Отдел цветковые: общая характеристика

Подумай, для чего люди занимаются растениеводством. Прочитай текст и самостоятельно дополни его.

Сообщение “Для чего люди занимаются растениеводством” для 3 класса

Люди трудятся в отрасли растениеводства для того, чтобы удовлетворить разные свои потребности.

Прежде всего это потребность в пище.

Люди выращивают зерно, овощи, плодовые кустарники и деревья, и плоды этих растений используют в пищу.

У некоторых растений в пищу идут листья и даже корни, как например у лука, картофеля, моркови.

Также люди работают в растениеводстве для того, чтобы кормить скот.

Такие растения называются кормовыми.

Это, например, кукуруза, ежа, вика, клевер, свёкла.

И еще люди выращивают растения для того, чтобы изготавливать из их волокон различные ткани.

Такие растения называются прядильными.

Это, например, лён и хлопок.

Задания для домашней работы

Рассказ о труде растениевода для 3 класса

Моя бабушка живет в деревне.

Там есть огромные теплицы, в которых выращивают различные овощи — помидоры, огурцы, перцы.

Каждый день бабушка уходит рано утром на работу и ухаживает за растениями.

В ее обязанности входит следить за тем, чтобы не пересыхала земля, вовремя поливать растения, подкармливать их различными удобрениями и рыхлить почву.

Также бабушка подвязывает огуречные плети и удаляет лишние побеги, чтобы растение росло свободно и давало лучший урожай.

Это очень ответственная работа, от которой зависит, будут ли на наших столах свежие овощи круглый год.

Биологическое значение соцветий

Их значение трудно переоценить — это основная часть, участвующая в опылении растения, и чем оно пышнее, тем быстрее и масштабнее происходит опыление.

Растения, образующие плоды, нуждаются в завязи – вот тут и приходят на помощь насекомые, которые опыляют цветки.

В конце сезона на соцветиях можно увидеть коробочку с семенами, которые, попадая в землю, на следующий год дадут новые ростки, и цикл повторится снова.

Наличие соцветия решило основную проблему опыления, так как:

  1. Яркие и ароматные цветы привлекают насекомых – опылителей.
  2. Во второй половине лета соцветия теряют около половины мелких цветков, которые переносят пыльцу, а заодно являются дополнительным источником пыльцы.
  3. Способствуют увеличению площади опыления.

Обратите внимание: многие не знают, как выглядит пальма во время вегетации, а ведь ее соцветия достигают больше 10 метров. Количество цветков в соцветии и семян в коробочке определяется биологическим видом, климатическими условиями, почвенными характеристиками

Количество цветков в соцветии и семян в коробочке определяется биологическим видом, климатическими условиями, почвенными характеристиками.

Как правило, чем южнее растение, тем оно пышнее и больше, а вот в северных районах преобладают виды на крупной центральной оси и с небольшими цветками.

Растения — краткое описание

Определение

Растения (от латинского plantae) — биологическое царство, которое является одной из ключевых групп многоклеточных организмов.

Изучению растений и их разновидностей посвящена наука ботаника.

Впервые изучать растения начал древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он поместил данный класс в промежуточное положение между неодушевленными предметами и животными. Исследователь представил определение растений в виде живых организмов, обделенных способностью к самостоятельному передвижению. В этом заключается одно из их главных отличий от животных.

В более позднее время наука открыла бактерии и археи, которые невозможно отнести к общепринятому понятию растительности. Во второй половине ХХ столетия происходит выделение грибов и некоторых типов водорослей в отдельные категории на основании отсутствия у данных организмов сосудистой и нервной системы, характерных для других представителей растительных видов.

Основные признаки

Растения отличают по ряду характеристик. Основными признаками растительности являются:

  1. Наличие плотных целлюлозных оболочек, покрывающих каждую клетку, которые составляют листья, стебли и другие части.
  2. Присутствие в клетках хлоропластов с содержанием хлорофилла, служащего компонентом процесса фотосинтеза.
  3. Элементы растений обладают зеленым цветом за счет наличия хлорофилла.
  4. Для растений характерен прикрепленный образ жизни.
  5. Стебли и листья накапливают запас питательных веществ и энергии в виде крахмального вещества.
  6. Рост продолжается на протяжении всей жизни.
  7. Фитогормоны в составе растений, которые несколько напоминают человеческие, регулируют такие процессы, как жизнедеятельность и другие важные процессы.
  8. Плотная оболочка из целлюлозы не пропускает свет.
  9. Свойства продуцентов, то есть способность производить органические вещества при воздействии углекислого газа и ультрафиолета.

Клетки растения обладают рядом особенностей, среди которых можно отметить следующие характерные черты:

  1. Целлюлозные стенки клеток. Благодаря такой защите в клетку не проникают пищевые частицы и крупные молекулы, что позволяет им поглощать исключительно низкомолекулярные вещества, то есть придерживаться осмотрофного типа питания. Поглощая из окружающей среды воду и углекислый газ через проницаемую клеточную мембрану, а также минеральные соли с помощью специальных мембранных клапанов и переносчиков, растения обеспечивают себя питанием.
  2. Пластиды, к которым относятся хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.
  3. Крупная центральная вакуоль в виде пузыря с клеточным соком, окруженным мембраной в форме тонопласта. Этот материал обладает системой регулируемых переносчиков для транспортировки различных веществ, поддержания нужной концентрации солей и кислотности в цитоплазме. Также вакуоль необходима для обеспечения нужного осмотического давления в клетке, которое приводит к образованию тургора, то есть напряжения на клеточной стенке для поддержания формы растения. В вакуоле запасаются питательные вещества и накапливаются отходы метаболизма.
  4. Центриоли отсутствуют в клеточных центрах растений.

Виды растений

Деление растений по группам обусловлено их строением, средой обитания и способами размножения.

Летом в природных водоемах можно наблюдать картину, когда вода буквально в считанные дни «зацветает» – теряет свою прозрачность, меняет окраску на насыщенно-зеленую. Такой необычный вид воде придают крошечные водные обитатели – одноклеточные водоросли.

Мхи. Это низкорослые растения, высота которых не превышает несколько сантиметров. Структура мхов напоминает губку – они способны впитывать в себя много влаги, благодаря чему являются идеальной растительной «подстилкой» в лесной зоне.

Несмотря на свои скромные размеры, мхи отличаются удивительной выносливостью. Они способны жить в самых неблагоприятных условиях, но предпочитают хорошо увлажненные тенистые места.

Рис. 2. Мхи.

Папоротники. Эти древние растения чаще всего можно встретить в густых лесах, куда редко пробиваются солнечные лучи, а воздух пропитан влагой. Папоротники могут расти не только в почве, но и на скалах, на песчаном грунте и даже на стволах деревьев. Благодаря своей выносливости и неприхотливости этот вид растений существует на Земле миллионы лет.

Строение у всех папоротников одинаковое, и отличаться между собой они могут только по размерам: в природе встречаются совсем крошечные растения с листьями длиной в пару сантиметров, и настоящие гиганты, вырастающие до 25-30 метров.

Хвойные деревья. Главной отличительной чертой этих растений является хвоя – тонкие иголки, которые выполняют роль листьев. Благодаря этой особенности хвойные деревья могут стойко переносить даже самые лютые морозы. Именно поэтому хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, кедр – широко распространены в северных районах.

Рис. 3. Сосна.

Цветковые растения. Среди всех растений отличаются наибольшим разнообразием. Обитают во всех регионах земного шара. Только они способны формировать цветки, затем плоды и семена. С помощью семян цветковые растения размножаются: попадя в землю, семя прорастает, даруя жизнь новому растению.

Что мы узнали?

При изучении темы «Виды растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велико разнообразие растительного мира на нашей планете. Мы выяснили, какие бывают растения, каковы их особенности, чем они отличаются друг от друга.

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Задания для домашней работы

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой плоды многих растений можно увидеть на снегу. Они покрывают снег под деревьями. Эти плоды могут пролежать на снегу всю зиму, но их могут утащить грызуны и птицы.

Весной снег тает, и ручьи подхватывают плоды и разносят на большие расстояния.

А также семена распространяются животными и птицами, которые съедают плоды.

Рассказ «Как животные помогают растениям размножаться?» для 3 класса

Многие животные помогают распространяться растениям.

Происходит это по-разному.

Например, насекомые опыляют цветки растений и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.

Многие плоды растений имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.

А также помогают распространяться растениям птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю, вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.

А также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные жёлуди.

Участвуют в распространении растений и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.

Основные группы

Деление растений на группы объясняется нюансами среды обитания, строением, способом размножения. Каждая из них содержит в себе виды. Вот основные из них:

  1. Плауны.Это постоянно зеленые растения, которые стелятся по земле. По своему строению немного похожи на мхи, только у них есть листья, стебли и корни. Стебель плауна усыпан листьями.
  2. Суккуленты. Накапливают в своем «теле» запасы воды. Они произрастают в разных частях света. Суккуленты характеризуются утолщенными листьями или вовсе обходятся без них.
  3. Ампельные — декоративные растения, побеги которых свисают. Это тропические и субтропические травы с длинными побегами (седум, традесканция).
  4. Лишайники могут оказаться обычными растениями. Только они, в независимости от размеров и формы, состоят из двух разных видов — гриба и водоросли, которые обитают в одном месте. Ствол лишайника состоит из переплетения тонких нитей или гиф. Там содержится множество микроскопических водорослей.
  5. Хвойные. Подобные виды растут в лесах, содержат корень и стебель. Они отличаются иголками вместо листьев. Всего хвойных растений в мире около 600 подвидов.
  6. Цветковые. Эти виды имеют все части, которые отсутствуют у некоторых подвидов. Помимо этого, содержат цветок и плод. Это деревья, кустарники и различные травы. Это и роза, и одуванчик, и пырей, и боярышник, и многие другие разновидности.
  7. Лианы. Содержат длинные и гибкие стебли. Это позволяет разрастаться и служить в качестве декора. Среди ярких представителей: плющ, фикус, вертера.
  8. Розеточные. Представляют собой растения на коротеньком стебле. Это не позволяет развиваться междоузлиям, что дает возможность срастаться расположенным близко листьям в одной точке. По размеру они небольшие. Яркие представители: примула, глоксиния, узамбарская фиалка.
  9. Шаровидные. У таких растений отсутствуют листья, а стебель имеет необычную форму. Это по большей части кактусы. Это в том числе и ферокактус, эхинокактус Грусона, ребюция.

Размножение растения

Каждый орган цветковых состоит из того же материала, что и организмы животных, — из клеток. Растение размножается переносом семян с помощью птиц или ветра. На том месте, где в почву попало семечко, при благоприятных обстоятельствах вырастает новый организм. Условия для развития росточка имеют значение — темнота, тепло и влага. Сначала из зернышка появится корень, затем зеленый побег. Корешок будет расти вниз, а росточек вверх. Потом завяжутся листочки. И так каждый раз, цикл за циклом.

Цветки и побеги появляются из почки. Большие по размеру развиваются по одному на стебле, маленькие собраны в соцветия. Продолжительность жизни «символа красоты» невелика, имеются в наличии вечнозеленые растения, но нет вечноцветущих. Строение цветка: чашелистики расположены на теле чашечки. Лепестки находятся снаружи и обрамляют вокруг, тычинки и пестик внутри цветоложа. Чашечка с листочками зеленая, а лепестковые пластинки ярко окрашены. Без цветков не произойдет образования плодов и семян.

Насекомые, маленькие птицы, ветер переносят пыльцу с тычинок одного цветка на другой, — так происходит опыление. Привлекают ароматный запах, яркая окраска, сладкая пыльца. Ветроопыляемые невзрачны на вид, но их много по количеству.

Плоды образуются на месте цветков после гибели. Внутри содержат семена, которые постепенно растут и созревают. Они вырастают сочные или сухие, защищают семена от повреждения. Яркие с нежной рыхлой мякотью по названию ягода: арбуз, малина, виноград, финик. Сухие вертушки легко переносятся ветром у клена. В скорлупу одеты семена орехов грецкого, лещины, каштана, миндаля.

Знать и любить мир вокруг нас, понимать, как устроена Вселенная, развивать способности к восприятию мироздания — эти основы закладываются в общеобразовательной программе. Сначала в упрощенном виде, с каждым курсом углубляясь, ребенок получает картинку или схему представления о развитии растительного сообщества.

Размножение растений

Покрытосеменные размножаются вегетативным и половым способами. Первый тип воспроизведения себе подобных происходит за счет отделения и самостоятельного развития вегетативных органов либо их частей. Вегетативное размножение в природе осуществляется с помощью корневищ, клубней, луковиц, отпрысков, усов, выводковых почек и черенков. В практике растениеводства получили широкое распространение такие способы как черенкование, прививка, деление корневища, клональное размножение.

В половом размножении участвуют половые клетки. Они формируются в разных частях цветка — пыльцевом зерне и внутри семязачатков. Слияние гамет — оплодотворение — происходит после опыления. Так называют процесс переноса пыльцы на рыльце пестика.

У растений происходит двойное оплодотворение. Из вегетативной клетки пыльцы после опыления образуется трубка, растущая внутри пестика. Она достигает семязачатка. По пыльцевой трубке двигаются два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, другой — с центральной клеткой. Образуются зигота и триплоидная клетка, обеспечивающая зародыш запасом питательных веществ. Созревшие семена и плоды распространяются ветром, животными, водой, человеком.

Рис. 6. Развитие растения из семени

Процесс индивидуального развития, или онтогенез, делится у растений на эмбриональный, вегетативный, генеративный периоды и старение. Длительность каждого этапа онтогенеза зависит от видовой принадлежности растительного организма (Рис. 6).

Раздражимость — способность воспринимать и отвечать на воздействия окружающей среды. Растения реагируют на внешние изменения не так, как животные. Реакция сводится к перестройке метаболизма, ростовым движениям. При неблагоприятных воздействиях закрываются устьица, останавливаются рост и развитие.

Растения могут реагировать движениями на восход и заход солнца. При появлении светила к нему поворачиваются стебель с листьями и распускаются цветки. Ростовой изгиб в сторону света получил название «фототропизм». Изменение освещенности, осадки и другие изменения в природе вызывают открывание и закрывание устьиц, цветков, сворачивание листьев.

Растительный организм — целостная система, в которой каждый орган выполняет определенные функции в тесной связи с остальными. Сложные процессы регулируются с помощью биоэлектрических импульсов, фитогормонов.

Смотри также:

  • Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека
  • Царство бактерий
  • Царство грибов
  • Царство животных

Ход урока

2. Проверка домашнего задания.

Задание 1. Слайд 3.

Напишите на своих листочках названия органов растений:

  1. Часть растения, в котором образуются семена (плод).
  2. Часть растения, по которому проходят питательные вещества (стебель).
  3. Часть растения, которая находится под землёй (корень).
  4. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается (Семена).
  5. Части растения, с помощью которых растение дышит (листья).
  6. Часть растения, из которого развивается плод (цветок).

(Осуществляется взаимопроверка в парах, затем на экране).

Задание 2. Слайд 4.

Прочитайте текст, найдите в нём ошибки (работают группы учащихся).

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

В тексте 4 ошибки:

  • У хвойных растений есть листья, это – хвоинки.
  • У лиственницы листья опадают на зиму.
  • Хвойные растения не цветут.
  • У хвойных растений нет плодов.

3. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 5.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство растений: рассмотрим значение растений как источника питательных веществ и кислорода для всего живого, в том числе и для человека.

4. Введение в тему.

Слайд 6.

Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека.

Сегодня мы рассмотрим взаимосвязь: СОЛНЦЕ — РАСТЕНИЕ — ЧЕЛОВЕК.

– На какие две группы можно распределить слова: солнце, растения, человек? Слайд 7.

– Назовите признаки живой природы (движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение).

Слайд 8.

Растения поглощают из воздуха частицы кислорода и выделяют углекислый газ – так они дышат.

6. Питание растений.

Слайд 9.

– Как же растения питаются?

Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

– Но как же растения получают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.

Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но есть одно правило: работает эта чудесная кухня только на свету. Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.

Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что люди и животные не смогли бы жить без них. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества.

Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают её в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и людям.

Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.

Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!

7. Итог. Домашнее задание.

Слайд 10.

Вывод: растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причём при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при питании.

Домашнее задание:

В учебнике — стр. 76-79,

В тетради – стр.32-34.

Литература: Т. Ю. Целоусова, Т. В. Максимова, Поурочные разработки по курсу Окружающий мир, 3 класс. М: «ВАКО» , 2004.

Сообщение-доклад Папоротники

Являясь одним из древнейших растений, папоротник не перестает удивлять современного человека разнообразием своих форм, размеров и применением.

Это представитель мира флоры, который характеризуется тем, что произрастает повсеместно. Он занимает лесные массивы, площадь в пустыне, ущелья скал, болота, места у рек на всем земном шаре. Папоротник может существовать в виде травянистого растения, иногда в виде деревьев.

Неважно, где он произрастает в воде или ближе к суше, в большинстве своем является любителем теплого климата с дождливой погодой. Однако среди существующих его видов есть и те, которые отдают предпочтение сухости

Тенистая местность – еще одно немаловажное условие для его произрастания.

Среди нескольких тысяч папоротников выделяют оригинальные формы растения: это может быть ветвистый представитель, напоминающий лианы, бывают папоротники в виде больших кустов. Встречаются и те, которые можно спутать с листьями некоторых растений. Многие имеют изящные формы, напоминающие узоры.

Опорой его является стебель, на котором расположены листья. Размеры папоротника колеблются от 12 миллиметров до 25 метров в длину.

Особый интерес вызывает цветовая гамма его листьев. Светлые или сочные зеленые пластины более привычны для восприятия человека в отличие от необычных красных листьев. Иногда встречаются голубые или желтые оттенки.

Папоротник не имеет ни семян, ни плодов. Распространяется с помощью спор, расположенных под листьями, переносимых с помощью ветра. Поэтому его цветение невозможно.

Папоротник считается декоративным растением, тогда его можно использовать для решения дизайнерских задач на приусадебных участках или выращивая на подоконнике. Садоводы нередко отдают ему предпочтение. Другие способны вызвать отравление, являясь ядовитым растением, третьи помогают в лечении недугов.

Человек на протяжении длительного промежутка времени использует древесный папоротник в сфере строительства, в качестве земельного удобрения. Обработка ран, лечение горла и кашля не обходится без лекарственных препаратов, в составе которых находится какой-либо вид папоротника. Обладая специальными знаниями об употреблении его в пищу, можно добиться успехов в кулинарии.

Папоротник – растение, которое, несмотря на века и препятствия, не исчез из природного мира. Человек не только наслаждается его роскошным видом, но и все больше находит способов для его применения.

Применение

Сложноцветные имеют значение в разных видах деятельности человека.

  • Медицина. Ромашку, тысячелистник, арнику, мать-и-мачеху, пижму используют для лечения желудочно-кишечных расстройств, воспалений кожи и дыхательных путей.
  • Ландшафтный дизайн. Из-за яркого вида растения используют для украшения клумб. Выращивают астры, георгины, маргаритки, бархатцы, ноготки.
  • Сельское хозяйство. Культурные растения используют в пищу. Из семян подсолнечника готовят масло, из цикория – суррогатный кофе, из стевии – заменитель сахара, из эстрагона – напиток «Тархун». Одним из видов овощной культуры Сложноцветных является салат или латук.

Рис. 3. Клумба георгин.

Подсолнечник может достигать в длину 5 м. и иметь диаметр корзинки в 50 см.

Что мы узнали?

Из статьи по биологии (6 класс) мы узнали о строении Сложноцветных, о морфологии цветка и роли растений семейства в жизни человека.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Семейство Злаки

Это семейство имеет огромное значение для человечества. Злаковые растения были пищевыми культурами ещё много веков назад. Люди используют в пищу пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу и рис. В итоге на прилавках мы видим хлеб, булочки, печень, макароны и другие продукты питания. Те злаки, что не пригодны в пищу людям, становятся кормом для животных, использующихся в сельском хозяйстве. К ним относятся тимофеевка, ежа, костер, мятлик и пырей. Овёс и пырей используются как лекарственныерастительные организмы из-за их целебных свойств.

Семейство злаки имеют и другое название — мятликовые.

Плод злаковых — зерновка, то есть это сухой односемянный нераскрывающийся плод.

Продольный разрез зерновки пшеницы:

У злаков мелкие цветки, которые собраны в соцветия: початок (кукуруза), колос (рожь), сложный колос (пшеница) и метёлка (овёс). Соцветия нужны для приспособления к размножению с помощью ветра.

Соцветия злаков:

Цветки неправильные и двусторонне симметричные, то есть через них можно провести только одну ось симметрии. Цветки имеют две сросшиеся внутренние и две наружные чешуи, три длинных тычинки с крупным пыльником и один пестик с двумя рыльцами. Таким образом, формулу цветка злаков можно представить следующим образом: О(2)+2Т3П1 (околоцветник с двумя сросшимися и двумя несросшимися лепестками, три тычинки и один пестик).

Строение цветка злаков:

Обычно растительные организмы растут с помощью верхушечного роста, но злаком присущ ещё и вставочный рост. Это такой рост растительного организма, который происходит в результате деления клеток междоузлий.

Вставочный рост:

Листья злаков имеют влагалища — образования, которые позволяют листу защищать клетки в местах вставочного роста. Другой защитный механизм — язычок. Это плёнчатый вырост, который защищает место между влагалищем и стеблем от воды.

Особенности листьев злаковых:

Самый важный представить злаковых — пшеница. Стебель пшеницы называется соломиной. Пшеница используется для приготовления хлебобулочных и макаронных продуктов питания.

Выделяют сорта пшеницы:

  1. Твёрдые: эндосперм этого сорта твёрдый, так как содержит в своём составе много белка;
  2. Мягкие: эндосперм этого сорта мягкий, так как содержит в своём составе много крахмала.

Виды пшеницы по способу выращивания:

  1. Озимая: высевают осенью, всходы зимуют под снегом (Станичная, Ермак);
  2. Яровая: высевают ранней весной (Тюменская, Нерда).

Общие признаки злаков:

Подцарства

Многообразие растений классифицируется по определенным признакам. В зависимости от строения выделяют основные подцарства растительных организмов: высшие и низшие.

Низшие растения (водоросли)

Представители данного подцарства не обладают органами и тканями. Для низших растений характерно наличие слоевища или талла. К данной категории причисляют водоросли. В большинстве своем такая растительность обитает в водной среде. Питание у водорослей происходит за счет поглощения питательных веществ с помощью всей поверхности тела. Преобладающая часть или вся структура растительности водоемов соприкасается с солнечным светом, что объясняет ее способность к фотосинтезу. Такой образ жизни не предполагает быстрого перемещения веществ по организму. Для большинства видов водорослей характерно однотипное строение клеток.

Высшие растения (споровые, семенные)

Виды, которые относятся к данному подцарству, обладают функционально различными органами, которые образуют специализированные клетки. Как правило, представители высших растений обитают на суше. Вода и минеральное питание добываются ими из грунта. Фотосинтез у таких растений осуществляется путем подъема над поверхностью почвы. Виды, относящиеся к высшему подцарству, нуждаются в транспортировке веществ между частями организма, которая выполняется с помощь проводящих тканей.

Механическая и покровная ткани создают поддержку и опору для растения в наземно-воздушной среде. Благодаря специализированным клеткам, тканям и органам, растительные организмы высшего подцарства могут достигать больших размеров и осваивать широкий спектр сред обитания. Для многих представителей высших растений характерен вторичный возврат в водную среду. К примеру, в условиях пресного водоема такие организмы формируют основную массу водной растительности.

Ссылки

Система классификации APG III (2009)

angiosperms

порядки Амбореллоцветные, Австробэйлиецветные, Хлорантоцветные, Кувшинкоцветные

magnoliids: порядки Канеллоцветные, Лавроцветные, Магнолиецветные, Перечноцветные

порядки Аироцветные, Частухоцветные, Спаржецветные, Диоскореецветные, Лилиецветные, Панданоцветные, Петросавиецветные

commelinids: семейство Дазипогоновые, порядки Пальмоцветные, Коммелиноцветные, Злакоцветные, Имбирецветные

Предположительно родственные к eudicots: порядок Роголистникоцветные

eudicots

семейство Сабиевые, порядки Самшитоцветные, Протеецветные, Лютикоцветные, Троходендроцветные

coreeudicots

семейство Диллениевые, порядки Гуннероцветные, Камнеломкоцветные

rosids

порядок Виноградоцветные

fabids (eurosids I): порядки Бересклетоцветные, Тыквоцветные, Бобовоцветные, Букоцветные, Мальпигиецветные, Кисличноцветные, Розоцветные, Парнолистникоцветные

malvids (eurosids II): порядки Капустоцветные, Кроссосомоцветные, Гераниецветные, Уэртеецветные, Мальвоцветные, Миртоцветные, Пикрамниецветные, Сапиндоцветные

порядки Берберидопсисоцветные, Гвоздичноцветные, Санталоцветные

asterids

порядки Кизилоцветные, Верескоцветные

lamiids (euasterids I): семейства Бурачниковые, Икациновые, Меттениусовые, Онкотековые, Валиевые, порядки Гарриецветные, Горечавкоцветные, Ясноткоцветные, Паслёноцветные

campanulids (euasterids II): порядки Зонтикоцветные, Падубоцветные, Астроцветные, Бруниецветные, Ворсянкоцветные, Эскаллониецветные, Паракрифиецветные

неопределённое положение: семейства Аподантовые, Циномориевые, роды Гумиллея, Никобариодендрон, Петенея

•• Angiosperm Phylogeny Group (в том числе Бремер Б., Бремер К., Ривил Д., Чейз М.) • APG I • APG II (+список) • APG III (+список) ••

Задания для домашней работы

1. Составь схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку.

Составим схему, в середине которой изобразим растения. Вокруг нарисуем два кружочка, в которых напишем, что же дают растения человеку и животным.

Это органические вещества, пищу. Это кислород.

Благодарственное письмо растениям для 3 класса

Дорогие растения!

Огромное вам спасибо за то, что на протяжении многих веков вы дарите нам еду и кислород.

Вы такие разные, и большие, и маленькие, но вы все очень трудолюбивые и ответственные. Вы понимаете, что без ваших усилий, жизнь на нашей планете прекратилась бы очень скоро. И мы ценим вашу заботу о процветании Земли, и дорожим вами.

Растите и размножайтесь, цветите и благоухайте! И, пожалуйста не обижайтесь на тех неразумных существ, которые топчут и ломают вас, мешая вам выполнять вашу работу.

Простите нас, что мы так долго не знали о вашей великой миссии, дарить жизнь всему живому!

Строение (ткани, клетки, органы растительного организма)

Растительные клетки содержат ядро, являются эукариотическими (хотя бы на одном из этапов развития). Органоиды в цитоплазме сходны у растений и животных (Рис. 2).

Рис. 2. Строение растительной клетки

Черты отличия клеточного строения растений от животных:

  • есть пластиды, хлорофилл;
  • над плазматической мембраной сформирована целлюлозная клеточная стенка;
  • имеется крупная центральная вакуоль, наполненная клеточным соком;
  • крахмал содержится в цитоплазме в виде зерен.

Ткани — группы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям (Табл. 1). Всего у растений насчитывается от 20 до 30 типов таких скоплений клеток.

Таблица 1

Описание тканей цветковых растений

Название

Локализация

Функции

Образовательная

Верхушка побега, кончик корня, основания листьев, междоузлия.

Образование других типов тканей; верхушечный и другие типы роста; регенерация повреждений.

Покровная

Кора, кожица листа, стебля, корневые волоски.

Защита; газообмен с внешней средой; испарение.

Основная

Листья, стебель, плоды.

Фотосинтез; газообмен с окружающей средой; запасание воды; накопление продуктов обмена веществ.

Механическая

Лубяные и древесные волокна, каменистые клетки.

Образование наружного и внутреннего каркасов для опоры и защиты.

Проводящая

Сосуды древесины, ситовидные трубки.

Транспортировка воды и минеральных веществ к листьям; проведение органических веществ от листьев к другим органам.

Выделительная

Железистые клетки, волоски, нектарники, млечники.

Образование млечного сока, влаги, нектара; накопление продуктов обмена.

Через устьица происходит испарение воды, газообмен. Специальные образования состоят из щели и замыкающих клеток. Последние имеют относительно толстые внутренние стенки, способные изменять форму и открывать устьица.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий