Религия даосизм

Сравнительный анализ

Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, оба вероучения переняли традиции первобытной религии с ее культом природы:

  • культ предков относят к конфуцианству. Но принципы культа (сыновья почтительность, например) характерны для всего китайского общества;
  • даосизму присуще многобожие, в конфуцианстве господствует культ императора и Неба;
  • конфуцианство – это путь к совершенству через самоограничение, подавление низменных страстей, переделывание себя. Учение побуждает к постоянной общественной активности. Главный акцент сделан на моральные и нравственные принципы;
  • конфуцианство обращается к человеку как существу социальному, у которого разум должен главенствовать над чувствами, даосизм – как к порождению природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
  • даосизм принимает человека таким, какой он есть;
  • главная добродетель даосизма – это недеяние, так как попытки изменить что-либо в природе или обществе нарушают естественный порядок вещей.

Что представляет из себя даосизм простыми словами, краткое определение

Берущий свое начало из древних шаманских практик, даосизм по праву относится к древним религиям. Согласно существующей легенде, основные вехи учения были заложены Желтым Императором — Хуан Ши.

Впоследствии китайский мудрец Лао-Цзы в своей работе “Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной”, смог обработать и привести к системе основные принципы учения. О жизни мудрейшего практически ничего не известно, все сведения о нем существуют в виде преданий. Одна из легенд рассказывает, что мудрец родился после прикосновения лучей солнца и луны чрева его матери.

На свет ученый якобы появился уже в пожилом возрасте, мать вынашивала его в течение нескольких десятков лет. Имя философа переводится с китайского как “Старый ребенок”. Как гласит притча, после своего рождения мудрец стал сразу же проповедовать это учение.

Основные принципы религиозного течения

  • Главная мысль в даосизме, это идея о подчинении “Дао” — всеобщему и естественному закону природы, общества и поведения каждого человека. Согласно постулату все начинается в “Дао” и в нем же и заканчивается. Основной целью жизни становится познание и слияние с ним. Если вся жизнь подчинена следованию “Дао”, то человек достигает бессмертия.
  • Один из принципов религии гласит, что человек — это микрокосмос, который существует бесконечно вместе с макрокосмосом — Вселенной. Смерть на физическом плане будет означать соединение души с Дао.
  • В даосизме нет такого понятия как собственное “я”. Существует только пустота, а главная задача человека: созерцание и наблюдение. Любое деяние, которое идет против жизненного порядка, считается пустой тратой сил и времени. В дальнейшем такие действия приведут к негативным результатам.

Основной задачей даосизм ставит умение человека отличить добро от зла, делать только хорошие поступки. Во время проведения медитации приобретаются гармоничные отношения с остальным миром.

Дорога к бессмертию:

  • Питание духа. Духи, живущие на небесах, ведут счет добрым и злым поступкам и определяют времени жизни человека. Доброделание и есть питание духа.
  • Питание тела. Соблюдать суровую диету (в идеале переход на питание своей слюной и вдыхание запаха росы), выполнение физических и дыхательных практик.

Далеко не все могли или хотели преодолевать такую сложную и тяжелую работу, и многие влиятельные люди старались упростить ее. В связи с этим неоднократно предпринимались попытки создания эликсира бессмертия. Одним из первых желающих стал китайский император Цинь-ши-Хуанди. Он отправлял различные экспедиции в дальние края с целью добычи нужных составляющих.

Даосизм в современном мире

Существует несколько форм учения. Большинство приверженцев учения составляют сторонники родной народной религии, меняющейся в зависимости от местности. В нее входят поклонение своим предкам, занятия хиромантией, практика Фэн-шуй.

Значительная часть современных жителей Китая практикуют гимнастику Цигун, которая также имеет отношение к даосизму. Такие занятия очень популярны у пожилых женщин, занимающихся группами после заката. Часть сторонников учения верят в увеличение жизни и даже в бессмертие путем внутреннего и внешнего самосовершенствования.

В даосский храм верующие приходят, чтобы поклониться идолам, представляющих исторические фигуры бессмертных или народных богов. Это вид религии больше исповедуют китайцы, живущие вне материкового Китая, который считается больше материальным и атеистическим. Многие храмы на Гонконге и в Тайване пользуются огромной популярностью.

В середине 20 веке после прихода к власти коммунистов были сильные гонения на вероучение. Ближе к концу века положение частично улучшилось. Специалисты связывают это с возрастанием популярности гимнастики Цигун. Даосизм и в наше время является живой религией. В стране действуют множество храмов и монастырей, ведутся научные работы по изучению основных постулатов, а монахи занимаются проповеднической деятельностью.

Даосизм оказывает огромное влияние на культуру Китая и без знаний основ даосизма трудно понять искусство и науку этой страны. Религия оказала свое влияние и на сопредельные страны: Вьетнам, Японию и Корею.

Современный даосизм является религией с роскошным внешним слоем состоящего из обрядов, богато украшенных храмов, мистических ритуалов и тонким внутренним содержанием, в которое входят различные техники для идеального развития тела, духа и ума.

Главные идеи даосизма

В общем понимании даосизм сложно назвать религией. В первую очередь — это именно направление китайский философской мысли, отражающее мировоззрение целого пласта поколений философов. Из-за того, что суть даосизма имеет глубоко национальные черты, свойственные именно китайскому мышлению, оно достаточно сложно воспринимается на Западе.

Основным фундаментом, на котором лежит вся система даосизма как философии — это понятие «дао», то есть в буквальном переводе «путь». Это путь не материальный, невозможно познать его и метафизически. В своем роде дао — обобщённое понятие всего сущего в мире, некий мировой закон, лишённый конкретной оболочки, особый способ постижения природы и природных законов.

Именно поэтому в даосизме считается, что постичь дао невозможно — к нему можно только приблизиться, так как нельзя достигнуть то, что по сути представляется небытием. Дао — это зарождение мира и его конец, уходящий в небытие через разрушение.

Такой путь есть у всего сущего на земле — самого Неба, человека, каждого животного и растения. Главная задача последователя даосизма — приблизиться к дао и тем самым впитать в себя великую сущность течения времени, соединить себя с окружающим миром в единой гармонии.

Конфуций: бессмертный учитель Поднебесной

Последующее развитие философии Древнего Китая связано с Конфуцием, самым популярным мудрецом Поднебесной, учение которого сегодня насчитывает миллионы почитателей как в Китае, так и за рубежом.

Взгляды Конфуция изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь Юй»), которую составили и опубликовали его ученики на основе систематизации его поучений и высказываний. Конфуций создал оригинальное этико-политическое учение, которым руководствовались императоры Китая в качестве официальной доктрины практически в течение всей последующей истории Поднебесной, до завоевания власти коммунистами.

Основные понятия конфуцианства, составляющие фундамент данного учения, — это «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (почтительность, церемонии). Основной принцип «жэнь» — не делай другим то, чего не желал бы себе. «Ли» охватывает широкий круг правил, которые, по существу, регламентируют все сферы жизни общества — от семьи до государственных отношений.

Моральные принципы, социальные отношения и проблемы управления государством — такие основные темы в философии Конфуция.

В отношении познания и осознания окружающего мира Конфуций, главным образом, вторит идеям его предшественников, в частности, Лао Цзы, в чём-то ему даже уступая. Немаловажная составляющая природы у Конфуция — это судьба. О судьбе говорится в учении Конфуция: «Всё изначально предопределено судьбой, и тут ничего не убавишь и не прибавишь. Богатство и бедность, вознаграждение и наказание, счастье и беды имеют свой корень, влиять на который не может сила человеческой мудрости».

Анализируя возможности познания и природу человеческого знания, Конфуций говорит, что по своей природе люди похожи друг на друга. Только высшая мудрость и крайняя глупость незыблемы. Люди начинают отличаться друг от друга благодаря воспитанию и по мере обретения разных привычек.

Что касается уровней знания, Конфуций предлагает такую градацию: «Высшее знание — это знание, которое человек имеет при рождении. Ниже — знания, которые приобретаются в процессе изучения. Ещё ниже — знания, полученные в результате преодоления трудностей. Самый же ничтожный тот, кто не хочет извлечь поучительный урок из трудностей».

Особенности философии Лао-Цзы

В центре внимания философской картины мира древнекитайского философа – категории Дао и Логос. Причем Дао – это духовное начало, которые не может быть постигнуто органами чувств

Дао бесформенно и бестелесно, оно вечно и бесконечно, оно пусто и неисчерпаемо:

Оно безымянно, поскольку любое выраженное Дао не может быть реальным; Дао, ограниченное рамками звуков человеческой речи искажается до неузнаваемости. Дао – это основа, истоки всего сущего и существующего, все появляется из Дао, и все возвращается в него. Само Дао – бесконечное циклическое вращение. Все живущее и жившее на земле раньше или позже возвращается к своему первоисточнику, к Дао. Дао – высший закон бытия, но не бытие.

Дао находится в неразрывной связи с Дэ. Дэ – олицетворение жизненной силы, проявление Дао на земле, трансформированное, доступное восприятию человека Дао.

Замечание 2

В центре философии Лао – непротивление злу, ненасилие, понятие «увэй» (неделание).

Неделание Лао-Цзы использует в контексте идеи мудрого правления. В его понимании термин используется для номинации политики невмешательства, которую избирают мудрые правители для управления страной. Указанное понятие раскрывается в трех основных аспектах:

  • прежде всего, мудрый правитель бездействует, позволяя природе идти своим путем. Указанное положение вытекает из даосского представления о самодостаточности всего сущего в мире;
  • «увэй» связано с пониманием и неотъемлемостью небытия, осознания бытия лишь при наличии небытия, соответственно, по аналогии деяние может восприниматься при наличии деяния, соответственно, правитель, выбравший недеяние, достигнет намного больших результатов, умея видеть итоги как деяния, так и недеяния;
  • недеяние, ослабление – это, по сути, обращение к Дао.

Восточный философ отмечает:

Главной победой руководителя выступает убеждение врага, подчинения внешнему развитию вещей, следование Небу, не действия, но ожидание того, когда обстоятельства изменятся и станут более благоприятными.

Лао-Цзы стал основателем даосизма как философской концепции, которая во многом сегодня определяет жизнь восточных героев.

Определение 1

Даосизм – традиционная философия и религия восточных стран, сформировавшаяся на территории Китая.

Во многом под влиянием даосизма сформировались идеи о мире, осуществлялось развитие науки и искусства. В частности, в литературе появились мотивы бессмертия. Прослеживается влияние философии и на развитие китайской музыки, живописи, скульптуры, архитектуры.

Более того, влияние даосизма оказало влияние на внутреннюю политику Китая. В частности, многие последователи философии даосизма принимали участие в управлении государством, выступали советниками в военных и политических делах. Руководители крестьянских восстаний использовали идеи даосизма для объединения людей под своими знаменами.

Принцип, введенный последователями даосизма – мириться с бедностью и довольствоваться тем, что есть сегодня и сейчас – длительное время был господствующим в китайском обществе, во многом обусловив особенности формирования китайского мировосприятия, миропонимания, менталитета в целом, восприятия мира и национального характера китайцев.

Не меньшее значение на формирование национального характера оказал и принцип дорожить и ценить жизнь.

Основная часть

После вступления нужно просто продолжать такую тему, как любовь к Родине. Сочинение должно иметь интересную основную часть, так как она главная.

Продолжить мысль можно примерно следующим образом: “Моя большая Родина – это Россия, как и у всех нас. Я люблю свою страну. Но у меня есть ещё и моя малая родина. То есть мой город, в котором я родился и живу. Некоторые могут сказать, что в нем нет ничего особенного. Возможно, с точки зрения постороннего, неместного человека, это правда. Наш городок небольшой, тут мало достопримечательностей, нет небоскрёбов или каких-то особых пейзажей. Но он мне очень дорог. Я ценю каждый его уголок, так как с любым местом связаны определенные воспоминания. И мы, местные, знаем о таких живописных местах, о которых неизвестно приезжим. В нашем городке есть своя романтика, и я это очень ценю”.

Вот в таком характере и можно продолжить написание. Глядя на пример, можно составить что-то свое. Главное – не забыть указать название города. Что ж, теперь стоит рассказать о том, какие принципы нужно использовать в процессе написания текста.

ПОДДЕРЖКА

Эта добродетель подразумевает, что человек должен поддерживать все формы жизни, включая его самого. Когда он заботится о себе, он может больше помогать другим. Эта добродетель заявляет о любви и служении всем, независимо от того, что человек получит взамен.
Каждый может перейти от политики только приема к философии даяния, не задаваясь вопросом, что он получит взамен. Эта добродетель естественным образом приходит к человеку, но мир, в котором он рождается, твердит о том, что нужно сосредоточиться на себе, что позволит стать счастливым. На самом деле многие люди не чувствуют себя удовлетворенными, идя этим путем.

Таким образом, отодвинув свое “я”, живя, чтобы служить другим, человек может найти истинные цели и радости.

Rules Of Living via Клубер

Кратко о даосизме

Даосизм – второе философско-религиозное течение. Главный постулат даосизма: существование первоисточника, Дао, что означает «путь, истина». Дао – это Абсолют, основа основ, начало всех начал, вечный путь и вечное движение.

Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.

В качестве первоисточника в них упоминается имя легендарного Желтого императора, Хуань Ши. Более достоверным автором даосизма считается китайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактата о пути и его проявлениях во Вселенной». В книге собраны постулаты и ритуалы учения Дао.

Легенда о Лао-цзы

О жизни Лао-цзы почти ничего неизвестно. Существует красивая легенда о великом старце. По этой легенде Лао-цзы родился стариком, но с каждым годом молодел. Имя его переводится как «старый ребенок».

Всю жизнь он служил хранителем книг. Видя вокруг несправедливость и горести, Лао-цзы решил покинуть Китай в поисках благословенной страны, но на границе начальник стражников отказался пропустить мудреца, пока он не опишет свое учение.

Лао-цзы начертал пять тысяч знаков, сел на своего вола и уехал в Индию. Там он стал Буддой. Изображения Лао-цзы на воле очень популярны в Китае.

Лао-цзы учил, что жизнь – это чередование парных состояний, грусти и радости, счастья и несчастья, любви и ненависти. И так как все переменчиво, то, что бы ни случилось, надо просто ждать следующей перемены.

Принципы

Чтобы постичь Дао, нужно соблюдать определенные правила, касающиеся тела и духа, а также правило ничегонедеяния:

  • в человеке борются божественные духи и злые демоны. Добрыми поступками можно умилостивить духов, и они приоткроют путь к познанию Дао;
  • поиски благословенного пути идут через телесное совершенство. Физическими упражнениями человек должен достичь полного подчинения своего тела разуму;
  • принцип недеяния заключается в отрицании какой-либо деятельности, ведущей к изменениям, ибо природа и Небо и так уже все придумали, а человек своим вмешательством может только все испортить.

Последователи Дао в своем стремлении познать Дао отгораживались от всего, что мешало им размышлять и созерцать, строили монастыри и посвящали жизнь служению Небу и Дао. В даосизме большое значение придавалось поискам долголетия, а позже и бессмертия.

Долголетие у китайцев является признаком того , что человек идет по «пути Неба и Дао», не ропщет, принимая жизнь со всеми ее радостями и печалями как должное Символически бессмертие рассматривалось как внутренняя свобода.

Инь и ян

В 4 веке до нашей эры даосские монахи изобразили круг, состоящий из двух частей, темной женской и светлой мужской. Как жизнь не могла быть только светлой или только темной, так и эти два начала не могли существовать отдельно.

Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.

Энергия ци

Вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательные гимнастики, боевые искусства, вышли из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных гимнастиках.

Выполняя упражнения, человек концентрировался, что позволяло соединить свою внутреннюю энергию с природной и отодвинуть предел возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы – путы движения энергии ци.

Протекая по этим меридианам, энергия обеспечивала равновесие инь и ян. Эти документы сохранялись в тайне от непосвященных. Во втором веке н. э. образ Лао-цзы приобретает божественные черты.

Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Для религиозного даосизма характерна вера в духов, культ предков и магические ритуалы. Культовые церемонии сопровождают все события в жизни. Соблюдение обрядов и ритуалов помогает уравновесить силы инь и ян в природе и в обществе.

Примером может служить празднование китайского Нового года, когда вывешенные символы с изображением инь и ян призваны защитить жилища от злых духов на весь следующий год.

Фэн шуй

С даосской практикой связано и фэн шуй – умение определять благоприятные места для человека, места, где свободно течет энергия ци.

Даосизм и конфуцианство

VI век до н. Э. было удивительным временем философского роста древнего Китая. Считается, что именно в это время жили и учили два самых влиятельных духовных лидера Китая, Конфуций и Лао-цзы. Философия, которую они практиковали, даосизм и конфуцианство, существовали одновременно в династическом Китае, привлекая бесчисленное количество последователей за последние 2500 лет.

Даосизм и конфуцианство разделяют общие взгляды на человечество, общество и Вселенную, хотя эти представления существовали задолго до появления любой из философий. Оба начинались как философии, впоследствии каждая из которых приобрела религиозный оттенок.А какие разницы между дасизмом и конфуцианством?

Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм занимается поиском смысла.
Вообще говоря, даосизм охватывает природу и естественные и спонтанные вещи в человеческом опыте, но отказа от значительной части передовой культуры, обучения и морали Китая.
конфуцианство рассматривает человеческие социальные институты, включая семью, школу, сообщество, и государство — как необходимые для человеческого процветания и нравственного совершенства, потому что они — единственная область, в которой эти достижения, как их понимал Конфуций.

Что такое дао?

Китайский иероглиф дао (путь)

Дао в даосизме — это достоверный, истинный путь. Это точка отсчёта, начало, из которого всё произошло, и которым всё завершается.

Дао — это также постоянный поток, идея о том, что всё меняется и нет ничего вечного.

Под дао также понимается космический закон Вселенной, который утверждает, как происходит мир, как он изменяется и как исчезает. Дао — это и есть само начало. Из него всё происходит и им всё заканчивается.

Одна из частей дао — это дэ (от кит 德 (dé) — добродетель). Это то, как дао проявляется в мире человека.

Объективная реальность человека, согласно даосизму, состоит также из ци (от кит. 气 (qì)). Ци имеет много значений. Это и газ, воздух, атмосфера, и настроение человека, его характер и жизненные силы.

Ци — это хаос, из которого потом произошло всё живое. А всё живое, в свою очередь, состоит из двух противоположностей — инь и ян.

Инь и ян неотрывно связаны с пятью элементами: землёй, огнём, водой, металлом и деревом. Эти элементы взаимосвязаны, находятся в гармонии и порождают друг друга. Они представляют постоянное движение по кругу без начала и конца.

Читайте подробнее про учение о пяти элементах и Инь и ян.

Династия Сун (960-1279)

В это время был создан третий Дао цзан, объединивший в себе около 4500 даосских текстов. Также этот период известен, как “золотая эра внутренней алхимии”. Известны три наиболее ярких деятелей данного периода:

Люй Дунбинь, даосский патриарх, а также легендарный исторический персонаж, причисленный к даосскому пантеону, входит в Восемь Бессмертных. Считается отцом внутренней алхимии.

Чэнь Туань, с именем Чэнь Туаня связана идея слияния конфуцианства, даосизма и буддизма, единения человека и природных процессов и осознания своей роли в природе. После Чэнь Туаня значительно увеличился интерес ко внутренней алхимии, которая стала основным направлением даосских практик по достижению бессмертия

Ван Чунъян – основатель школы Цюаньчжэнь (Школа Совершенной Истины, Школа Совершенной Подлинности)

В отличие от прежних школ, Цюаньчжэнь уделяет существенно меньшее внимание литургии и магической обрядности. При этом значительное место уделяется медитации и созерцанию, а также «внутренней алхимии», в которую входят элементы цигун

Много идей и медитационных техник школа Цюаньчжэнь переняла или сформировала под влиянием буддизма, отчего получила название «даосский Чань». От адептов школы требуется высокое нравственное совершенство и принятие монашества.

Лао-цзы и «Дао Дэ цзин»:

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н.э.). Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец») и о его уходе из Китая.

Отрывок из Дао Дэ цзина

Путь, о котором можно поведать, не постоянный Путь.

Имя, которое можно назвать, не постоянное Имя.

Где имени нет – там начало всех вещей,

Где имя есть – там мать всех вещей.

Посему, постоянно не имея желания, видишь его исток,

А постоянно имея желание, видишь его исход.

То и другое является совместно,

Они имеют разные имена, но одинаково сказываются.

В сокровенном есть еще сокровенность:

Вот откуда исходит все утонченное.

Понимание даосизма через метафоричный и парадоксальный язык Дао Дэ Цзина:

Чтобы понять «Дао дэ цзин», надо его прочитать. Занятие, приобретающее особый смысл и особую значимость, когда мы имеем дело с собранием разрозненных изречений, часто нарочито темных и парадоксальных. Афористическая речь – это язык безмолвия. Она созидается паузой, разделяющей и обступающей слова, и всегда сообщает о чем-то «другом» – неназванном, сокровенном и все же интимно внятном. Таким образом главный трактат даосов содержит много того, что нельзя сказать, а можно только прочувствовать.

Цигун и внутренняя алхимия

Необходимые составляющие даосской практики, заключающиеся в тренировке духа и правильном распределении энергии. Даосы верят, что при соблюдении всех нужных составляющих с помощью внутренней алхимии можно достичь бессмертия.

Ритуалы, медицина, учения:

Помимо различных институциональных вещей, таких как ритуалы и церемонии в храмах и монастырях, даосских праздников, внутренней алхимии и упражнений йоги, даосизм тесно связан с фэн-шуем, астрологией. Также даосы уделяют много внимания поэзии, изобразительному искусству, каллиграфии и музыке. Также даосизм тесно связан с традиционной китайской медициной. Неудивительно, что говорят: есть десять тысяч путей, чтобы быть даосом. Во многих жизненных взглядах можно найти черты даосской религии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий