в плане места рождения будущего музыканта есть разночтения. По некоторым источникам этим местом является сельцо Воскресенское Чернского уезда, что в Тульской губернии. Отец будущего музыканта и композитора, Сергей Николаевич, являлся незаконнорожденным потомком зажиточного помещика и носил фамилию Ладыженский, который впоследствии был отправлен на воспитание к Боучарову (армейскому полковнику) и проживал в его поместье Даргомыжка, отсюда и будущая фамилия Александра Сергеевича. Мама композитора, Мария Борисовна Козловская, княжеского происхождения, вступила в брак с Сергеем Николаевичем против воли своих родителей. Семья была большая, кроме маленького Саши в ней было ещё пятеро детей.

В 1817 году вся семья переезжает в столицу, отец получил работу в Санкт-Петербурге. Александр получает возможность учиться музыке. В 1821 году музыкальные занятия с Александром начинает проводить, известный в столице музыкант А. Т. Данилевский. Для занятий с мальчиком родители пригласили известного пианиста Франца Шоберлехнера. Кроме этого значительное влияние на становление будущего автора оказали: крепостной музыкант Воронцов, познакомивший мальчика со скрипкой и поощрявший его композиторские эксперименты, Бенедикт Цейбих, развивавший вокальные способности Даргомыжского.

В 1827 году молодой человек начинает трудиться в канцелярии, на государственной службе, где продвигается и достаточно успешно. В этот период он много исполняет дома произведения ведущих итальянских авторов и музыкантов. Огромное влияние на композитора оказало знакомство и работа с М. И. Глинкой, которое состоялось весной 1835 года.

В 1841 году Даргомыжский заканчивает работу над своим первым крупным произведением, оперой «Эсмеральда», которая не имела какого-то особого успеха у публики. В этот период он пишет романсы, даёт уроки вокала (причём зачастую на абсолютно безвозмездной основе). Через пару лет композитор оставляет службу и в течение двух лет посещает Европу, знакомится с различными композиторами, авторами и музыкантами того времени, изучает музыкальный материал и фольклор. Пишет оперу «Торжество Вакха». Видное место среди работ Александра Сергеевича занимает опера «Русалка», написанная в период с 1848 по 1855 год.

В 60-е годы Даргомыжский работает над операми «Мазепа» и «Рогдана», которые остались незавершёнными, пишет произведения для оркестра, вокальные камерные произведения и произведения для фортепиано. А в 1866 – 1869 годах композитор трудится над своим самым знаменитым творением, оперой «Каменный гость», по одной из «Маленьких трагедий» (написанных А. С. Пушкиным). Своё самое известное произведение автор не успевает завершить, завершал работу над «Каменным гостем» Ц. А. Кюи.

Завершил свой земной путь известный отечественный композитор 5 (17) февраля 1869 года, прожив 56 лет. Последние дни он провёл совершенно один – у великого русского композитора не было ни семьи, ни наследников.

Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки

Погорельский Антоний

Антоний Погорельский был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Его отец был дворянином, а мать крестьянкой. Среди родственников преобладали знатные люди, в том числе русский писатель – Алексей Толстой

Даргомыжский Александр Сергеевич родился 14 ноября 1813 года в имении Троицкое Белевского уезда Тульской губернии. С 1817 года жил в столице, Санкт-Петербурге. В детстве получил прекрасное музыкальное образование. Помимо базового фортепиано, хорошо играл на скрипке, имел успех в вокальном исполнении. Современники отмечали, что высокий хрипловатый голос мальчика «трогал до слез».

Учителями будущего композитора в разные периоды были Луиза Вольгеборн, Франц Шоберлехнер и Бенедикт Цайбиг. В юности Даргомыжский идет по стопам отца, по карьерной лестнице госслужбы, и на некоторое время забывает о композиции.

Ключевым в творчестве композитора стало знакомство с . С 1835 года Даргомыжский изучает теорию музыки по его конспектам, неоднократно выезжает в европейские страны. К сорока годам творчество Даргомыжского выходит на пик. В 1853 году в Санкт-Петербурге с большим успехом проходит концерт, состоящий только из его произведений. Параллельно с композицией Даргомыжский издается в популярных сатирических журналах «Искра» и «Будильник», принимает активное участие в создании Русского музыкального общества. С 1867 года становится руководителем Петербургского отделения Общества.

Опера “Каменный гость”

Опера «Русалка» и романсы принесли Даргомыжскому известность и успех. При этом он продолжал неутомимо поиски новых путей. Это особенно привлекало к нему молодых музыкантов Могучей кучки, тогда только начинавших свой путь,— Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. Им первым он показал новую оперу, над которой трудился до последнего дня жизни, но не успел закончить. Это была опера «Каменный гость» на сюжет одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Работал Даргомыжский с упоением. «Пишу не я, а какая-то сила, мне неведомая» – говорил он.

Середина XIX века была порой ожесточенных споров о судьбах оперного жанра. Все чаще стал высказываться взгляд на оперу как на один из видов драматического искусства, в котором музыка должна быть подчинена законам драмы. Проблемы эти тогда носились в воздухе и не было ни одного сколько-нибудь значительного композитора, которой не пытался бы решить их в своем творчестве. Конечно, среди них был и Даргомыжский.

Музыка оперы «Каменный гость», точно следуя за текстом Пушкина, раскрывает и его глубокий психологический подтекст. Главное средство для этого — музыкально-речевая интонация. Вокальные партии иногда близки к интонациям обычной, бытовой речи — таковы, например, диалоги Дон Жуана и Лепорелло. А в моменты волнения, воодушевления мелодия приобретает напевность и широту, не утрачивая речевой выразительности. Например, интонации Дон Жуана в сцене объяснения его с Доной Анной на кладбище. Они вначале благочестивы и почтительны, как и подобает речи монаха, за которого выдает себя Дон Жуан. А потом мало-помалу в них начинает звучать пылкая молодая страсть, подчиняющая волю Доны Анны и пробуждающая в ней ответное чувство.

Меткими штрихами рисует Даргомыжский и других действующих лиц: слугу Дон Жуана Лепорелло — воплощение житейского здравого смысла, актрису Лауру. В партии Лауры, кроме декламационных эпизодов, есть и песни в духе испанской народной музыки.

«Конечно, это произведение будет не для многих» — так оценивал сам Даргомыжский «Каменного гостя». И по отношению ко времени создания оперы, да и последующим десятилетиям, он был прав. Но смелый опыт Даргомыжского послужил отправной точкой для дальнейшей работы композиторов над музыкальным претворением речевой интонации — мощным средством создания реалистических музыкальных образов. И его произведение, созданное сто двадцать лет тому назад, неожиданно оказывается близким и созвучным творческим исканиям композиторов современности.

Основные произведения:

Оперы:

  • «Эсмеральда» (1841)
  • «Торжество Вакха» (1848) (опера-балет, в первой редакции — кантата),
  • «Русалка» (1855)
  • «Каменный гость» (1869) (не окончена, завершена Ц. Кюи, инструментована И. Римским-Корсаковым)

Для оркестра:

  • «Баба Яга или С Волги nach Riga» (1862) (шутка-фантазия)
  • «Малороссийский казачок» (1864)
  • «Чухонская фантазия» (1867)

Для голоса с фортепиано:

романсы и песни (около 100).

Русалка история создания

Уроки музыки

В детстве Даргомыжский поздно заговорил (в пять лет). Это повлияло на голос, который остался хрипловатым и высоким. Впрочем такие черты не помешали музыканту овладеть вокальной техникой. В 1817 году его семья переехала в Петербург. Отец стал работать в канцелярии банка. Ребенок же с раннего детства начал получать музыкальное образование. Первым его инструментом стало фортепиано.

Александр сменил нескольких учителей. Одним из них был выдающийся пианист Франц Шоберлехнер. Под его руководством Даргомыжский, биография которого как музыканта началась с самых ранних лет, стал выступать на разных мероприятиях. Это были частные собрания или благотворительные концерты.

В девять лет мальчик приступил к освоению скрипки и струнных квартетов. Его главной любовью все же осталось фортепиано, для которого он уже тогда написал несколько романсов и сочинений других жанров. Некоторые из них даже были впоследствии изданы, когда композитор уже обрел широкую известность.

Заграничное путешествие

Все русские интеллигенты XIX века стремились побывать в Европе, чтобы поближе познакомиться с жизнью Старого Света. Не был исключением и композитор Даргомыжский. Биография музыканта сильно изменилась, когда он в 1843 году покинул Петербург и несколько месяцев провел в крупнейших европейских городах.

Александр Сергеевич побывал в Вене, Париже, Брюсселе, Берлине. Он познакомился с бельгийским виртуозом скрипки Анри Вьетаном, французским критиком Франсуа-Жозефом Фети и многими выдающимися композиторами: Доницетти, Обером, Мейербером, Галеви.

Даргомыжский, биография, творчество и круг общения которого все-таки гораздо больше были связаны с Россией, вернулся на родину в 1845 году. На новом этапе жизни он увлекся национальным фольклором. Его элементы стали все чаще проявляться в работах мастера. Примерами этого влияния можно считать песни и романсы «Лихорадушка», «Душечка-девица», «Мельник» и другие.

Путешествие и новые тенденции в творчестве композитора

Новые тенденции в творчестве Даргомыжского появились во второй половине 1840-х – начале 1850-х годов. Они были связаны с зарождением и расцветом в нашей стране так называемой натуральной школы (критического реализма) в искусстве и литературе. Александра Сергеевича начали привлекать главным образом народные сюжеты. Кроме того, его интерес к фольклору стал еще больше. Даргомыжский занялся обработкой крестьянской песни. Можно сказать, что обострение национального сознания в это время связано с тем, что композитор находился за границей в период с 1844 по 1845 г. Он побывал в Германии, в Вене, Брюсселе и Париже. Даргомыжский уехал туда поклонником всего французского, а вернулся в Петербург приверженцем русского, как и в случае с Глинкой.

Именно к этому времени относится окончательное оформление «интонационного реализма» – творческого метода композитора (воспроизведение интонаций речи является главным средством, с помощью которого создаются образы). Композитор говорил, что стремится к тому, чтобы звук выражал слово. В песне «Мельник» был претворен в жизнь принцип, который исповедовал Александр Даргомыжский. Краткая биография его отмечена активной реализацией «интонационного реализма». От «Мельника» песни на стихи Пушкина тянутся нити к «Каменному гостю» – опере, где были воплощены принципы музыкальной декламации. «Омузыкаленная речь» возникает в романсах «Ты скоро меня позабудешь» и «И скучно, и грустно».

Как ракетный полигон стал космодромом

Для запуска спутника РС-1 было решено использовать военный полигон в Казахстанской пустыне. Решающим доводом в выборе места была и близость к экватору. Это позволило при запуске максимально использовать скорость вращения Земли. А его удаленность от Москвы позволяла поддерживать режим секретности.

Именно на военном полигоне Байконур впервые распахнулись космические ворота, и был дан старт первому искусственному спутнику земли. «Спутник -1» стартовал 4 октября 1957 в 22:28 по московскому времени. За 92 дня работы на околоземной орбите он совершил около полутора тысяч оборотов вокруг Земли. Две недели его сигналы «бип-бип-бип» принимали не только в центре управления полетом, но и радиолюбители по всему миру.

Краткая биография

В 1856 году будущий композитор окончил академию и начал свою карьеру врача с должности ординатора в военном госпитале, но позже снова вернулся в академию – уже в качестве ассистента кафедры общей патологии. В 1857 году он выдержал экзамен, получив степень доктора медицины, через год – защитил диссертацию. Дальнейшая карьера развивалась так:

  1. Лето 1858 года – Александр Бородин изучает минеральные воды в Солигаличе, через год он публикует отчет, и в городе открывают курорт, существующий и доныне.
  2. Осень 1859 года – Александр Порфирьевич знакомится с творческими экспериментами Модеста Мусоргского, с которым подружился во время работы в госпитале. Музыка Мусоргского производит на него сильное впечатление.
  3. Сентябрь 1860 года – участие в международном конгрессе химиков в Карлсруэ, вступление в парижское Химическое общество.
  4. Май 1861 года – знакомство с Екатериной Протопоповой. Александр Порфирьевич влюбился в талантливую пианистку, знакомство с ней подогревало его интерес к музыке. Но Екатерина страдала легочным заболеванием, врачи рекомендовали ей сменить климат, и она уехала в Италию в сентябре того же года.
  5. В конце 1861 года талантливый химик Бородин продлевает свою заграничную командировку и получает возможность работать в Пизанском университете. Там же в 1862 году он получает новое соединение – фтористый бензоил, в это же время пишет новое музыкальное произведение – фортепианный квинтет.
  6. Осень 1862 года – Бородин возвращается в Россию, где знакомится с Балакиревым и входит в его кружок «Могучая кучка». Вскоре Александр становится адъюнкт-профессором Медико-военной академии, преподает там неорганическую химию. Одновременно пишет свою Первую симфонию.
  7. Лето 1867 года – Бородин пишет оперетту «Богатыри» — ее премьера состоялась осенью того же года, на сцене Большого театра в Москве,
  8. Осень 1869 года – Бородин начинает писать оперу «Князь Игорь», которую окончит только в 1874 году.
  9. Февраль 1871 года – на заседании недавно основанного Русского химического общества Бородин представил исследование, совместно проведенное с неким врачом Крыловым. Оно показало связь между уровнем холестерина и развитием атеросклеротических бляшек, но, к сожалению, в течение столетия оставалось невостребованным.
  10. Ноябрь 1871 года – Александр Порфирьевич пишет Вторую симфонию (ее первое исполнение состоится только в 1877 году), становится редактором журнала «Знание».
  11. 1872 год – начало преподавания на Высших женских врачебных курсах. Вообще Александр Порфирьевич был одним из организаторов этих курсов, поскольку активно поддерживал женское образование.
  12. Апрель 1876 года – научные приборы, изобретенные Бородиным, демонстрируются в Лондоне, в Музее Южного Кенсингтона,
  13. 1879 год – написание Первого струнного квартета.
  14. 1884 год – Первая симфония получает Глинкинскую премию.
  15. 1881 год – написание Второго струнного квартета. Композитор работал и над Третьим квартетом, но не успел его завершить.
  16. 1886 год – тяжелая болезнь супруги, Екатерины Протопоповой.
  17. 1888 год – Александр Бородин умирает от сердечного приступа в разгар костюмированной вечеринки по случаю Масленицы.

Опера «Русалка»

Опера «Русалка», созданная в 1855 году по драме А.С. Пушкина, является центральным произведением данного периода. В ней правдиво описана трагическая судьба крестьянской девушки, которую обманул князь. Даргомыжский в этом произведении создал жанр, поднимающий проблему социального неравенства (народно-бытовая музыкальная драма). 4 мая 1856 года впервые была представлена «Русалка» в петербургском Мариинском театре. Она была поставлена со старыми декорациями, небрежным исполнением, неподходящими костюмами, неуместными купюрами. Неудивительно, что эта опера не имела успеха. Кстати, постановка состоялась под управлением К. Лядова, который не любил Даргомыжского. До 1861 года «Русалка» выдержала всего 26 представлений. Однако в 1865 году она была возобновлена Комиссаржевским и С. Платоновой. В новом варианте опера имела огромный успех. Она была включена в репертуар множества театров, стала одной из самых любимых русских опер.

Примечания

  1. Даргомыжский Александр Сергеевич // Большая советская энциклопедия:
  2. Даргомыжский // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания
  3.  . «Музыкальный справочник». Дата обращения: 27 августа 2008. (недоступная ссылка)
  4. А. С. Даргомыжский (1813—1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Петроград: 1921.С.1.
  5. ↑ Луковкин А. Где же родился Даргомыжский? // Музыкальная жизнь.№ 5.2005.С.29 — 31.
  6. Н. И. Боучаров был предположительно отцом Сергея Даргомыжского и, соответственно, дедом композитора
  7. В 1797 году брат Н. И. Боучарова отставной прапорщик Иван Иванович Боучаров, ставший в 1794 году опекуном его воспитанника, продал имение Даргомыжка флота лейтенанту Фёдору Алексеевичу Ладыженскому (1729—1804), отцу Н. Ф. Ладыженского.
  8. Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский и его окружение. Т.1-М.:Музгиз.1966.С.38-41,47.
  9. Шульгин П. М. Возможности и подходы к созданию музея-заповедника А. С. Даргомыжского в Твердуново // Край Смоленский. № 2, 2013. С.47 — 55
  10. РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1547. Л. 149 об. — 150; Салимов А.,Салимова М. О начальном этапе в истории усадьбы А. С. Даргомыжского // Край Смоленский.№ 9,2014.С.16-19.
  11. Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский и его окружение. Т.2.1973.С.13-14;92-93;244-247;Он же. Т.3.1983.С.36-41
  12. Будаев Д. И. Страничка из биографии композитора А. С. Даргомыжского // Смоленский край в истории русской культуры.- Смоленск,1973. С.119 — 126; Пугачев А. Н. Смоленщина в жизни и творческой биографии А. С. Даргомыжского: к 200-летию со дня рождения А. С. Даргомыжского.(Изд. 2, испр. и доп.). — Смоленск : Свиток, 2013 г. С.93-172.
  13. Шоберлехнер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  14. Соколов В. Т. Из моих воспоминаний, 1889 год
  15. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1973―1982
  16. Кюи Ц. А. Избранные статьи. — Л.: 1952
  17. Серов А. Н. Избранные статьи. — М.: 1950—1957
  18. Мусоргский М. П. Собрание романсов и песен. — М.: Музгиз, 1960
  19. Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. М.: Студия ЯТЬ, 2007

«Русалка»

В 1848 году Александр Сергеевич приступил к созданию одного из своих главных произведений — оперы «Русалка». Она была написана на сюжет стихотворной трагедии Пушкина. Даргомыжский работал над оперой семь лет. Пушкин не окончил свое произведение. Композитор завершил сюжет за писателя.

«Русалка» впервые появилась на сцене в 1856 году в Санкт-Петербурге. Даргомыжский, краткая биография которого уже была известна каждому музыкальному критику, получил за оперу множество обстоятельных похвал и положительных рецензий. Все ведущие российские театры старались как можно дольше продержать ее в своем репертуаре. Успех «Русалки», разительно отличавшийся от реакции на «Эсмеральду», подхлестнул композитора. В его творческой жизни наступил период расцвета.

Сегодня «Русалка» считается первой русской оперой в жанре психологической бытовой драмы. Какую фабулу предложил в этом сочинении Даргомыжский? Композитор, краткая биография которого способна познакомить с самыми разными сюжетами, создал свою вариацию популярной легенды, в центре которой — превращенная в русалку девушка.

Зрелые годы

В 1827 году Александр начинает работать в канцелярии. На службе он имел значительные успехи. Однако его жизнь все еще неразрывно связана с музыкой и с сочинительством. В 1835 году его близким знакомым становится М. Глинка, с которым он занимался музицированием. Опера этого композитора — «Жизнь за царя» — вдохновила Даргомыжского на написание собственного большого произведения.

Сюжет для оперы он взял по книге Гюго «Лукреция Борджиа». Однако впоследствии он отказался от этой драмы и обратился к «Собору Парижской Богоматери». В 1841 году он закончил работу, назвав ее «Эсмеральда». Однако опера не имела успеха. Сначала она пролежала долгих 8 лет в столе композитора, а затем после пары лет постановок в Большом театре в Москве совсем забылась. Подавленный музыкант, тем временем, не опускал руки и продолжал писать романсы, а также давать уроки по вокалу.

В 1843 году он выходит в отставку и отправляется в путешествие по Европе, где знакомится с известными музыкантами. Спустя два года он возвращается на родину, и все время посвящает изучению фольклора и написанию произведений на его основе. Главным музыкальным творением, в котором четко прослеживались фольклорные элементы, была «Русалка». Первый раз на сцене ее показали в 1856 году. Она долгое время держалась в репертуаре театров.

В обществе он приблизился к кругу писателей, придерживающихся демократических взглядов. Он даже участвует в выпуске журнала «Искра». В 1859 году Александр становится одним из руководителей Русского музыкального общества. В это же время он ищет новый сюжет. Отвергнув несколько Пушкинских «трагедий», он останавливается на «Каменном госте». Однако возникший у него творческий кризис, в связи с пренебрежением к нему юных композиторов, мешал написанию музыки. Тогда Даргомыжский вновь отправляется за границу.

Большим открытием для него стало то, что его произведения пользуются популярностью у иностранцев. Вдохновлённый этим, он вновь обретает веру в себя и возвращается в Россию, чтобы закончить своего «Каменного гостя». Но многочисленные неудачи и непризнание уже сыграли свое дело. Здоровье композитора подорвано. Александр не успевает дописать оперу и поручает закончить ее Цезарю Кюи. Даргомыжский умирает в 1869 году 5/17.02. в возрасте 55 лет в одиночестве: жены и детей у знаменитого композитора не было.

Биография подробнее

Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии (Белёвский уезд, село Троицкое). Однако в плане места рождения будущего музыканта есть разночтения. По некоторым источникам этим местом является сельцо Воскресенское Чернского уезда, что в Тульской губернии. Отец будущего музыканта и композитора, Сергей Николаевич, являлся незаконнорожденным потомком зажиточного помещика и носил фамилию Ладыженский, который впоследствии был отправлен на воспитание к Боучарову (армейскому полковнику) и проживал в его поместье Даргомыжка, отсюда и будущая фамилия Александра Сергеевича. Мама композитора, Мария Борисовна Козловская, княжеского происхождения, вступила в брак с Сергеем Николаевичем против воли своих родителей. Семья была большая, кроме маленького Саши в ней было ещё пятеро детей.

В 1817 году вся семья переезжает в столицу, отец получил работу в Санкт-Петербурге. Александр получает возможность учиться музыке. В 1821 году музыкальные занятия с Александром начинает проводить, известный в столице музыкант А. Т. Данилевский. Для занятий с мальчиком родители пригласили известного пианиста Франца Шоберлехнера. Кроме этого значительное влияние на становление будущего автора оказали: крепостной музыкант Воронцов, познакомивший мальчика со скрипкой и поощрявший его композиторские эксперименты, Бенедикт Цейбих, развивавший вокальные способности Даргомыжского.

В 1827 году молодой человек начинает трудиться в канцелярии, на государственной службе, где продвигается и достаточно успешно. В этот период он много исполняет дома произведения ведущих итальянских авторов и музыкантов. Огромное влияние на композитора оказало знакомство и работа с М. И. Глинкой, которое состоялось весной 1835 года.

В 1841 году Даргомыжский заканчивает работу над своим первым крупным произведением, оперой «Эсмеральда», которая не имела какого-то особого успеха у публики. В этот период он пишет романсы, даёт уроки вокала (причём зачастую на абсолютно безвозмездной основе). Через пару лет композитор оставляет службу и в течение двух лет посещает Европу, знакомится с различными композиторами, авторами и музыкантами того времени, изучает музыкальный материал и фольклор. Пишет оперу «Торжество Вакха». Видное место среди работ Александра Сергеевича занимает опера «Русалка», написанная в период с 1848 по 1855 год.

В 60-е годы Даргомыжский работает над операми «Мазепа» и «Рогдана», которые остались незавершёнными, пишет произведения для оркестра, вокальные камерные произведения и произведения для фортепиано. А в 1866 – 1869 годах композитор трудится над своим самым знаменитым творением, оперой «Каменный гость», по одной из «Маленьких трагедий» (написанных А. С. Пушкиным). Своё самое известное произведение автор не успевает завершить, завершал работу над «Каменным гостем» Ц. А. Кюи.

Завершил свой земной путь известный отечественный композитор 5 (17) февраля 1869 года, прожив 56 лет. Последние дни он провёл совершенно один – у великого русского композитора не было ни семьи, ни наследников.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Как провел раннее детство Даргомыжский

Биография, краткое содержание произведений, интересные факты о композиторе — все это интересует многочисленных поклонников его творчества. Начнем с самого начала и расскажем о раннем детстве будущего композитора.

Александр Сергеевич провел его в имении своих родителей, которое было расположено в Смоленской губернии. Через некоторое время семья перебралась в Петербург. Здесь получил домашнее образование Александр Даргомыжский. Биография его этого времени отмечена занятиями музыкой, театром и литературой. Учителями Александра Даргомыжского были А. Т. Данилевский (пианист), П. Г. Воронцов (крепостной скрипач), Ф. Шобернехлер (венский композитор и пианист), Б. Л. Цейбих (певец).

Кроме того, Даргомыжский познакомился с М. И. Глинкой (портрет его представлен выше), который передал ему теоретические рукописи, привезенные от профессора Дена из Берлина. Они способствовали расширению знаний Александра Сергеевича в области контрапункта и гармонии. В это же время начал изучать оркестровку Даргомыжский. Биография его продолжается созданием первых самостоятельных произведений.

Примечания

  1. Даргомыжский Александр Сергеевич // Большая советская энциклопедия:
  2. Даргомыжский // Musiklexikon: Перевод с 5-го немецкого издания
  3. А. С. Даргомыжский (1813—1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Петроград: 1921.С.1.
  4. ↑ Луковкин А. Где же родился Даргомыжский? // Музыкальная жизнь.№ 5.2005.С.29 — 31.
  5. Н. И. Боучаров был предположительно отцом Сергея Даргомыжского и, соответственно, дедом композитора
  6. В 1797 году брат Н. И. Боучарова отставной прапорщик Иван Иванович Боучаров, ставший в 1794 году опекуном его воспитанника, продал имение Даргомыжка флота лейтенанту Фёдору Алексеевичу Ладыженскому (1729—1804), отцу Н. Ф. Ладыженского.
  7. Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский и его окружение. Т.1-М.:Музгиз.1966.С.38-41,47.
  8. Шульгин П. М. Возможности и подходы к созданию музея-заповедника А. С. Даргомыжского в Твердуново // Край Смоленский. № 2, 2013. С.47 — 55
  9. РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1547. Л. 149 об. — 150; Салимов А.,Салимова М. О начальном этапе в истории усадьбы А. С. Даргомыжского // Край Смоленский.№ 9,2014.С.16-19.
  10. Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский и его окружение. Т.2.1973.С.13-14;92-93;244-247;Он же. Т.3.1983.С.36-41
  11. Будаев Д. И. Страничка из биографии композитора А. С. Даргомыжского // Смоленский край в истории русской культуры.- Смоленск,1973. С.119 — 126; Пугачев А. Н. Смоленщина в жизни и творческой биографии А. С. Даргомыжского: к 200-летию со дня рождения А. С. Даргомыжского.(Изд. 2, испр. и доп.). — Смоленск : Свиток, 2013 г. С.93-172.
  12. Шоберлехнер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. Соколов В. Т. Из моих воспоминаний, 1889 год
  14. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1973―1982
  15. Кюи Ц. А. Избранные статьи. — Л.: 1952
  16. Серов А. Н. Избранные статьи. — М.: 1950—1957
  17. Мусоргский М. П. Собрание романсов и песен. — М.: Музгиз, 1960
  18. Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. М.: Студия ЯТЬ, 2007

↑ Детство

Александр родился в деревне Троицкой в 1813 году 2/14.02. Его семья была большая, помимо него было ещё пятеро детей. До пяти лет маленький Саша не разговаривал. Его голос поздно сформировался. На всю жизнь он остался у него высоким с небольшой хрипотцой, что не считалось недостатком, а помогало ему трогать сердца слушателей во время пения.

В 1817 году Даргомыжские переезжают в Петербург. Его отец получил там должность в канцелярии. А Александр начинает свое музыкальное образование. Тогда он впервые сел за фортепиано. Страсть к различным видам искусства ему прививали дома. Его мать, Мария Борисовна, тесно соприкасалась с литературой. Атмосфера в доме располагала к творчеству. Вечерами дети устраивали спектакли, а в дневное время занимались гуманитарными предметами: и поэзией, и иностранными языками, и историей.

Его первая учительница музыки — Луиза Вольгенборн. Прозанимавшись с ним два года, она дала ему мало знаний на этом поприще. Поэтому преподавателя пришлось сменить. С 1821 года Александр начинает занятия с А.Т. Данилевским, уже известным человеком в музыкальных кругах. После нескольких занятий с ним Даргомыжский делает успехи. Помимо регулярных уроков с педагогом, мальчик пробовал сам сочинять мелодии.

Творческая деятельность не вызвала одобрения у строгого педагога. Он считал неприличным дворянину посвящать время сочинительству. В эту же пору у будущего композитора появляется второй преподаватель — крепостной Воронцов, который обучал мальчика игре на скрипке. В отличие от Данилевского, он поощрял творческие эксперименты Александра. Чтобы добавить сыну концертной практики, его родители пригласили пианиста Франца Шоберлехнера. Они прозанимались с 1828 по 1831 годы. За это время Даргомыжский отточил свое мастерство до такой степени, что уже в 30-е годы был знаменит на весь Петербург. Помимо игры на музыкальных инструментах, Александр имел тягу к пению. Он занимался с педагогом по вокалу Бенедиктом Цейбихом, который стал последним учителем композитора. После занятий с ним Даргомыжский самостоятельно продолжил свой музыкальный путь.

Опера «Эсмеральда»

Опера «Эсмеральда» (годы создания – 1837-41) считается первой серьезной работой Александра Сергеевича. Либретто к ней ранее создал сам Гюго по знаменитому роману «Собор Парижской богоматери». Это произведение, при всей незрелости (оно было написано по типу французской оперы) свидетельствует о реалистических устремлениях Даргомыжского. «Эсмеральда» так и не была издана. В Петербурге, в библиотеке Императорских театров, хранятся клавираусцуг, рукописная партитура и автограф Даргомыжского. Спустя несколько лет это произведение было поставлено. В Петербурге премьера состоялась в 1851 году, а в Москве – в 1847.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий