Коран

Содержание

Большая часть Корана — это полемика в форме диалога между Аллахом (говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников) и противниками Пророка ﷺ, или же обращение Ал­ла­ха с увещеваниями и предписаниями к мусульманам. Центральная тема Корана — ут­вер­жде­ние исламских принципов, касающихся обязанностей верующих по отношению к Богу. Определён­ное место занимают представления о Вселенной, Земле, флоре и фауне. Отражены и некоторые ант­ро­пологические представления, дана краткая история человечества и пророчества о его буду­щем (воскрешение мёртвых, Страшный суд и т. д.). В Коране содержатся проповеди эсхато­логичес­ко­го характера, представления об Аде и Рае. В нём находят отражение и такие вопросы, как со­ци­а­ль­ная справедливость, экономика, международные и семейные отношения, нравственные цен­но­с­ти и т. д.

В мекканский период главной целью пророка Мухаммада ﷺ было привлечение в ислам как можно большего количества язычников

По этой причине в мекканских сурах большое внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также эти­че­с­ким проблемам. В мекканских сурах большое количество драматических сцен, обычно связанных с смертью, Страшным судом, ра­до­с­тями Рая и адскими мучениями

Драматические сцены нигде полностью или систематически не объясняются. Большинство мек­кан­с­ких сур относятся к богословским темам: знамения Бога, послания более ранних пророков и т. д. Эти суры можно клас­си­фи­ци­ро­вать как проповеди.

В мединский период ислам стал государственной религией, и поэтому в мединских сурах большее значение отводится социальным, правовым вопросам, проблемам войны и мира, экономическим вопросам, семейным отношениям и т. д. То есть аяты Корана ниспо­сылались с учётом существовавшей на тот момент обстановки, в которой находился Пророк ﷺ и его сподвижники. Ранние ме­дин­ские суры часто адресованы иудеям, как «сынам Израиля», так и «людям Писания». В поздних мединских сурах чаще встре­ча­ет­ся обращение «О верующие», но иногда «О дети Адама» или «О люди».

https://youtube.com/watch?v=6DKeUjtOXD4%3F

What is Quran — Quran Academy

В ряде случаев Божественные повеления ниспосылались постепенно, от более лёгких форм до более сложных. В соответствии с реальными обстоятельствами Аллах мог ниспослать одно от­к­ро­вение, которое носило временный характер, а затем отменить его и заменить новым. Ниспо­с­ла­ние Корана постепенно, по частям, также способствовало более лучшему его восприя­тию на­ро­дом .

Коран повествует о таких древних пророках, как Адам , Лут (Лот) , Ибрахим (Авраам) , Муса (Моисей) , ‘Иса (Иисус) и др., даёт информацию о различных событиях из их жизни, иногда отличающуюся от того, что написано в Библии. Вместе с тем он повествует и о событиях, которые должны произойти в будущем . Коран повествует о проблемах происхождения и сущности бытия, различных формах жизни, космологии и космогонии . Он содержит общие принципы всех аспек­тов индивидуального и общественного бытия, а также Божественные повеления относительно служения (‘ибада), различных об­ще­ст­вен­ных сделок (муамалят) и мер наказания за провинности (‘укубат). В Коране отсутствует полный кодекс поведения или спи­сок обязанностей мусульман; каждое правовое положение рассматривается отдельно, обычно в нескольких разных местах Ко­ра­на.

Все суры, кроме ат-Таў­бат̈ (, «По­ка­я­ние»), начинаются с басмалы С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! . В 29 сурах после басмалы можно встретить так называемые «разрозненные буквы» (х̣уруф мук̣ат̣т̣а‘а), которые пишутся слитно, но читаются раздельно. Смысл этих буквенных зачинов неясен и является предметом исследования многих учёных. Большинство мусульманских учёных считает, что разрозненные буквы в начале сур относятся к неясным, трудно понимаемым аятам Корана (муташабихат) и яв­ляются тайной, которую Аллах скрыл от людей.

Мусульмане обычно называют суры по их названиям, а не по номерам. Поскольку названия сур не были установлены во время жизни пророка Мухаммада ﷺ и не стали рассматриваться как часть текста, большинство сур стали известны по нескольким названиям. Египетское стандартное издание Корана оказало значительное влияние на единообразие названий сур, и большинство альтернативных названий больше не используются. Большинство названий сур берутся из ключевого термина или заглавного слова, которое иденти­фи­цировало бы суры для тех, кто заучивает их наизусть. Это говорит о том, что названия сур возникли в устной, а не в письменной тра­ди­ции.

Монумент «Ворота Мекки»

Содержание Корана

Коран состоит из 114 сур — глав (см. список сур Корана) и около 6500 аятов. В свою очередь, каждая сура делится на отдельные высказывания — аяты.

Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного…» (по-арабски: «بسم الله الرحمن الرحيم (Бисми-Ллахи-Р-рахмани-Р-рахим…)»).

Согласно общепринятому исламскому представлению, опирающемуся на «достоверные» хадисы, то есть, высказывания самого пророка Мухаммеда и его сподвижников, Коран был ниспослан Мухаммеду за 23-летний период. Первое откровение снизошло, когда ему было 40 лет, а последнее — в год его смерти, в 63 года. Суры были ниспосланы в разных местах, в разных ситуациях и в разное время.

Всего в Коране 77 934 слова. Самая длинная сура, 2-я, насчитывает 286 аятов, самые короткие — 103, 108 и 110-я — 3 аята. В аятах от 1 до 68 слов.

Первая сура Корана (автор Хаттат Азиз Эфенди)

Самый длинный аят — 282 аят 2-й суры (Аят про долг).

В Коране пересказываются истории главных персонажей и некоторые события христианских и иудейских религиозных книг (Библия, Тора), хотя детали часто отличаются. Такие известные библейские фигуры, как Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус упомянуты в Коране, как Пророки Единобожия (Ислама).

Выдающиеся художественные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабской словесности. Однако многие из них теряются при буквальном переводе.

Кроме Корана, мусульмане признают и другие Священные Писания, однако традиционно считают, что они были искажены в ходе истории, а также утратили свою роль после начала ниспослания Корана, который является последним из Писаний и будет последним Писанием до Судного Дня.

Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат (Тору) и Инджил (Евангелие), (Коран, 3:3)

Скажи: «Если соберутся люди и джинны для того, чтобы создать что-либо подобное сему Корану, то они не создадут ничего, ему подобного, даже если одни из них будут другим помощниками» (Коран. Сура «аль-Исра’» 17:88)

Этот Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него, и разъяснением Писания от Господа миров, в котором нет сомнения. (Коран, 10:37)

В Коране имеются данные, которые не были описаны в книгах какой-либо из религий. Детали обрядов поклонения (пост, закят и хадж) и способы их совершения по мнению некоторых апологетов ислама не имеют аналогов в прежних религиях . Однако, в хадисах приводятся ясные свидетельства о церемониях доисламсого периода, вошедших затем в священную практику мусульман .

Правила чтения

Существуют особые правила чтения Корана, установленные шариатом. Так, читать его следует вслух, речитативом и нараспев. Кроме того, каждый мусульманин должен был заучивать значительную часть текста наизусть. И в наши дни встречаются люди, которые знают наизусть весь текст Корана. Такой человек носит звание хафиза и пользуется почитанием.

Брать Коран в руки следует лишь после омовения. Читать его можно лишь в чистых местах. Держать Коран нужно на высоких местах, нельзя класть его на пол.

Читая Коран, мусульмане должны размышлять над его смыслом: в этом и состоит цель чтения: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Коран, 47:24).

Также мусульмане должны строго следовать всем предписаниям Корана и строить жизнь в соответствии с указанными там нравственными принципами.

Что такое Намаз в исламе?

Без Намаза не существует ислама. Все праведные мусульмане должны в точности выполнять все установленные священные молитвы.

Верующий должен громко произносить святые формулы приверженности единобожия, что называется Шахада. Считается, что так их произносил великий Мухаммед.

Пять раз в день необходимо произносить нужные молитвы: утром, днем, перед вечером, вечером и ночью.

При коллективных молитвах женщины молятся отдельно от мужчин или располагаются сзади них.

К Намазу согласно с философией Ислама необходимо подходить в чистом состоянии, в чистом месте и обязательно лицом в направлении Мекки и Каабы (священной кубической постройки) в мечети Масджид аль-Харам.

Структура Корана

Коран состоит из 114 глав, называемых сурами, которые состоят из разного количества (от 3 до 286) ритмико-смысловых единиц — аятов (ар. آية — а̄йат̈).

Суры в Священной Книге размещены не по содержанию и не по времени их появления. В основ­ном суры в Коране расположены в зависимости от количества аятов в них, начиная от самых длинных и заканчивая самыми короткими. Первая сура Корана — это аль-Фа̄­ти­х̣ат̈ (, «От­кры­ва­ю­щая»), а последняя — ан-На̄с (, «Лю­ди»).

Самая длинная сура аль-Ба­к̣а­рат̈ (, «Ко­ро­ва») содержит 286 аятов, а самыми короткими явля­ют­ся , и 110-я суры, в которых всего по три аята. В самом длинном аяте 128 слов (с предлогами и частицами — около 162), а в суре аль-Каў­с̱ар (, «Оби­ль­ный») всего 10 слов (с пред­логами и частицами — 13). Всего в Коране, по разным методикам подсчёта, от 6 204 до 6 236 аятов (Каирское издание), от 76 440 до 77 934 слов и от 300 690 до 325 072 букв.

Традиционная мусульманская хронология разделяет суры на «мекканские» (ниспосланные в Мек­ке в 610—622 годах) и «мединские» (ниспосланные в Медине в 622—632 годах), которые в боль­шинстве своём длиннее «мекканских». Не существует точных данных, какие именно суры от­но­сятся к мекканским, а какие — к мединским. В Каирском издании Корана указаны 90 мек­кан­с­ких и 24 мединских сур.

Мекканские суры, как правило, более поэтические; в них преобладает вероучительная тематика (единобожие, эсхатология); больше внимания уделяется идее всемогущества Единого Аллаха и страха перед Судным днём.

В мединских сурах преобладают правовые вопросы, отражена полемика с иудеями и христиана­ми, изложены обязанности мусульман. Большинство сур составлены из отрывков различных откровений (руку‘), которые слабо связаны друг с другом тематически и произнесены в разное время.

Потребностям рецитации Корана соответствуют и другие деления его текста на приблизительно одинаковые части: на 7 манзилев (для чтения в те­чение недели) или 30 джузов (для чтения в те­чение месяца). Далее каждый джуз делится на два хизба («партии»), которые, в свою очередь, под­раз­деляются на четверти (руб‘).

Первые 5 аятов суры аль-‘А­ляк̣ (, «Сгу­с­ток»).

Ангелы-записывающие

Существуют два ангела, которые ведут запись благих и дурных деяний человека. Один из низ них, который записывает все хорошие деяния и слова находится с правой стороны, а другой записывает все дурные деяния и слова и находится с левой стороны. Эти ангелы сопровождают человека повсюду, во всех жизненных ситуациях, за исключением особых случаев, как например, при входе в отхожее место. В Коране сообщается, что ангелы записывают деяния людей, а Всевышний в Судный день людям покажет их, чтобы они сполна получили заслуженное . Они сохранят книги с этими записями вплоть до Судного дня и в тот день вручат их людям . Рекомендуется уважать и почитать их и остерегаться говорить и делать то, что будет занесено в его книгу и вызовет недовольство Господа . В Коране ещё характеризуют записывающего ангела как «недремлющий страж» .

Научные знания в области геологии и физики, представленные в Коране и Сунне

С развитием науки и информационных технологий у людей появились возможности в более глубоких исследованиях окружающего мира: космоса, морей и океанов, гор и недр Земли, а также самого человека. Зародились новые науки, такие как биофизика, геология, океанология, молекулярная биология, эмбриология и множество других направлений. Новые открытия в некоторых областях науки позволили подойти ближе к пониманию аятов Священного Корана, в которых идет речь о творении мира и тех процессах которые происходят в природе и человеческом организме.

Железо

Говоря в суре «Железо» Священной Книги: «Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей» (сура Аль-Хадид (Железо), 25-й аят), Всевышний ниспослал человечеству знамение о том, что железо – это вещество, которое не могло быть образовано на земле, поскольку для того, чтобы образовался атом железа необходимо такое количество энергии, которое превысит всю энергию Солнечной системы в несколько раз. Современная наука придерживается мнения, что железо – элемент для нашей планеты «чужой», он попал на планету извне.

Вселенная

Известные нынче рассуждения науки о том, что Вселенная могла бы пойти трещинами, если бы равновесие, которое лежит в основе Вселенной, хоть немного нарушилось, подтверждаются в тексте Корана словами в суре «Каф», где Всевышний говорит о небе: “…Мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин” (сура Каф, 6-й аят).

Упоминание Всевышним такой информации, о которой человечеству станет известно только спустя долгое время раньше считалось чудом и сказкой, а сегодня вполне реальным и объяснимым.

Горы

О том, что горы являются опорами для земной коры, Всевышний сказал в суре «Весть»: «И (Мы сделали) горы – опорами” (сура Ан-Наба (Весть), 7-й аят), но о строении континентальных и океанических гор, о разнице в их строении и схожести строения поддерживающих их оснований науке стало известно совсем недавно, как и о том, что основания как континентальных, так и океанических гор служат своего рода «корнями» для гор и действуют по схеме, описанной в законе плавания, который описал еще Архимед. Всевышний же в Коране сказал в суре «Пчелы», что “…бросил Он на землю прочно стоящие горы, чтобы она не колебалась с вами…”.

Составление Корана

Коран как единая книга была составлена после смерти Мухаммеда, до этого он существовал в виде отдельных сур как написанных на бумаге, так и выученных наизусть сподвижниками.

По решению первого халифа Абу-Бакра были собраны все записи, все стихи Корана, но в виде отдельных записей.

Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти Мухаммада, когда Осман стал халифом, в ходу были различные части Корана, сделанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того, как Осман стал халифом, он приказал систематизировать Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммада (да благословит их Аллах и приветствует). В том порядке, в котором завещал сам пророк Мухаммед.

Собранные воедино, сведённые в один список, в период правления халифа Османа (644—656 гг.), эти откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651-м годом. Многие попытки, на протяжении полутора тысячи лет, внести изменения в священный текст Корана претерпели неудачу. Первый Коран хранится в Ташкенте, в первозданном виде, что доказано по ДНК крови на Коране, оставленной халифом Османом, убитым за чтением Корана.

Семь способов чтения канонического текста Корана были установлены Абу-Бакром.

Домашний очаг

ДомДачаСадоводствоДетиАктивность ребенкаИгрыКрасотаЖенщины(Беременность)СемьяХоббиЗдоровьеАнатомияБолезниВредные привычкиДиагностикаНародная медицинаПервая помощьПитаниеФармацевтикаИсторияСССРИстория РоссииРоссийская ИмперияОкружающий мирЖивотный мирДомашние животныеНасекомыеРастенияПриродаКатаклизмыКосмосКлиматСтихийные бедствия

Место Корана в исламе

Для мусульман Коран — это нечто большее, чем Писание или священная литература в обычном для западного мира смысле

Коран занимал и занимает важное место в религиозной и социально-политической жизни арабо-мусульманского мира. Он является основой ислама и первоисточ­ни­ком в вопросах исламского права (фикх) и вероубеждения (‘акида)

«Книгоцентризм» ислама вы­ражается в фундаментальном значении Корана как в мусульманском богословии, так и в по­все­дневной жизни мусульман, праве, культе, социально-этической доктрине. Коран также зани­мал центральное место в богословских дебатах ранних веков; от его богословских положе­ний от­тал­ки­ваются все направления арабо-мусульманской философии. В некоторых странах государ­ствен­ное и законо­датель­ное устройство, уклад общест­венной жизни строго согласованы с корани­ческими принципами и нор­ма­ми.

Согласно исламской доктрине, Коран — последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом; несотворённое Слово Аллаха, су­ще­ст­вую­щее предвечно, до начала времён. В 9 веке возникли споры об историчности («извечности» или «сотворённости» во вре­ме­ни) Корана, результатом которых стала проводившаяся в Халифате «инквизиция» (михна). Спор завершился торжеством положе­ния об из­веч­ности Корана как воплощении божественного Слова (Логоса), о его небесном архетипе, записанном на «Благохранимой Скри­жа­ли» (аль-Лявх аль-Махфуз).

Вера в Коран наряду с верой во все Священные Писания является одним из шести столпов имана (веры) . Чтение Корана является поклонением (‘ибада). Аяты и суры Корана используются мусульманами в молитвах (намазах) и в мольбе (ду‘а) .

Согласно исламской догматике, особенностью Корана является его чудесность и неподражаемость (и‘джаз) по форме и содержанию. Представление об ид‘жазе возникло в ходе пророческой деятельности Мухаммада ﷺ. В мекканский период Посланник Аллаха ﷺ призывал своих оппонентов создать «что-либо, подобное» Корану , однако арабы, несмотря на своё красноречие, не смогли привести даже одну суру, подобную Корану. В 8—9 веках тема неподражаемости Корана оказалась в центре не только вну­три­исламской полемики, но и полемики с иудаизмом и христианством. В ходе неё мусульманскими учёными-богословами было вы­ра­бо­тано представление о «чудесах» и «знамениях», воспринимаемых чувством (хиссийа) и постигаемых разумом (‘аклийа). Среди ар­гу­мен­тов чудесности Корана были и «сообщения о сокровенном» (ах̮бар аль-гайб). Развитие теории и‘джаза шло при активном вза­имо­дей­ствии с филологическими дисциплинами. К началу 11 века определился синтез учения о неподражаемости Корана и теории учения о фигурах и конкретных приёмах построения речи (бади‘). Концепция и‘джаза связана с доктриной о непереводимости Корана. Од­на­ко, мусульманские богословы допускали переводы Корана в значении «комментарий» (тафсир) при том условии, что переводом не будет подменяться оригинальный текст.

Грамматика Корана стала стандартом для классического арабского языка, который заменил другие языки на Ближнем Востоке и в Се­верной Африке. Арабская письменность с некоторыми изменениями была принята персидским, турецким (до 1928 г.), урду и дру­гими языками. Коран значительно повлиял на искусство арабской каллиграфии, став одним из главных декоративных мотивов ис­лам­ского религиозного искусства и архитектуры. Цитатами из Корана украшаются мечети, школы-медресе и другие публичные зда­ния. Му­су­ль­мане носят цитаты из Корана в качестве оберегов, а в своих домах вешают их на стены или ставят на почётное место.

В исламе детально разработан «этикет» (адаб) по отношению к Корану. Перед прикосновением к Священной Книге мусульманин дол­жен совершить ритуальное омовение. При чтении Корана желательно: читать его выразительно по правилам таджвида, прикрыть ‘ав­рат, обратиться лицом к Кибле и т. д. Коран следует хранить выше других книг, на него нельзя ставить посторонние предметы, про­носить в грязные места (туалет, баню и т. д.), небрежно относиться к нему и т. д. Не пригодные для чтения, неканонические эк­зем­пляры Корана закапывают в землю, либо сжигают.

Украшение интерьера мечети цитатами из Корана

Кодификация Абу Бакра

Подробнее: Абу Бакр ас-Сиддик
После смерти Мухаммада ﷺ во главе Халифата оказался его ближайший соратник Абу Бакр . В годы его правления в различных областях Аравийского полуострова отмечалась нестабильность и волнения. Одни арабские племена перестали выплачивать обя­за­тель­ную милостыню (закят), другие восстановили племенные традиции и отказались исповедовать ислам, третьи последовали за своими вождями, объявившими себя пророками, Медина подверглась нападению бедуинов. Халиф Абу Бакр был вынужден разослать от­ря­ды в Йемен, Ямаму, Неджд, Бахрейн и другие области Аравии. В боях с племенем бану ханифа в Ямаме погибли, по меньшей мере, семьдесят знатоков Корана. Среди погибших был и чтец Салим ибн Ма’киль , которого выделял сам Пророк ﷺ. В сло­жив­шей­ся ситуации ‘Умар ибн аль-Хаттаб поделился своими опасениями с халифом Абу Бакром и попросил его утвердить единый список Писания. Абу Бакр не решался пойти на такой шаг, оправдываясь тем, что сам Мухаммад ﷺ не сделал этого, но настойчивость ‘Умара и очевидность его доводов возымели действие. Халиф согласился с тем, что отсутствие такого свода в будущем может при­вес­ти к искажению Корана. Тем более что в тексте самого Корана он неоднократно называется китаб («писание», «книга»). Ру­ко­вод­ст­во составлением единого списка поручили Зайду ибн Сабиту , который с одиннадцати лет помогал Пророку ﷺ, отличался пре­к­ра­с­ной памятью и присутствовал при предъявлении Корана в последний год жизни Мухаммеда ﷺ.

Зайду поручили взять за основу свои собственные записи и собрать всё, что записали другие сподвижники непосредственно в при­сут­ст­вии пророка Мухаммада ﷺ. По всему Халифату объявили о собирании списка и отправили чтецов. Каждый письменный до­ку­мент должен был подтверждаться двумя заслуживавших доверия свидетелями. Таким образом, письменное свидетельство под­тверж­да­лось, по меньшей мере, двумя устными. Согласно преданию, сразу у нескольких сподвижников сохранился почти весь пись­мен­ный текст Корана, и только последние два аята из суры ат-Таў­бат̈ (, «По­ка­я­ние») были записаны лишь Абу Хузаймой аль-Ансари . Окон­ча­тель­ный список Корана не содержал «отменённых» (насх) аятов и совмещал семь «чтений» (харф). По­сле­до­ватель­ность рас­по­ло­же­ния аятов в сурах соответствовала тому, как читал Пророк ﷺ во время последнего предъявления. Собирание единого списка осу­щест­вля­лось под пристальным наблюдением старейших сподвижников и лично халифа Абу Бакра . В сборнике хадисов Ибн Абу Дауда приводится высказывание ‘Али ибн Абу Талиба : «Наибольшую награду за появление экземпляров Корана получит Абу Бакр . Да смилуется Аллах над Абу Бакром ! Он был первым, кто собрал Писание Аллаха».

Среди сподвижников существовали также другие списки других сподвижников, наибольшую известность из которых приобрели спи­с­ки Убаййи ибн Ка’ба и Ибн Мас’уда . Согласно некоторым сообщениям, также существовали списки ‘Аиши бинт Абу Бакр , ‘Али ибн Абу Талиба и др. В списке ‘Али суры были расположены по мере их ниспослания и включали также отменённые аяты. По мнению исламских богословов список Абу Бакра превосходил списки других сподвижниках по следующим причинам:

  • он был единодушно одобрен всеми «чтецами» Корана,
  • каждый аят Корана подтверждался, по меньшей мере, одним письменным и двумя устными свидетельствами,
  • последовательность аятов в сурах соответствовала последнему предъявлению,
  • в текст не включались отменённые аяты,
  • список Абу Бакра совмещал все семь харфов.

Список Абу Бакра был составлен в единственном экземпляре и хранился у халифа. После смерти Абу Бакра список достался его преемнику ‘Умару ибн аль-Хаттабу , а после гибели ‘Умара находился на хранении у его дочери Хафсы .

В чем сущность Корана?

Слово «коран» имеет арабское происхождение. В переводе на русский язык обозначает «речитатив», «чтение вслух». Коран – это главная книга мусульман, которая согласно преданиям является копией Священного Писания – первокниги, которая хранится на небесах.

Перед тем как ответить на вопрос о том, Коран – что такое, следует несколько слов сказать о происхождении Писания. Текст главной книги мусульман был послан Мухаммеду через посредника – Джебраила — самим Аллахом. В мирской период Мухаммедом происходила запись лишь отдельных заметок. После его смерти встал вопрос о создании Священного Писания.

Последователи Мухаммеда наизусть воспроизводили проповеди, которые в дальнейшем были сформированы в единую книгу – Коран. Что такое Коран? В первую очередь официальный документ мусульман, написанный на арабском языке. Считается, что Коран – это несотворенная книга, которая будет существовать предвечно, как и Аллах.

Основные названия

Самое распространённое название для священной книги мусульман — Коран (ар. аль-К̣ур’а̄н). Существует несколько мнений о про­ис­хож­де­нии этого названия. Большинство учёных считает, что название Корана образовано от гла­го­ла кара’а, означающего «читать», «собирать». В нём собраны суры и аяты, правдивые речи и мудрые предписания, а его чтение — удивительная духовная практика. Су­ществует мнение, что это название произошло от глагола карана, означающего «связывать», «со­е­ди­нять». Доводом в пользу этого слу­жит то, что аяты Корана сходны и связаны между собой, а его текст представляет собою риф­мо­ван­ную прозу, отличающуюся по­э­ти­чес­ким слогом. Согласно третьему толкованию, оно произошло от слова кира, что означает «уго­ще­ние», ведь Коран является Божьим да­ром для всего человечества.

Мухаммад аш-Шафи‘и (ум. 820) считал, что слово аль-К̣ур’а̄н не является производным от какого-либо другого глагола. Он сказал: «Это имя собственное, которое не происходит от других слов, как и другие имена собственные. То же можно сказать о словах Тау­рат, Ин­джиль и Забур, происхождение которых не обсуждается». Это мнение, вероятно, опирается на тот факт, что мусульмане не упо­тре­бля­ли слово аль-Кур’ан во множественном числе и использовали для этого слово мусхаф.

В Священном Коране упоминаются и другие его названия, самое распространённое из которых — аль-Кита̄б (букв. «писание», «кни­га»). Это название повторяется в Коране 67 раз. Аллах в Коране сказал: Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нём кривды . Слово кита̄б образовано от глагола катаба, означающего «писать», «собирать». Су­ще­ству­ет мнение, что он был назван так, потому что в нём собраны суры, аяты, слова и буквы. Однокоренное слово катиба, на­при­мер, означает «отряд», потому что отряд собран из отдельных бойцов.

В 50 аятах встречается с название аз-Зикр и однокоренные слова, означающие «напоминание», «поучение», «наставле­ние». Все­выш­ний сказал: Воистину, Мы ниспослали напоминание , и Мы оберегаем его . Коран получил такое на­зва­ние, потому что он напоминает людям о Божественной мудрости, религиозных предписаниях, духовных ценностях. Все­выш­ний ска­зал: Это — на­по­ми­на­ние о тебе и твоём народе, и вы будете спрошены . По мнению некоторых учёных, такое на­зва­ние объ­яс­ня­ет­ся тем, что Коран приносит славу тем, кто уверовал в него.

В трёх аятах Священный Коран назван аль-Фуркан (букв. «различение»). Всевышний сказал: Благословен Тот, Кто ниспослал Сво­е­му рабу различение , чтобы он предостерёг миры . Такое название связано с тем, что Писание различает меж­ду добром и злом, истиной и ложью, дозволенным и запретным. Согласно другому мнению, оно объясняется тем, что Коран был нис­по­слан отдельными частями (нуджуман мутафаррика).

Ещё одним названием Корана является Танзиль (букв. «ниспослание»). Всемогущий Аллах сказал: Это — Ниспослание от Того, Кто сотворил землю и высокие небеса ; Воистину, это — Ниспослание от Господа миров ; Это — Ниспослание от Господа миров .

Смысл эпиграфа к поэме Мцыри

Коран в современном мире

Значение Корана в современном мире не только не ослабевает, но лишь усиливается. Ислам распространился на все населенные континенты, и все его последователи чтят один текст. Рекомендуется читать Священное Писание исключительно на арабском языке, в том виде, в котором оно было дано людям. Поэтому каждый мусульманин, как правило, владеет в некоторой степени языком Корана. Но то и дело возникает необходимость перевода. Навыков чтения на арабском порой недостаточно для понимания сути.

Перевод Корана всегда вызывает множество споров. Специфика арабского языка не всегда дает возможность переводить дословно. Появляется почва для расхождений в толкованиях. Разная интерпретация одних и тех же сур и аятов, приводит к религиозным спорам.

Более того, во многим из-за разного понимания сур, появились и разные направления в Исламе. Основные: сунниты и шииты.

Интересные цитаты из Корана

Коран затрагивает самые разные сферы жизни человека и дает ответы на любые вопросы. При этом главным остается регулярное напоминание о том, что нет Бога, кроме Аллаха.

Всем известно, что ислам запрещает употребление свинины. Но вот что сказано по этому поводу в священной книге:

То есть, если употребление запретного необходимо человеку для сохранения жизни, то этот грех будет прощен.

Современность диктует свои каноны красоты, отсюда возникают новые вопросы. Например, разрешено ли мусульманкам делать косметические процедуры с волосами: тонирование, ламинирование, покрытие кератином, стрижка, завивка.

Здесь нужно помнить, что разрешены любые украшения внешности, не изменяющие радикально облик. Что касается процедур для волос, то запрещено будет лишь покрытие их составам, препятствующим попаданию воды на сам волос. Окрашивание, при котором краска лишь впитывается – не запрещено. Мытье волос – необходимая часть омовения, которой нельзя препятствовать.

Также ведутся споры о насильственном насаждении религии. Но в исламе насильное проповедование запрещено, о чем однозначно сказано в 10  суре. К вере в Аллаха каждый человек должен прийти самостоятельно, имея доступ ко всей необходимой информации.

Налагаются и запреты на все то, что вредит людям.

Одной из наиболее острых остается тема положения женщин в исламе. Часто приводится в пример сунна Ан-ниса, 34 аят, как доказательство разрешения насилия над женщинами.

Мусульмане возражают, что ислам не одобряет насилие и учит тому, чтобы все ситуации разрешались мирным путем. В первую очередь в семейных спорах должны присутствовать попытки решить всё разговорами. Коран учит не только женщину, но и мужчину смирению и уважительному отношению к супругу.

Интересные факты о Коране

  • Коран должен занимать в доме самое высокое и чистое место, брать его можно только вымытыми и сухими руками.
  • Пятница – единственный день в неделе, упомянутый в Коране, в этот день следует оставить все свои дела и потратить время на молитву.
  • Коран обязывает мусульман ежедневно совершать 5 молитв (наиболее ценятся пятничные молитвы или молитвы, произведенные в мечети).
  • Главная тема Корана – это человек и его взаимоотношения с Богом.
  • мусульманские ученые считают, что многие научные вещи были описаны в Коране еще задолго до их открытия, что подтверждает божественную природу священного текста (развитие эмбриона, разные плотности жидкостей, аэродинамическая сила).
  • в исламе поощряется заучивание Корана наизусть. Тот, кому это удалось, называется хафиз. По всему миру проходят конкурсы среди хафизов на лучшее чтение Корана. Принимают участие мужчины, женщины и дети. Часто в качестве приза выступает большая сумма денег.
  • В Коране помимо Бога и ангелов, упоминаются злые силы в виде шайтана и джиннов.
  • В исламе есть целое направление, изучающее толкование снов по Корану, хорошие сны считаются подарком Аллаха, а плохие – происками шайтана. Существует отдельный сборник толкований снов;
  • Коран чаще всего зеленого цвета, поскольку зеленый – цвет ислама.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий