Безусловные рефлексы: значение для человека
Содержание
- 1 А может быть все же случай
- 2 Примерное меню на неделю: таблица
- 3 Условия формирования безусловных рефлексов
- 4 Значение учения о рефлексах
- 5 Виды торможения безусловных рефлексов
- 6 Сущность рефлексов
- 7 Условные и безусловные рефлексы и их различия
- 8 Условные рефлексы на время
- 9 Условные рефлексы, механизмы образования, значение
- 10 Меню (Режим питания)
- 11 Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов
- 12 Отличная статья. Читать до/после общения с неврологом. Рефлексы новорожденных
- 13 Значение и классификация врожденных рефлексов
- 14 Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов
А может быть все же случай
Противопоставление одних открытий, будто бы чисто случайных, другим совершившимся с необходимостью, оказывается, как правило, несостоятельным, иногда даже вопреки свидетельству автора данного открытия. Часто за случай принимается элемент внезапности. Например, Пристли, открывший кислород при прокаливании с помощью зажигательного стекла ртутной окалины, целиком приписывает это счастливому случаю.
В действительности открытие кислорода необходимо вызывалось кризисом теории флогистона. Поэтому не случайно, что одновременно с Пристли кислород открыл и Шееле. Гальвани тоже говорит о случайности своего открытия (речь идет об открытии контактного электричества и явления сокращения мышцы лягушки при прохождении через нее тока). Но если бы он не делал специального акцента на случайности, то мы, живущие спустя два века, учитывая современный Гальвани уровень знания по теории электричества, считали бы его опыты естественным следствием этих знаний.
Академик Вальдек писал: «Почти все великое, что у нас имеется и в науке и в технике, главным образом найдено при помощи случая». Творчество научное (и художественное) но может представляться игрой капризных фантазий, а является закономерным проявлением особой причинной связи творческих замыслов, уровнем научного развития. Зальдену можно ответить остроумным выражением психолога С. Грузенберга; «Наивно было бы приписывать, например, происхождение младенца случайному падению его матери, вызвавшему во время ее беременности преждевременные роды». Случай — не причина, а лишь повод к открытию.
Примерное меню на неделю: таблица
День недели | Завтрак | Ланч | Обед | Полдник | Ужин |
Понедельник | отварной рис с молоком |
суфле из творога
чай
яблоко с добавлением небольшого количества сахара
суп с перловкой
кисель
печенье
настой из шиповника
филе рыбы
пюре из картофеля
кефир
Вторник
мясные тефтели
чай
фрукты
узвар
суп с макаронами
компот
сухарики
настой шиповника
свекольные котлеты
ряженка
Среда
овсяная каша
зеленый чай
печеные яблоки
компот
овощной суп
сок
настой шиповника
филе рыбы
ватрушка с творогом
кефир
Четверг
яичный омлет
чай
морковное пюре
настой шиповника
суп-пюре из картофеля
печеное яблоко
галетное печенье
компот
пудинг
зеленый чай
Пятница
запеканка
чай
печеная груша
овощной суп
настой из шиповника
галетное печенье
компот
филе рыбы
компот
Суббота
яичный омлет
чай с молоком
свежие фрукты
рисовый суп
кисель
йогурт с фруктами
овощное пюре
кефир
Воскресенье
творог
чай
печеное яблоко
овощной суп с говядиной
фруктовое желе
ватрушка с творогом
рыба
компот из сухофруктов
Соблюдение правильного питания при дивертикулезе кишечника является залогом качественного лечения. Оно одинаково необходимо при обострении и ремиссии заболевания. При помощи диеты удается достичь длительного улучшения и избежать развития осложнений.
https://youtube.com/watch?v=-47qizLC82o
Условия формирования безусловных рефлексов
Все приспособительные реакции организма животных и человека обеспечиваются рефлекторной деятельностью нервной системы. В процессе эволюции ряд рефлексов возник и прочно закрепился путем передачи по наследству. Рефлексы также позволяют объединить организмы и скоординировать его функции.
Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, осуществляющиеся по постоянным дугам, которые не меняются от рождения, закладываются изначально.
Примерами таких рефлексов являются:
- моргательный;
- оборонительный;
- слюноотделительный.
Изучение пищеварительной системы было детально проведено И.П. Павловым, который создал целую научную школу, и открыл новый этап в развитии физиологии человека.
Безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые структуры центральной нервной системы, а именно спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг. Центр любого безусловного рефлекса связан через нервные волокна с участками коры головного мозга. Безусловные рефлексы могут иметь различную степень сложности.
Для развитого совершенного организма врожденных рефлексов оказывается недостаточно, в процессе индивидуальной жизни у таких животных возникают качественно новые рефлекторные реакции, которые позволяют уравновесить организм в системе отношений с окружающей средой в зависимости от характера ее влияния. Эти рефлексы называются условными. Они имеют приспособительный характер.
Значение учения о рефлексах
Учение о рефлексах дало очень многое для понимания самой сущности нервной деятельности. Однако сам рефлекторный принцип не мог объяснить многие формы целенаправленного поведения. В настоящее время понятие о рефлекторных механизмах дополнено представлением о роли потребностей в организации поведения, стало общепринятым представление о том, что поведение животных организмов, в том числе и человека, носит активный характер и определяется не столько возникающими раздражениями, сколько планами и намерениями, возникающими под влиянием определённых потребностей. Эти новые представления получили своё выражение в физиологических концепциях «функциональной системы» П. К. Анохина или «физиологической активности» Н. А. Бернштейна. Сущность этих концепций сводится к тому, что мозг может не только адекватно отвечать на внешние раздражения, но и предвидеть будущее, активно строить планы своего поведения и реализовать их в действии. Представления об «акцепторе действия», или «модели потребного будущего», позволяют говорить об «опережении действительности».
Виды торможения безусловных рефлексов
Возбуждение и торможение — важные врожденные функции высшей нервной деятельности, которые обеспечивают согласованную деятельность организма и без которых эта деятельности была бы хаотичной. Тормозные безусловные рефлексы в процессе эволюции превратились в комплексный ответ нервной системы – торможение. И.П. Павлов выделял 3 вида торможения:
- Безусловное торможение (внешнее) – реакция «Что такое?» позволяет оценить, опасна или нет обстановка. В дальнейшем, при частом проявлении внешнего раздражителя не несущего опасности, торможения не происходит.
- Условное (внутреннее) торможение – функции условного торможения обеспечивают угасание рефлексов, потерявших свою ценность, помогают различать полезные с подкреплением сигналы от бесполезных, формировать отсроченную реакцию на раздражитель.
- Запредельное (охранительное) торможение – предусмотренный природой предохранительный безусловный механизм, срабатывающий при чрезмерном утомлении, возбуждении, тяжелых травмах (обморок, кома).
Сущность рефлексов
Рефлексы любого типа лежат в основе высшей нервной деятельности человека, а именно позволяют сформировать инновационный уровень адаптации внутри меняющихся условий среды.
Высшая нервная деятельность позволяет адаптироваться организму человека и высокоразвитых животных к перемене условий внешней среды.
Высшая нервная деятельность возникла скорее, как дополнение к базовому набору врожденных рефлексов, имеющихся у конкретного организма. Наличие высшей нервной деятельности позволило организмам освоить прогрессивные формы существования и эффективно приспособиться к динамике окружающей среды.
В ходе индивидуального развития особи формируются особые приспособительные реакции, которые называются условными рефлексами. Основоположником учения об условных и безусловных рефлексах является И.П. Павлов – выдающийся физиолог. Его условно рефлекторная теория говорит о том, что формирование условного рефлекса в ходе реализации индивидуального опыта становится возможным при действии на организм физиологически нетипичного раздражителя.
Результатом взаимодействия условных и безусловных рефлексов является формирование сложной системы рефлекторной деятельности.
Условные и безусловные рефлексы и их различия
Впервые рефлекторный характер деятельности головного мозга изучалось физиологом И.М. Сеченовым. Его труды развивал И. П. Павлов в экспериментальном исследовании функций коры больших полушарий. Павлов доказал, что в нижних отделах центральной нервной системе осуществляются прирожденные рефлекторные реакции, а в коре больших полушарий создаются и вырабатываются нервные связи индивидуально для каждого человека, при действии многих раздражителей на организм.
Условные рефлексы вырабатываются на основании безусловных рефлексов. Условный рефлекс образуется при сочетании изменения внешней среды и внутреннего состояния организма, с осуществлением какого-либо безусловного рефлекса.
Условные рефлексы:
- Реакция, которая приобретается организмом на протяжении индивидуального развития;
- Индивидуальны;
- Непостоянны;
- Образуются при самых разнообразных раздражителях;
- На уровне коры больших полушарий замыкаются;
- Возникают при функциональных временных связей.
Безусловные рефлексы:
- Реакция врожденная и передающаяся по наследству;
- Видовые;
- Постоянные, на протяжении всей жизни;
- Образуются на адекватные раздражители;
- На уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга замыкаются;
- Возникают на филогенетической анатомически выраженной, закрепленной рефлекторной дуге.
Условные рефлексы на время
Условным раздражителем может стать определенный промежуток времени (Ю. П. Феокритова, 1912). Например, если животное регулярно подкармливать через каждые 10 мин, то после нескольких таких подкармливаний образуется условный рефлекс на время. При отсутствии подкармливания около 10-й минуты наступают слюноотделение и пищевая двигательная реакция. В этом случае условным раздражителем может стать и короткий промежуток времени и очень длинный, измеряемый многими часами.
Образование условного рефлекса на время происходит в результате формирования временной нервной связи между очагом больших полушарий, в который поступают правильно чередующиеся афферентные импульсы, и очагом безусловного рефлекса, вызывающего двигательный рефлекс или изменение функции внутреннего органа. В организме совершаются многие периодические процессы, например работа сердца, сокращения дыхательной мускулатуры и др. При этом афферентные ритмические импульсы из этих органов поступают в соответствующие воспринимающие области больших полушарий, что по изменениям их функционального состояния позволяет различать ритм этих сигналов и отличать один момент времени от другого.
И. П. Павлов считал, что время как условный раздражитель — это определенное состояние раздраженных нейронов. Известная степень этого состояния возбуждения в результате внутренних или внешних (восход и заход солнца) ритмических процессов является сигналом того, что прошел определенный промежуток времени. Можно считать, что эти рефлексы образуются на основе наследуемых околосуточных (циркадных) ритмических биологических процессов, длительно перестраивающихся при изменениях внешней среды. У людей синхронизация биоритмов с астрономическим временем наступает примерно через 2 недели.
Условные рефлексы на время образуются у собак после десятков подкреплений.
Условные рефлексы, механизмы образования, значение
Условные
рефлексы
(УР) — это индивидуально приобретённые
в процессе жизнедеятельности реакции
организма на раздражение.
Создатель учения об условных рефлексах
И.П. Павлов называл их временной связью
раздражителя с ответной реакцией,
которая образуется в организме при
определённых условиях. Свойства условных
рефлексов:
1.
формируются в течение всей жизни в
результате взаимодействия индивида с
внешней средой;
2.
не отличаются постоянством и без
подкрепления могут исчезать;
3.
не имеют постоянного рецептивного
поля;
4.
не имеют постоянной рефлекторной дуги;
5.
для возникновения условнорефлекторной
реакции не требуется действие
специфического раздражителя.
Пример
условного рефлекса — выработка
слюноотделения у собаки на звонок,
подкрепляемый подачей пищи.
Условные
рефлексы образуются только при
определённом сочетании свойств
раздражителя и внешних условий. Для
выработки условного рефлекса используется
сочетание индифферентного
или условного раздражителя и подкрепляющего
безусловного.
Индифферентным называется такой
раздражитель, который в естественных
условиях не может вызвать данную
рефлекторную реакцию, а безусловным —
специфический раздражитель, который
всегда вызывает возникновение этого
рефлекса. Для выработки условных
рефлексов необходимы следующие условия:
1.
действие условного раздражителя должно
предшествовать воздействию безусловного;
2.
необходимо многократное сочетание
условного и безусловного раздражителей;
3.
индифферентный и безусловный раздражители
должны иметь сверхпороговую силу;
4.
в момент выработки условного рефлекса
должны отсутствовать посторонние
внешние раздражения;
5.
ЦНС должна быть в нормальном функциональном
состоянии.
Все
условные рефлексы в зависимости от
возникающего поведения делятся на
классические и инструментальные.
1.
классические это такие, которые
вырабатываются в соответствии с
вышеприведенными условиями и проявляются
одной пассивной реакцией. Пример —
слюноотделение, выработанное на звонок;
2.
инструментальные — это рефлексы,
способствующие достижению или избеганию
раздражителя. Например, при включении
звонка, предшествующего
безусловно-рефлекторному болевому
раздражению, собака совершает комплекс
движений, чтобы освободиться от
электродов; при звонке, предшествующем
пище виляет хвостом, облизывается,
тянется к чашке и т.д.
По
афферентному звену условнорефлекторной
дуги, т.е. рецепторам, выделяют
экстерорецептивные
и интерорецептивные
условные рефлексы. Экстерорецептивные
возникают в ответ на раздражение внешних
рецепторов и служат для связи организма
с внешней средой. Интерорецептивные —
на раздражение рецепторов внутренней
среды. Они необходимы для поддержания
постоянства внутренней среды.
По
эфферентному звену условнорефлекторной
дуги выделяют двигательные и вегетативные
условные рефлексы. Пример двигательного
— отдёргивание лапы собакой на звук
метроном, если последний предшествует
болевому раздражения лапы. Пример
вегетативного — слюноотделение на
звонок у собаки. Отдельно выделяются
условные
рефлексы высших порядков.
Это условные рефлексы, которые
вырабатываются не путём подкрепления
условного раздражителя безусловным,
а при подкреплении одного условного
раздражителя другим. В частности, на
сочетание зажигания лампы с дачей пищи
вырабатывается условный слюноотделительный
рефлекс 1-го порядка. Если после этого
подкреплять звонок зажиганием лампы,
то выработается условнорефлекторное
слюноотделение на звонок. Это будет
рефлексом II — го порядка. У собаки можно
выработать условные рефлексы лишь
IV-го порядка, а у человека — до XX-го
порядка. Условные рефлексы высших
порядков нестойкие и быстро угасают.
У
млекопитающих и человека основная роль
в формировании условных рефлексов
принадлежит коре. При их выработке от
периферических рецепторов, воспринимающих
условный и безусловный раздражители,
нервные импульсы по восходящим путям
поступают в подкороковые центры, а
затем в те зоны коры, где находится
представительство данных рецепторов.
В нейронах этих 2-х участков коры
возникают биопотенциалы, Они совпадают
по времени, частоте и фазе. По
межкортикальным путям происходит
циркуляция, т.е. реверберация нервных
импульсов. В результатет синаптической
потенциации активизируются синаптические
связи, расположенные между нейронами
той и другой зоны коры. Улучшение
проведения закрепляется, возникает
временная или условнорефлекторная
связь (схема дуги условного
слюноотделительного рефлекса).
Меню (Режим питания)
Меню этого стола может быть разнообразным, поскольку гораздо шире набор продуктов по сравнению со столом №4б и введен еще один способ обработки — запекание. В связи с чем при 6-ти разовом приеме пищи питание может включать чередование разнообразных мясных, овощных и крупяных. Разрешается молочные каши, которые можно готовить на завтрак.
При хорошей переносимости нужно делать упор на овощные блюда. Если сырые овощи вызывают дискомфорт в кишечнике, можно их полностью заменить на термически обработанные. Через день нужно включать яйца и блюда из них. Можно есть сухое печенье, мармелад, пастилу, зефир и раз в неделю позволять себе несвежую выпечку с вареньем, яблоками и мясом. На весь день разрешается 300 г хлеба, 40 г сахара, 10 г на один прием сливочного масла и 200 г ягод.
Вариант рациона 1
Завтрак |
|
Второй завтрак |
|
Обед |
|
Полдник | |
Ужин |
|
На ночь |
Вариант 2
Завтрак |
|
Второй завтрак |
|
Обед |
|
Полдник |
|
Ужин |
|
На ночь |
Вариант 3
Завтрак |
|
Второй завтрак |
|
Обед |
|
Полдник |
|
Ужин |
|
На ночь |
Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
1. Врожденные, наследственно передающиеся
реакции, большинство из них начинают
функционировать сразу же после
рождения.1. Реакции, приобретенные в процессе
индивидуальной жизни.2. Являются видовыми, т.е. свойственны
всем представителям данного вида.2. Индивидуальные.
3. Постоянны и сохраняются в течение
всей жизни.3. Непостоянны — могут возникать и
исчезать.4. Осуществляются за счет низших
отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол
мозга, спинной мозг).4. Являются преимущественно функцией
коры больших полушарий.5. Возникают в ответ на адекватные
раздражения, действующие на определенное
рецептивное поле.5. Возникают на любые раздражители,
действущие на разные рецептивные
поля.
Безусловные рефлексы
могут быть простыми и сложными. Сложные
врожденные безусловно-рефлекторные
реакции называются инстинктами. Их
характерной особенностью является
цепной характер реакций.
Условный
рефлекс
— это сложная многокомпонентная реакция,
которая вырабатывается на базе безусловных
рефлексов с использованием предшествующего
индифферентного раздражителя. Он имеет
сигнальный характер, и организм встречает
воздействие безусловного раздражителя
подготовленным. Например, у спортсмена
в предстартовый период происходит
перераспределение крови, усиление
дыхания и кровообращения, и когда
мышечная нагрузка начинается, организм
уже к ней подготовлен.
Отличная статья. Читать до/после общения с неврологом. Рефлексы новорожденных
Виды и функции рефлексов
Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:
- Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.
Перечень рефлексов
Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира – яркого света, холода или жары.
Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).
Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь – это глотательный, рвотный, роговичный и другие.
Защитный рефлекс
Как проверить. Положите младенца на живот — он автоматически повернёт голову в сторону, чтобы не задохнуться
На что обращаем внимание. Защитный рефлекс может не наблюдаться в случае, когда нервная система ребенка еще не созрела или была травмирована при родах
Тогда, укладывая малыша на животик, необходимо самостоятельно поворачивать ему голову и в первые месяцы неустанно наблюдать за ним. Насторожиться стоит и при чрезмерной реакции, когда ребенок вдобавок поднимает и запрокидывает голову назад. Это может свидетельствовать о повышении мышечного тонуса спины и шеи и даже церебральном параличе.
-Когда исчезает. Ослабевает после одного месяца, а совершенно угасает к трем.
Как проверить рефлексы самостоятельно?
Покинув утробу матери, ребенок знакомится с миром, а вы знакомитесь с ним. Для него это экстремальные условия, но малыш вооружен и борется за жизнь, используя рефлексы новорожденных. Зная их характеристики и физиологические реакции, вы можете самостоятельно проверить их наличие у вашего ребенка. Несложные манипуляции с малышом помогут вам понять, насколько здоров ваш кроха, работают ли его защитные функции и есть ли у него проблемы с развитием.
Основные рефлексы
Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей
Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности
В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:
- Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
- Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.
Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается. Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный. Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.
Хватательные рефлексы
Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.
Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно – симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.
Значение и классификация врожденных рефлексов
Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.
Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:
- Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
- Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
- «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.
Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:
- Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
- Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.
Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.
Оральные
Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.
К ним относятся такие рефлексы, как:
- Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
- Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
- Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
- Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
- Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.
Спинальные
Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:
- Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
- Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.
Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!
- Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
- Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
- Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
- До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
- Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
- Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.
Позотонические
Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.
- Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
- Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.
Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов
Безусловные
рефлексыУсловные рефлексы
1. Врожденные,
наследственно передающиеся реакции,
большинство из них начинают
функционировать сразу же после
рождения.1. Реакции,
приобретенные в процессе индивидуальной
жизни.2. Являются
видовыми, т.е. свойственны всем
представителям данного вида.2. Индивидуальные.
3. Постоянны и
сохраняются в течение всей жизни.3. Непостоянны
— могут возникать и исчезать.4. Осуществляются
за счет низших отделов ЦНС (подкорковые
ядра, ствол мозга, спинной мозг).4. Являются
преимущественно функцией коры больших
полушарий.5. Возникают в
ответ на адекватные раздражения,
действующие на определенное рецептивное
поле.5. Возникают на
любые раздражители, действущие на
разные рецептивные поля.
Безусловные
рефлексы могут быть простыми и сложными.
Сложные врожденные безусловно-рефлекторные
реакции называются инстинктами. Их
характерной особенностью является
цепной характер реакций.
Условный
рефлекс
— это сложная многокомпонентная реакция,
которая вырабатывается на базе безусловных
рефлексов с использованием предшествующего
индифферентного раздражителя. Он имеет
сигнальный характер, и организм встречает
воздействие безусловного раздражителя
подготовленным. Например, у спортсмена
в предстартовый период происходит
перераспределение крови, усиление
дыхания и кровообращения, и когда
мышечная нагрузка начинается, организм
уже к ней подготовлен.