Афанасий фет

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка» – анализ по плану

Вариант 1

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка» относится к позднему периоду творчества А.А. Фета. Оно опубликовано в 1887 году. Это произведение резко выбивается из той тематики, которой посвящены его поздние стихи.

Ближе к концу своей жизни Фет становился все более замкнутым, предпочитал существовать в собственных воспоминаниях, нежели жестокой действительности. Большинство стихов того периода посвящены трагической любви его юности. Это же стихотворение своей яркостью и задорностью напоминает его ранние работы.

В отличие от обычного приема, используемого поэтом в творчестве, он показывает природу сквозь призму разговора деревенского мальчишки с мамой. Традиционно лирический герой показывался только сквозь собственные чувства и переживания. Читатель мог только догадываться, кто же это, сколько ему лет, к какому классу он принадлежит

Да это и не важно

В данном произведение четкое обозначение статуса лирического героя помогает лучше и полнее воспринимать описанную картину. С детской наблюдательностью и непосредственностью поэт описывает первое по-настоящему зимнее утро. Покрывший землю снег будоражит мысли мальчишки. Его занимает и красота окружающего мира, ставшего таким белым и светлым, а также и новые занятия, которые ему сулит зима.

Дети действительно не боятся мороза и холода, когда есть возможность покататься на санках с горки по свежему снежку. Милая непосредственность героя не оставляет его матери иного выбора, кроме как согласиться. И хотя нам неизвестны чувства женщины, можно утверждать, что изменения в природе радуют и ее.

Чтобы подчеркнуть происхождение мальчишки, поэт использует особые выразительные средства. Это и простонародные выражения, а также приметы. Русский народ издревле славился своей любовью к приметам. Они прошли испытание временем и всегда работали. Даже сейчас каждый знает, если кошка прикрывает носик, значит жди похолодания.

Выбор лирического героя помогает подчеркнуть восторженность началом зимы. Такого эффекта сложно было бы достичь стандартным способом. Мы все привыкли радоваться приходу весны, а наступление зимы всегда расстраивает следующими с ней об руку холодами и морозами. Ребенок же способен найти повод для счастья в любой ситуации.

Вариант 2

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка» написано в далёком 1887 году. В это время поэт уже был в достаточно пожилом возрасте. Произведение не похоже ни на одно из предыдущих творений Афанасия Фета, так как в нём писатель использует такой стиль написания, как разговор двух людей, то есть диалог. Ранее этого не наблюдалось в творчестве поэта.

Стихотворение наполнено чувством радости и вдохновения от простых природных явлений. Оно обладает необъяснимой притягательной силой.

Читая строки стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка», каждый из нас чётко представляет великолепный природный пейзаж: первые зимние дни с небольшим морозом, только что выпавший снег, иней, который укрыл деревья и кусты, деревню с её избушками, в одной из которых находятся мама и её сын.

Мальчик безумно рад тому, что земля оделась в белоснежные одежды. Он в предвкушении зимних развлечений, катания на санках с горки. Своими впечатлениями мальчик делится с матерью. Одновременно ребёнок спрашивает у своей мамы разрешения выйти на зимнюю прогулку. И сам же отвечает на свой вопрос, что мать наверняка скажет, чтоб он шёл гулять.

Афанасий Фет умело описывает каждую мелкую деталь и мастерски использует в своём творчестве народную мудрость. Например, в то время, когда мальчик говорит маме, что вчера не спроста кошка умывала свой нос, поэт использовал народное поверье, которая свидетельствует тому, что в ближайшее время придут холода.

Афанасий Афанасьевич в своём произведении пользуется приемами сравнения, особенно в шестистишье.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

С помощью таких приёмов строки стиха становятся невероятно прекрасными и необычайно интересными. Ясно представляется непередаваемая красота окружающая всех нас.

При прочтении стихотворных строк создаётся впечатление, что поэт вспомнил своё детство. Будто автор описал один из ярких моментов своей жизни, который остался в его памяти навсегда, поделился своим восторгом с читателями.

Поэзия Афанасия Фета насквозь пронизана светлыми и радостными и эмоциональными моментами. Строки его стихотворений поражают яркостью и способны удивить ценителей поэзии. А в произведении «Мама! глянь-ка из окошка», мы ещё раз в этом убеждаемся.

Основная идея

Смысл, который заложил в своё произведении Фет, можно сформулировать следующим образом: людям необходимо учиться у природы, которая создала их, и частью которой они являются, им нужно быть сильными духом, а это возможно лишь с верой в себя и в будущее. По мнению автора, если деревья могут пережить лютые холода и ветра, человек тоже способен пережить любые проблемы и напасти.

Автор советует людям быть терпеливыми, чтобы в конце концов прочувствовать радость жизни. Это касается любого: и дуба, и берёзу, и мужчин, и женщин. Такова главная мысль стихотворения.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение – “облака как дым”.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

История создания

Будучи уже пожилым мужчиной, а именно в возрасте 63 лет, Афанасий Фет написал стихотворение «Осень» в 1883 году. За его плечами остались тяготы с признанием дворянства, сердечные интриги, взлеты и падения. Настало время спокойствия, счастья и славы. Пришло долгожданное умиротворение, автор был готов к переосмыслению жизни. Именно этим настроением пропитано данное произведение.

В 1877 году Фет купил большое поместье в Курской губернии и жил там безвыездно. Он стал поношенным помещиком: объезжал свои владения, занимался хозяйством, управлял делами имения. Одиночество и духовный голод породили в его душе меланхолию. Старость он воспринимал как медленное и бесцельное угасание, поэтому так стремился занять свою жизнь новым делом, но оно его не удовлетворяло. В последние годы его единственным утешением оставалось творчество. Он систематизировал ранние работы и выпустил единые сборники, затем работал над автобиографической книгой, но это не спасло его от тоски. Сохранились упоминания его биографа о том, что сердечному приступу в 1892 году предшествовала попытка суицида.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:

  • Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.
  • Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Забытая деревня» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – средства выразительности, идея, жанр

Следующая

Анализ стихотворений«Брожу ли я вдоль улиц шумных» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, тема, идея

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:

  • Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.
  • Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
  • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

«Весенний дождь» А.Фет

Текст «Весенний дождь» Афанасий Фет

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит.

Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь». созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-доджь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье

Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть. Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.

Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.

Анализ стихотворения Фета «Ива»

В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя.

Его восторженное состояние подчеркивают восклицатель­ные предложения: «Что за чудные извивы На коре вокруг ду­пла! А под ивой как красивы Золотые переливы Струй дро­жащего стекла!» Для влюбленного человека весь мир преображается, начинает играть красками: он замечает каж­дую мелочь, каждую деталь пейзажа и самозабвенно любуется окружающей обстановкой. Об этом красноречиво свидетель­ствуют эпитеты («чудные извивы», «золотые переливы» ), ме­тафоры («переливы струй дрожащего стекла» ). Образ склонившейся над водой плакучей ивы — традици­онный образ русского фольклора. Он, несомненно, связан с женским романтическим переживанием. Однако лирической героине посвящена лишь третья строфа произведения: первые две как бы подготавливают читателя к встрече с се образом, создают определенное романтическое настроение.

Лирический герой видит отражение возлюбленной в зер­кале воды и счастлив лишь тем, что смягчился ее взор. В стихотворении отражены те трепетные отношения меж­ду мужчиной и женщиной, которые были приняты в дворян­ской среде в XIX веке.

«» .

Анализ стихотворения А.Фета «Ива»

В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя.

Его восторженное состояние подчеркивают восклицатель­ные предложения:

Что за чудные извивы

На коре вокруг ду­пла!

А под ивой как красивы

Струй дро­жащего стекла!

Для влюбленного человека весь мир преображается, начинает играть красками: он замечает каж­дую мелочь, каждую деталь пейзажа и самозабвенно любуется окружающей обстановкой. Об этом красноречиво свидетель­ствуют эпитеты («чудные извивы», «золотые переливы»), ме­тафоры («переливы струй дрожащего стекла»).

Образ склонившейся над водой плакучей ивы — традици­онный образ русского фольклора. Он, несомненно, связан с женским романтическим переживанием. Однако лирической героине посвящена лишь третья строфа произведения: первые две как бы подготавливают читателя к встрече с се образом, создают определенное романтическое настроение.

Лирический герой видит отражение возлюбленной в зер­кале воды и счастлив лишь тем, что смягчился ее взор.

В стихотворении отражены те трепетные отношения меж­ду мужчиной и женщиной, которые были приняты в дворян­ской среде в XIX веке.

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» и отличительными особенностями творчества поэта;

  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
  • Развивать литературные способности, культуру речи, речевые умения, поэтический вкус учащихся, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, обогащать познавательный опыт и творческие способности учащихся;
  • Воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение.
  • Учить анализировать стихотворение, находить главную мысль.
  • Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
  • Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

познакомить с жизнью и творчеством Есенина;

познакомить с основной темой творчества Есенина — темой Родины, родного дома;
отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
развивать речь, образное и эстетическое мышление;
воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
учить замечать красоту в обычном.

Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

Метапредметные, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование: Проектор, музыкальные фрагмент — песня на стихи С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); презентация; портрет писателя С. А. Есенина.

Навигация

Основная тема

Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.

Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.

Средства выразительности

А. А. Фет обладал не только тонкой способностью видеть и чувствовать природу, но и богатым арсеналом средств выразительности для ее яркого изображения.

  1. Прежде всего, описать вечерний пейзаж поэту помогает использование ярких эпитетов: «стрельчатая ласточка», «вечереющий пруд», «молниевидное крыло».
  2. Во второй части стихотворения поэт выбирает метафоры, позволяющие наиболее зримо передать суть его философских рассуждений. Так, он называет себя «скудельным сосудом», стремящимся зачерпнуть хоть каплю «чуждой, запредельной стихии».
  3. Эмоциональный накал финала текста А. А. Фет усиливает с помощью риторических вопросов, в которых призывает читателя стать участником его наблюдений и размышлений, вместе задуматься над неразрывной связью человека и природы.

В стихотворении «Ласточки» А. А. Фет делится с читателем своими наблюдениями за красотой природы и размышлениями о сходстве ее с человеческой натурой. Использование средств выразительности, тонко подмеченные детали и простая композиция позволяют поэту передать грациозность полета ласточки и сравнить ее с природой человеческого вдохновения. Жажда прикоснуться к неведомым граням мироздания, приоткрыть завесу тайны и ступить на скрытые пути – это то, что движет как полетом птицы над гладью вечернего пруда, так и создающим свое произведение творцом.

Средства выразительности

При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.

Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.

Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.

Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.

Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.

Краткий анализ стиха «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. А. Фет

Вариант 1

А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики, открывается чудная картина. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.

Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголам, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.

Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке.

Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».

В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.

Вариант 2

Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета написано в конце 1850‑х годов. Названо оно по первой строке «Зреет рожь над жаркой нивой…» Великолепие красок жаркого лета, широту русских просторов поэт умело выражает в своих стихах. Через описание природы мы чувствуем душевный восторг, счастье русского человека.

В стихотворении описан один летний день. Но воображение рисует полное лето, от созревания колосьев до жатвы хлеба. Плавный переход сменяемого дня и ночи указывает на непрерывность бытия. В стихотворении тонко переплетается человек и природа. Лирический герой испытывает состояние покоя. Зреющая рожь вызывает благодатные чувства, удовлетворение, что зима будет сытной. Жаркое солнце вознаграждает за труды человека богатым урожаем.

Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший. Перекрестная рифма чередуется мужской и женской формой, создает песенный мотив. В строках чувствуется мягкое колыхание ветра. Ритм стиха задает динамику смены картин.

В первой строфе речь идет об описании нивы. Эпитетами «золотые переливы» и «жаркая нива» Фет выражает красоту полей.  «Прихотливый» ветер и жаркое солнце заботливо помогают колосьям созревать. Природа в гармонии с человеческим трудом.

Во второй строфе указывается на время после полудня. Месяц уже показался на небе, а солнце еще не ушло. Для более выразительной передачи смены дня и ночи Фет использует олицетворение – «месяц смотрит», «день объятия раскинул». Минутная смена заката выражается фетовским умением передать миг в ярких красках. Как коротка летняя ночь! Автор одухотворяет природу, наделяя её эмоциями человека – «месяц робкий», «изумлен».

В третьей строфе автор показывает насколько богато поле, ниву он называет «безбрежным хлебом». Яркой метафорой «огнедышащее око» наделяет солнце. Как будто высшее существо наблюдает за всем, ему всё подвластно. Природа существует по своим законам.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика Фета. Это любимое направление автора. Фет охватывает всю землю, и вширь, и ввысь: «безбрежная», от заката до востока. Широка душа русского человека! В данном стихотворении незримо ощущается его присутствие. Глазами лирического героя мы смотрим на богатство полей. Мы видим отрадную картину и испытываем наслаждение. А. Фет умело предает настроение пейзажа, делая его живым, подвижным.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий