Недоросль (пьеса)

Краткое содержание

Главные события комедии происходят в семье помещиков Простаковых, где царит безнравственность и самодурство. Шестнадцатилетний Митрофан никак не может закончить обучение, не имеет ни способностей, ни желания. Мать не обращает на это внимания, для нее главное, чтобы ребёнок вкусно поел.

Вскоре Простакова узнаёт, что её воспитанница Софья получила наследство от своего богатого дядюшки Стародума. Помещица решила силой выдать замуж Софью за своего Митрофанушку, не оставив ей выбора.

Девушка не соглашается, потому что давно любит офицера Милона. Кроме этих двух героев, на её руку претендует ещё и Скотинин.

Софье и Милону помогают интеллигентный чиновник Правдин и старый дворянин Стародум. И планам Простаковой не удаётся свершиться: крестьяне покидают её, сын отворачивается. Стародум увозит влюблённую пару в Москву.

В чем смысл финала комедии “недоросль”?

О том, что предпримет ревизор и что грозит чиновникам, ничего не сообщается. «Второй любитель искусств» говорил, что немая сцена должна заставить современников верить в правительство, «как древние веровали в рок…». Это напоминает ядовитое замечание Вяземского: «В наших комедиях начальство часто занимает место рока (fatum) в древних трагедиях». Поводом для такого замечания послужил финал фонвизинского «Недоросля», где устами положительного персонажа (Правдина) сообщается персонажам порочным (Простакову): «Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило её ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни».

Любовный роман об оптимизации производства

Специалист по организа­ционным системам Элияху Голдратт назвал свою книгу «Цель» «любовным романом об оптимизации производства». Необычный формат стал источником сложностей при поиске издателя. Но когда книга, наконец, появилась на свет, ее успех был феноменальным. К моменту перевода на русский язык во всем мире было продано более 2 млн экземпляров на 22 языках, и тысячи корпораций взяли на вооружение «теорию ограничений», описанную автором.

Книга была написана в те годы, когда американская промышленность почувствовала сильное давление со стороны японских предприятий. Заокеанские производители активно вторгались на рынки США с качественными и недорогими товарами, и вести дела по старинке стало невозможно. Как глава компьютерной фирмы, поставляющей системы учета для промышленности, Элияху Голдратт осознал, что именно нужно изменить производ­ственным компаниям, чтобы успешно зарабатывать деньги.

Юность

Перевод имени Митрофан несет в себе что-то доблестное. Каков же юный Митя?

Добродушный парень с хорошей успеваемостью. Как говорилось выше, его психологическая стабильность исходит из семьи. В случае если родители решат развестись, когда их Митя находится в подростковом возрасте, мальчик рискует превратиться в закомплексованного мужчину с постоянным чувством вины. Когда в семье все хорошо, Митрофан растет уверенным в себе и очень целеустремленным человеком.

Что касается отношений с девушками, то постоянство не про нашего героя. Но об этом в подразделе “Семья и брак”.

В чем смысл финала комедии недоросль

Потому что при всей раздробленности и распадении людей в современной жизни человечество,— считает Гоголь,— объединено единой судьбой, единым «ликом времени». Далее. От всеобщности потрясения персонажей Гоголь перекидывал мостик ко всеобщности же переживаний зрителей. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нём может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чём не сходная собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» («О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности»). Всеобщность реакции есть особый знак экстраординарности переживания зрителей, соответствующий значительности того, что совершается на сцене.

Литературный образ

Этимологически фамилия Вральман состоит из двух частей и образована от русского слова враль

— врун, лгун и немецкого словаmann — человек.

Задача Вральмана в доме Простаковых заключается в том, чтобы учить Митрофанушку «по-французски и всем наукам». В отличие от других наставников недоросли — Кутейкина и Цыфиркина, находится на особом положении и получает жалование равное трёмстам рублям в год. Являясь кучером (по словам Стародума) и не зная ни французского языка, ни каких-либо наук, Вральман получил место гувернёра благодаря нескольким обстоятельствам:

  • он является иностранцем
  • им довольна госпожа Простакова («мы им довольны »), поскольку не мучая Митрофанушку занятиями,бережёт его здоровье («робёнка он не неволит »)
  • единодушен с Простаковой относительно воспитания Митрофанушки, поскольку считает, что у того слабая голова («А фить калоушка-то унефо караздо слапе прюха… ») и неучёный, но здоровый гораздо лучше, чем мёртвый, но «премудрый», как «Аристотелису», также полагает, что грамота не нужна для выхода в светский мир («Как путто пы россиски тфорянин уш и немог ф сфете аванзировать пез россиской крамат! »)

Вральман имеет сложные отношения с Кутейкиным и Цыфиркиным, которые, в отличие от него, имеют хоть какую-то образованность. Это в итоге выливается в донос Простаковой на них.

Несмотря на свою говорящую фамилию, Вральман обманывает и ведёт себя нагло не из-за своей природной сущности, а в из-за от жизненных обстоятельств или по необходимости. Так, по причине продолжительных (три месяца) поисков работы кучером и угрозы умереть от голода Вральман назвал себя учителем.

Фонвизин отводил Вральману место второстепенного персонажа, задачей которого было выступить отражением лени Митрофанушки и невежества Простаковой, а также наглядно показать ущербность тогдашней моды на гувернёров-иностранцев, который как и Вральман, не имели должного образования и были мошенниками. Незначимость Вральмана, по сравнению с другими персонажами, видна в частоте появлений в комедии (конец 3-го и конце 5-го действий, хотя и упоминается в 1-м действии), как и его неучастие в интригах.

После Фонвизина образ невежественного иностранного гувернёра станет классическим для русской комедии. Литературовед К. В. Плетнёв считает, что внимания заслуживает такой обстоятельство, как то, что «Вральмана наняли в Москве. Простакова говорит Правдину: «В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полицию заявили…

»

Это важно, поскольку согласно действовавшему с середины XVIII века императорскому указу все иностранцы, которые выразили желание работать гувернёрами и выступить в качестве содержателей пансионов, обязаны были в срочном порядке сдавать квалификационные экзамены в Московском университете или же в Санкт-Петербургской Академии наук. Если же кто-то нанимал гувернёра-иностранца, не имевшего необходимый аттестат, то это наказывалось штрафом

Отсюда можно сделать вывод, что Простакова наняла Вральмана в нарушение действующего законодательства, а полиция, в свою очередь, не выполняет должным образом возложенные на неё обязанности. Причём Фонвизин пытается донести мысль о том, что невежественный гувернёр приведёт своего воспитанника в духовному разложению, хотя при правильном обучении должен вырастить из него человека с высокими добродетелями и наличием гражданских доблестей.

Постановки

Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина — К. И. Гамбуров, Цыфиркина — А. М. Крутицкий, Скотинина — С. Е. Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».

Уже 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам.

Смысл финала комедии недоросль с финалом немой сцены

Т. III. С. 469. Котляревский H. Гоголь. Пг., 1915. С. 310. Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. Т. 2. С. 194 (курсив В. Гиппиуса). Воронский А. Гоголь. С. 152. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя. М., Советский писатель, 1959. С. 315. Ермилов В. Гений Гоголя. М., Советский писатель, 1959. С. 301. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. С. 399. Вяземский П. Фон-Визин. СПб., 1848. С. 217. Ср. в IX главе «Мёртвых душ», когда загадка Чичикова и «мёртвых душ» взволновала всех: «Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» В «Отрывке из письма…» даже «две-три минуты». Исходя из всего сказанного, можно провести параллель между немой сценой и изображением Страшного суда в средневековом искусстве. Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается “достойным” отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее.

Инфо

Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной. Он грубо отталкивает Простакову. Так же спешно оставляет ее наедине со своими проблемами и брат. Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: “Вот злонравия жестокие плоды”.

Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты. Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России. Loading… Каков смысл финальных сцен по комедии Недоросль (Фонвизин Д.

В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения

Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше.

Тема, проблема, идея и значение произведения

Основу комедии составляют две проблемы, особенно волновавшие писателя – это проблема воспитания и проблема нравственного разложения дворянства. Фонвизин считал, что проблема воспитания имеет государственное значение, и именно правильное воспитание могло бы спасти дворянское общество от разложения и деградации.

Причину порочности дворянства писатель видит в установившемся государственном строе, который порождает беззаконие и произвол. Проблема воспитания, таким образом, оказывается неразрывно связанной с политическим и жизненным укладом государства.

Замечание 1

Проблема воспитания дворянства является основной темой данного произведения.

Идея комедии заключается в осуждении невежественных и жестоких помещиков, считающих себя хозяевами жизни. они не соблюдают ни нравственные законы, ни государственные.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 400 руб.
  • Реферат Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 260 руб.
  • Контрольная работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Комедию «Недоросль» можно назвать народной. В этом произведении Фонвизин отразил острые проблемы русской действительности. Сначала зрители, посмотрев комедию в театре, от души смеялись. Однако потом, задумавшись, испытывали печаль и называли пьесу русской трагедией. Комедия Фонвизина является сатирическим зеркалом общества.

«Недоросль» является общественной комедией, в которой нет ничего карикатурного. Все персонажи взяты из реальной жизни.

В этом произведении присутствует и гротеск, и фарсовое начало, и сатирический комизм. Поднимаются вопросы, заставляющие серьезно задуматься. «Недоросль» оказал сильнейшее влияние на развитие русской драматургии и литературы в целом.

One more step

Но в тоже время намекает на трагичность его действий. Автор показывает, что в дальнейшем он накликает на себя беды, связанные с его недостойным поведением.Фонвизину удалось создать уникальную и потрясающую картину, в которой в равных пропорциях перемешано смешное и трагичное. Особую нишу в комедии занимает деградация дворянского общества и все, что с ней связано. Конец комедии весьма непредсказуем, но соответствует традициям, в которых выполнена вся пьеса: гармоничная смесь праведного и греховного. Похожие сочинения:

Сочинение на тему «Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа?(по роману А.С

Пушкина «Капитанская дочка»)» Исторический роман, созданный рукой великого поэта и прозаика Александра Сергеевича, обращает свое внимание на восстание крестьян, лидером которого был Пугачев

История

Термин «фарад» был первоначально введен Латимером Кларком и Чарльзом Брайтом в 1861 году в честь Майкла Фарадея для обозначения единицы количества заряда, но к 1873 году фарад стал единицей измерения емкости. В 1881 году на Международном конгрессе электриков в Париже имя фарад было официально использовано для обозначения электрической емкости.

Сочинение 3

Смысл и суть тут можно одним словом обозначить – названием! И нельзя сказать, что этот недоросль главный герой, но вокруг него всё крутится. И ведь только из текста мы понимаем, что слово это в плохом смысле использовано. Если б называлось произведение «Простушка», а речь там шла не о милой девушке, а о той, кто по своей простоте делает другим гадости, то был бы похожий эффект. Сам по себе недоросль означает, что человек до чего-то не дорос, ничего плохого в этом нет, в принципе. Но тут дело в том, что он не дорос, а считает, будто имеет право на всё. Так себя и ведёт!

Суть в этом как раз и заключается! А смысл ещё и в том, что такое поведение будет наказано. Вообще, все вредные персонажи наказаны, добро торжествует! Мамаша его (жестокая к своим крепостным) тоже за свои поступки получает наказание. Но я думаю, что самое страшное ей наказание, что её обожаемый сын, в которого она столько вложила энергии, сил и времени, готов от неё при первой опасности отказаться. То есть он её практически предаёт! Такое воспитание сделало из него эгоиста. Он думает только о своем благе. Хочет только брать от мира, ничего не отдавать взамен. Не хочет усилий прикладывать. Думает Митрофанушка, что мамины деньги (или уж папины) его всегда выручат. Репетиторы ему оценки хорошие будут ставить просто так. Связи помогут жену найти… Но он не прав! Для всего этого нет прочного основания. Чуть его проверить, так он ничего не знает. Доброго ничего не делает, талантов у него тоже нет. И друзей, конечно, нету, всех своим эгоизмом против себя настроил.

Есть в произведении мысль о том, что нельзя так воспитывать детей. Может быть, из Митрофана получился бы хороший человек. Никто ведь не вспоминает, что он был злым мальчишкой. А если и был, то у детей это бывает. За ним, всё-таки, стоит его мамочка, которая мужа не уважает, портит их сына своим обожанием. Митрофан рад только поесть… Это она внушила ему мысль о его исключительности, которая ни на чем не основана. Такое бывает, но обычно такие люди сталкиваются в итоге с реальностью. Оказывается, что они не такие уж классные, как для своих мам. Но избалованные люди всё же не агрессивны к другим так, как Митрофанушка. Он мог бы думать о себе прекрасном, что угодно. Столкнулся бы с реальностью, убедившись, что ничего не знает… Но он ведь выпендривается, верит в своё право другими командовать.

Это очень педагогическое и моральное произведение!

Анализ комедии Недоросль Фонвизина 8 класс

В этой комедии всё строится по классической схеме, то есть завязка (знакомство с героями), основная часть сюжета, финал, в котором торжествует добро. И кажется, что тут понятно, кто плохой, а кто хороший, всё довольно ясно. Эта комедия, конечно, высмеивает плохое в воспитании, в отношении к окружающим людям.

Мы попадаем в дом к тому самому «недорослю» (Митрофанушке), точней, в дом его семьи. Но на деле правит там он сам, ведь он крутит своей мамочкой, которая в нём души не чает. А уж отца она задвинула куда-то давным-давно! Так вот этот необразованный дылда думает только о себе, страшно представить, что он мог бы натворить дальше!

Фоном проходят его бедные учителя, хотя они иногда дураки и обманщики. Есть и прекрасная Софья, которую тут держат за Золушку. Но когда оказывается, что она стала богатой наследницей, то всё сразу меняется. Её хотят выдать замуж, читателю смешно это – они совсем не пара. Кроме того, Софья встречает своего возлюбленного.

Несколько небольших кульминаций – ссор между героями происходит. Каждый рассказывает о себе (душу открывает) в монологе своём. По-моему, кульминация всей пьесы – в момент похищения Софьи. То есть отрицательные герои готовы пойти даже на преступление, только бы добиться своего. Матушка Простакова, конечно, «хороша», сколько глупых и злых слов она произносит! И вообще, очень много в нашей жизни, как я понял, цитат из этой пьесы. Начиная с «не хочу учиться…». Главные герои – все яркие, интересные, хоть и не всегда приятные.

В финале дядюшка Стародуб, как говорится, обличает негодяев. За плохое отношение к крестьянам практически лишает Простакову состояния, именья. Самое грустное, что она практически теряет сына. Нет, его не забирают в армию, тюрьму или столицу, он сам отказывается от матери, нехороший человек.

Мораль, конечно, ясна. Нельзя так баловать сына… И вообще, никого. Это не краткое содержание, поэтому я не вдаюсь в сюжетные повороты, но все они захватывающие, неожиданные.

Могу сделать вывод, что это очень сильное произведение, что и так понятно, но самое главное – оно до сих пор сильно, до сих пор актуально.

Лично мне было очень интересно читать пьесу. Ещё есть очень симпатичный фильм. Если вдруг я увижу в театральной афише этот спектакль, но я с удовольствием на него пойду. Ещё и друзей возьму! И это будет не скучно, а мы точно посмеёмся.

В общем, это классическая пьеса с яркими персонажами, неожиданными поворотами сюжета, запоминающимися фразами и хорошим финалом.

Контрольные вопросы с выборочными ответами к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Фонвизин Денис Иванович — Контрольные вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Контрольные вопросы с выборочными ответами к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Когда была написана комедия «Недоросль» и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года?

Первую постановку комедии можно было расценить как большой успех, но реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, узнав в ней многие свои пороки: Фонвизин казнил как дикое невежество старшего поколения, так и поверхностное, внешнее «европейское» «полуобразование» молодежи. Драматург показывает тяжелое положение крестьянства и развращающее влияние крепостничества на молодых дворян.

Докажите, что Простакова и Скотинин — типичные крепостники-невежды. Какие общие черты им присущи?

В чем вина, а в чем беда Митрофана? Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку придумал Фонвизин?

Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.

Не является ли финал пьесы преувеличением, а образ Митрофана пародией?

Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.

В чем проявился реализм комедии? В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма. Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутешкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства). Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.). Отрицательные или положительные герои нарисованы Фонвизиным более убедительно? Почему?

Каковы художественные особенности «Недоросля»? Какую роль в композиции комедии играет контраст?

Дает ли комедия «Недоросль» основания полагать, что Д. И. Фонвизин, как сказал о нем Пушкин, — «сатиры смелый властелин, друг свободы»? kontrolnye-voprosy-k-komedii-d.-i.-fonvizina-nedoroslконтрольные вопросы с выборочными ответами к комедии д. и. фонвизина «недоросль» Когда была написана комедия «Недоросль» и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года?

Первую постановку комедии можно было расценить как большой успех, но реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, узнав в ней многие свои пороки: Фонвизин казнил как дикое невежество старшего поколения, так и поверхностное, внешнее «европейское» «полуобразование» молодежи. Драматург показывает тяжелое положение крестьянства и развращающее влияние крепостничества на молодых дворян.

Докажите, что Простакова и Скотинин — типичные крепостники-невежды. Какие общие черты им присущи?

В чем вина, а в чем беда Митрофана? Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку придумал Фонвизин?

Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.

Не является ли финал пьесы преувеличением, а образ Митрофана пародией?

Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.

В чем проявился реализм комедии? В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма. Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутешкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства). Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.). Отрицательные или положительные герои нарисованы Фонвизиным более убедительно? Почему?

Каковы художественные особенности «Недоросля»? Какую роль в композиции комедии играет контраст?

Дает ли комедия «Недоросль» основания полагать, что Д. И. Фонвизин, как сказал о нем Пушкин, — «сатиры смелый властелин, друг свободы»?

Сочинение на тему «Смешон или трагичен финал комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?»

Сочинение на тему «Смешон или трагичен финал комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?»

Знаменитая на весь мир комедия «Недоросль» имеет глубокую социальную и сатирическую направленность. Комедия написана в лучших традициях классицизма, но более позднего и зрелого. Пьеса уникальна, потому, что умело, сочетает в себе трагичность и в тоже время комичность событий. Пьеса Фонвизина рушит привычное представление о построении жанровых форм. Комедия наполнена противоречивостью героев, их характеров и поведения, они сочетают в себе благодетели и грехи. Начало, середина и конек пьесы нельзя однозначно отнести или к комедии, или к трагедии, в каждом отрывке есть и то, и другое. Многие критики окрестили пьесу, как смех сквозь слезы. Труд Фонвизина – это классическая комедия, с элементами трогательности и трагизма. Конец пьесы так же переполнен смесью комичного и трагичного. Например, резкий поворот событий в судьбе госпожи Простаковой. Она всю жизнь посвятила одному мужчине, возвела его на пьедестал, а в конце он отплатил ей жгучей неблагодарностью. Митрофан жестоко отталкивает женщину, которая посвятила ему свое сердце. Остальные герои пьесы относятся к Простаковой не однозначно. Одни злорадствует ее горю, другие жалеют и поддерживают. А третьи безжалостно изрекают вердикт о том, что она получила заслуженное наказание за нарушение моральных норм общества. Яркий акцент автор делает на неправильном воспитании детей. Митрофанушка олицетворяет дурной тон и самодурство в пьесе. Автор показывает, какими губительными плодами могут быть уроки такого учителя. Он испорчен обществом вокруг и дурным примером собственной матери. Фонвизин показывает множество смешных моментов, связанных с невежеством Митрофанушки. Но в тоже время намекает на трагичность его действий. Автор показывает, что в дальнейшем он накликает на себя беды, связанные с его недостойным поведением. Фонвизину удалось создать уникальную и потрясающую картину, в которой в равных пропорциях перемешано смешное и трагичное. Особую нишу в комедии занимает деградация дворянского общества и все, что с ней связано. Конец комедии весьма непредсказуем, но соответствует традициям, в которых выполнена вся пьеса: гармоничная смесь праведного и греховного.

Похожие сочинения:

Сочинение на тему «Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа?(по роману А.С

Пушкина «Капитанская дочка»)» Исторический роман, созданный рукой великого поэта и прозаика Александра Сергеевича, обращает свое внимание на восстание крестьян, лидером которого был Пугачев. Автор умело переплетает две
Сочинение на тему «В чем противоречивость изображения Н.А

Некрасовым крестьянской Руси?(по лирике поэта или по поэме «Кому на Руси жить хорошо») В центре внимания величественной поэмы Некрасова находится образ, который впитал в себя все оттенки из палитры красок, в центре событий находится народ. Это собирательный образ, который
Сочинение на тему «Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)» Автор гениальной поэмы создал свое детище лишь спустя несколько лет после долгожданной отмены крепостного права. Главный вопрос, на который обращает внимание автор, является вопрос мира и

Сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль»

«Проблема воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль» –  именно так обычно звучит тема сочинения по интересующему нас произведению. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов этой творческой работы.

«Основная проблема, которую поднимает Денис Иванович Фонвизин в комедии «Недоросль», связана с ролью воспитания и образования в жизни общества и конкретного человека.

Героев пьесы можно поделить на два лагеря

Одни персонажи не понимают важность образования и воспитания, другие, напротив, считают, что процветающим государство могут сделать только честные и просвещенные люди. Первая группа представлена господами Простаковыми, их сыном Митрофанушкой, а также братом госпожи Простаковой Скотининым

Во вторую группу входят находящаяся на попечении Простаковых девушка Софья, ее дядя Стародум, жених Милон и пребывающий в доме Простаковых по государственным делам чиновник Правдин.

В центре внимания оказывается Митрофанушка – подросток, которого уже три года обучают арифметике, грамоте и манерам, но так ничему и не смогли научить. Он недоросль. Так раньше называли дворян, которые уже готовы жениться, но не получили необходимого для этого образования. Сегодня так называют невежд, недоучей. К Митрофанушке применимы оба эти значения. Смех вызывают его ответы на вопросы Правдина, решившего проверить его знания. Но за этим смехом стоит серьезная проблема.

Митрофан не только глуп, но и ленив, а также лицемерен и эгоистичен. Его имя с греческого переводится как «подобный матери». Он во всем повторяет поведение и отношение к жизни госпожи Простаковой. Она не видит в учении смысла и уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Сам Митрофанушка заявляет, что не хочет учиться, а хочет жениться. Они не стыдятся своей безграмотности, а оправдывают ее. Оба лицемерят и подлизываются к тем, кто имеет власть и деньги. Но в итоге сын превосходит свою мать. Если она любит его всей душой, то он в финале, когда она теряет все, что имела, отталкивает ее. Причина заключается в плохом воспитании, в том, что мать подавала сыну плохой пример и не видела смысла давать ему хорошее образование. Она не воспитывала его, а баловала. Поэтому в финале пьесы Стародум и говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».

Победа оказывается на стороне героев, которые выступают за необходимость образования и воспитания. Софья остается с Милоном. Правдин берет имение Простаковых под свою опеку и раздает всем то, что они заслужили. Отрицательные герои, не понимающие необходимость просвещения, пекущиеся только о своей выгоде, а не об общественном благе, терпят фиаско.

Я считаю, что Фонвизин прав. Образование нужно человеку не только для того, чтобы не быть смешным. Умение отличить хорошее от плохого – необходимое условие выстраивания хороших взаимоотношений с людьми, личного счастья

Также важно, чтобы государством управляли честные и грамотные люди, только тогда в стране будет порядок и экономическое благополучие»

Разумеется, вы можете раскрыть обозначенную выше тему и по-другому. Краткий пересказ комедии «Недоросль» с цитатами из нее и характеристика персонажей пьесы, приведенные в данном материале, помогут вам написать сочинение самостоятельно и получить за него отличную отметку.

Поделиться

  • 1
  • 3

Подведем итоги

Комедия Фонвизина считается в отечественной литературе первой картиной, которая повествует о социальных типах.

Безобразиями, творящимися в имениях помещиков, Фонвизин проиллюстрировал серьёзные конфликты общества. Финал пьесы расставляет все по своим местам, и каждый персонаж получает по заслугам.

Темы образования и воспитания всегда актуальны для общества. Именно поэтому комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» интересна для читателей и сегодня. Героями произведения являются представители разных сословий. Комедия написана в стиле классицизма. Каждый персонаж олицетворяет определённое качество. Для этого автор использует говорящие фамилии. В комедии соблюдено правило трёх единств: единство действия, времени и места. Впервые на сцене пьеса была поставлена в 1782 году. С тех пор были тысячи, а то и миллионы одноимённых спектаклей по всему миру. В 1926 году по мотивам комедии был снят фильм «Господа Скотинины».

Стародум

Стародум олицетворяет образ мудрого человека. Он воспитан в духе петровского времени, соответственно, чтит традиции предыдущей эпохи. Службу Отечеству считает священным долгом. Злонравие и бесчеловечность презирает. Стародум провозглашает нравственность и просвещение.

Стародум. Фрагмент из спектакля «Недоросль»

Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло

Правдин

Правдин – честный чиновник. Он воспитанный и вежливый человек. Добросовестно выполняет свои обязанности, выступает за справедливость и считает своим долгом помочь бедным крестьянам. Видит насквозь сущность Простаковой и её сынка и считает, что каждый из них должен получить по заслугам.

Злонравие в благоучреждённом государстве терпимо быть не может…

Милон

Милон – офицер. Ценит в людях смелость и честность, приветствует просвещение и считает своим долгом служить Отечеству. С уважением относится к окружающим. Милон является отличной парой Софье. На их пути встречаются препятствия, но в конце произведения судьбы героев воссоединяются.

Денис Иванович Фонвизин

Софья

В переводе Софья обозначает «мудрость». В «Недоросли» Софья выступает как мудрый, воспитанный и образованный человек. Софья – сирота, её опекуном и родным дядей является Стародум. Сердце Софьи принадлежит Милону. Но, узнав о богатом наследстве девушки, на её руку и сердце претендуют и другие герои произведения. Софья убеждена, что богатство должно доставаться только честным трудом.

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий