Характеристика алёши из повести «чёрная курица, или подземные жители»

Читать краткое содержание рассказа Черная курица или подземные жители Погорельский

Итак, наш Алеша — одинокий тихий мальчик, который живет очень далеко от родного дома и своей семьи. Его привезли в Петербург, чтобы он получил хорошее образование. Алеша постоянно живет в пансионе и даже на каникулы не имеет возможности поехать домой. Он очень скучает по своим близким, придумывает сам себе истории про добрую волшебницу, которая когда-нибудь подойдет к забору пансиона и передаст ему гостинец от родителей.

Дни учебы заполнены разнообразными занятиями, и время течет для Алеши быстро, в праздники, выходные и каникулы, товарищи по учебе разъезжаются в свои семьи, а он остается совсем один. Развлечений в такие периоды у мальчика совсем немного, он читает рыцарские романы, благо учитель позволяет брать книги из своей библиотеки, гуляет во дворе и дружит с курочками, играет с ними, и кормит хлебными крошками. Из всех мальчик выделяет одну, самую, на его взгляд, красивую. Он зовет ее Чернушкой за цвет перьев, и считает ее своим другом.

Однажды, гуляя во дворе, Алеша во дворе видит, как кухарка пытается поймать его любимую Чернушку. Дальнейшая судьба курочки для мальчика ясна, и он, бросившись к кухарке, упрашивает ее отпустить черную курицу, отдав в обмен на ее жизнь, свою единственную, бережно хранимую, драгоценность — золотую монету. С этого момента в жизни Алеши начинается настоящее волшебство.

В ту же ночь Чернушка приходит в его спальню и зовет с собой ,в ту часть дома, где мальчик никогда прежде не был. По дороге черная курица просит его вести себя тихо. Но окружающая обстановка настолько удивляет Алешу, что он не может сдержаться и по его вине случается шум. Просыпаются рыцари, стерегущие волшебный ход, и Чернушка вступает с ними в схватку. От нереальности происходящего и сильных переживаний Алеша теряет сознание и… просыпается утром в своей постели. Он досадует сам на себя за свою несдержанность и ждет ночи в надежде, что курочка опять к нему придет. Так и случается.

В этот раз Алеша старается изо всех сил вести себя тихо, и они все-таки попадают в волшебное королевство. Вдруг оказывается, что Чернушка никакая не курица, а премьер-министр, которого ценят все жители подземного царства. Сам король выходит к Алеше, чтобы поблагодарить его и обещает исполнить любое желание. Алеша, не готовый к такому повороту, просит первое, что пришло в голову — способность всегда знать заданный урок, не прилагая к этому усилий. Ему дарят волшебное семечко, обладающее такой силой, пока оно находится в кармане его одежды. Потом подземные жители показывают Алеше чудеса своего царства, приглашают его на охоту и угощают вкусным бедом. Чернушка рассказывает историю царства и просит мальчика никогда никому не говорить об их существовании, потому что, в противном случае им придется уйти отсюда далеко-далеко.

Начинается учеба. В первый же день, ничего не учивший Алеша, блестяще отвечает все уроки. Поначалу его смущают похвалы, он понимает, что его заслуги в прекрасных результатах нет. Но время идет, он привыкает к своему дару и начинает смотреть свысока на сотоварищей, которым учеба дается не так легко. Из мальчика скромного прилежного и доброго, он превращается в высокомерного, гордого, заносчивого. Он становится отъявленным шалуном и чем более он проказничает, тем больше ему задают уроков в виде наказания. И вот однажды он не сумел ответить учителю заданного урока.

Сунув руку в карман, он обнаружил что чудесное семечко исчезло. Весь день он провел расстроенный, а ночью Чернушка принесла ему пропажу. Министр подземного царства был очень огорчен переменой произошедшей в его друге. Алеша принимает решение исправиться. Назавтра он отвечает урок учителю, соврав, что выучил все с утра, однако товарищи уличают его во лжи, и из страх перед наказанием Алеша рассказывает всю правду о своем даре и Чернушке, и подземных жителях. Конечно, ему не верят, мальчик подвергается наказанию. Ночью выясняется, что все подземные жители уходят с обжитого места, Чернушка же вынужден теперь носить на руках цепи в знак наказания. От переживаний Алеша наутро тяжело заболевает. Выздоравливая, осознает, что происшедшие с ним изменения, испортили его характер. Алеша сильно раскаивается в своем отношении к товарищам и больше всего в том, что рассказал о подземном королевстве, вынудив его обитателей уйти в новые места. Мальчик исправляется, вновь став добрым прилежным трудолюбивым и скромным.

Оцените произведение:

  • 4.27

Голосов: 2217

Читать краткое содержание Черная курица или подземные жители. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание рассказа для читательского дневника.

Черная курица – рассказ, не теряющий актуальности многие и многие года. Он повествует о ценностях, которые не знают времени. Интересен он и тем, что сюжет, где переплетены волшебный и реальный мир, увлекает настолько, что читается произведение на одном дыхании. История 10 летнего Алеши учит детей тому, что нельзя ничего получить, не приложив усилий, труда, забыв о доброте

Как легко потерять себя, решая, что похвала – единственное важное в жизни. Как трудно вернуть веру друзей, если ими пренебрегать

Как важно помнить, что главное качество в жизни любого человека – доброта.

К тому же рассказ интересен еще и тем, что погружает нас в прошлую эпоху – показывает нам, как раньше жили дети в детских пансионатах, о строгих нравах учителей и их наказаниях.

Шесть предложений для читательского дневника:

  1. Десятилетний Алеша – добрый и искренний мальчик, который попадает в пансионат, где очень скучает от недостатка внимания и эмоций и находит себе друга в лице черной курочки, назвав ее Чернушка.
  2. Однажды он спасает Чернушку от рук кухарки от верной смерти на хозяйской кухне, и в благодарность за это Чернушка открывает ему великую тайну – она посвящает его в волшебный мир маленьких человечков, в котором есть настоящие рыцари, придворные, маленький король, а Чернушка там вовсе не курица – а министр короля!
  3. В благодарность за спасение своего министра король предлагает Алеше исполнить любое желание и мальчик просит сделать так, чтобы он всегда знал уроки, при этом никогда не нужно было бы к ним готовиться и получает волшебное зернышко, которое будет ему исполнять это желание, пока он будет хранить секрет о маленьких человечках и носить зернышко с собой.
  4. Казалось бы жизнь мальчика должна была стать намного лучше и веселее, ведь теперь его все хвалят за успехи в учебе и выдающие талант запоминать любой урок, но загаданное желание приносит только несчастье в жизнь юного мальчика и постепенно, он становится хвастливым, непомерно гордым, обижает бывших друзей и товарищей и они отворачиваются от него, а все его попытки исправиться и стать лучше – проваливаются, ведь наращивать хорошее гораздо труднее, чем плохое.
  5. В конечном итоге он так завирается, что загоняет себя в тупик и, чтобы избежать наказания, выдает учителю и товарищам секрет Чернушки и все маленькие человечки вынуждены покинуть место жительство, а Чернушку обрекают на вечное ношение наручников, в наказание за то, что раскрыл секрет недостойному человеку.
  6. Алеша очень скорбит о содеянном и раскаивается и, постепенно, у него получается исправиться и вернуть веру и расположение товарищей, но мир маленьких человечков вернуть в свою жизнь он уже никогда не сможет.

Главные герои

Алеша

Мальчик родом из провинции, лет девяти-десяти, которого родители отвезли в Петербург и отдали в пансион. Алеша чувствует себя очень одиноким, особенно по субботам и воскресеньям, когда его товарищи разъезжаются по домам. Алешины родители не навещают сына и даже никогда не пишут ему.

Алеша  — добрый, тихий, скромный мальчик, которого любят все окружающие. Мечтателен. Любит фантазировать. В свободное время любит наблюдать за курами, бегающими по двору. Собирает для них крошки. Алеша совсем не жадный: он отдает кухарке свое единственное сокровище, империал, чтобы спасти от смерти курицу. 

Но всё изменяется, когда Алеша, за совершенное им благодеяние, получает в дар от короля подземных жителей волшебное конопляное зернышко. Зернышко позволяет ему отвечать любой заданный урок, не уча его. 

Первое время его мучает совесть.  Он сознает, что пользоваться зернышком  — значит обманывать и что это очень плохо. Он понимает также, что похвалы он получает незаслуженно и что это стыдно. Но постепенно самолюбие и гордыня заглушают голос  совести, стыд тоже исчезает.  Алеша начинает зазнаваться. Он лодырничает и,  вместо того чтобы учить уроки, балуется. Алешей восхищается гимназическое начальство, но дети и учителя перестают любить его.

Лень тянет за собой другие недостатки.  У Алеши прежде не было блестящих способностей, но и те, что были, он утрачивает.  Из-за отсутствия тренировки у него ухудшается память. Это сразу обнаруживается, как только зернышко пропадает. 

Но самое плохое было  не в этом. Самое плохое было в том, что, испугавшись наказания, Алеша совершает предательство: он рассказывает учителю перед всем классом о Черной курице и о Подземных жителях, хотя был предупрежден об ужасных последствиях такого поступка. Подземные жители, явив Алеше свое существование, оказали ему великое доверие, а он оказался недостойным его.

Получив наказание, навсегда утратив волшебное зернышко и расставшись с Черной курицей, Алеша вынужден вернуться к прежней жизни.  Постепенно и его прежний характер возвращается к нему: он снова становится добрым, послушным, милым мальчиком, и, хоть теперь он и не срывает звезд с неба, учителя относятся к нему хорошо, и все окружающие снова начинают любить его.

Чёрная курица

Во дворе пансионата жили куры.  Одну из них, Чернушку, Алеша особенно любил. Чернушка не несла яиц, поэтому решено было отправить ее на суп. Алеша спасает Чернушку в последний момент, когда ее уже схватила кухарка и занесла над ней нож. Уступая Алеше, который отдает за это империал, кухарка отпускает Черную курицу.

Курица оказывается необычной. Она является Алеше по ночам и открывает тайну: оказывается, под землей, прямо под местом, где живет Алёша,  расположена загадочная страна, населенная маленькими человечками. Курица проводит туда Алешу. Чернушка в этой стране является главным министром. Когда Чернушка находится под землей, то она принимает облик человечка в черном одеянии и с красной шапочкой на голове.

Чернушка  благодарна Алеше за свое спасение.  Она надеется, что и Алеша умеет быть благодарным. Она просит его, чтобы он держал существование подземной страны ото всех в секрете. Она сообщает, что если о существовании подземной страны узнает кто-нибудь из непосвященных, то все ее жители вынуждены будут немедленно подняться со своих мест и переселиться в далекие края.

После того как Алеша нарушил данное им обещание и выдал секрет, чем страшно подвел Чернушку, она все равно не перестает любить этого мальчика.

Министр Чернушка понес за Алёшин поступок тяжкое наказание:  ему навсегда заковали руки в золотые кандалы. Тем не менее, он простил Алешу, что говорит о его благородстве и великодушии.

Чернушка – волшебная курица, обитательница сразу двух миров, надземного и подземного, в наземном мире Чернушка  –  она, т.е. существо женского пола, а в подземном Чернушка – он, министр, человечек, существо мужского пола.

Особенности психики дратхаара

Дрессировка дратхаара на первый взгляд не является сложным делом, так как изначально речь идет об умном животном, в котором самой природой заложен инстинкт охотника и бесконечная преданность хозяину. Однако, приступая к натаске дратхаара, необходимо учитывать особенности его психики и характера, чтобы не спровоцировать страхи, неврозы и разного рода негативные поведенческие проявления. Животное по своей природе отличается спокойным ровным нравом и высокой склонности к обучению. Все, что требуется от дрессировщика – это развить заложенные на генном уровне инстинкты и добиться от собаки понимания того, что и зачем нужно делать на охоте.

Дратхаар

План-конспект урока по литературному чтению. Тема Главный герой сказки (А. Погорельский “Черная курица, или Подземные жители”)

Г.В. Яговкина

МБОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов,

г. Екатеринбург, Свердловская область

Тема: Главный герой сказки

(А. Погорельский “Черная курица, или Подземные жители”).

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет

литературное чтение

Класс

4

Тема и номер урока в теме

Тема: Главный герой сказки («А. Погорельский “Черная курица, или Подземные жители») В разделе «1828 год. Первая русская литературная сказка». 4 урок

Базовый учебник

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Литературное чтение 4 класс «В океане света»

  1. Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”

  2. Ожидаемые результаты:

-личностные:

анализируя поступки героя вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке;

-метапредметные:

формировать умения ориентироваться в пространстве текста художественного произведения (познавательные УУД);

высказывать и обосновывать свою точку зрения; (коммуникативные УУД);

– предметные:

развивать умения размышлять о характере и поступках героя;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

  1. Тип урока: обобщение и систематизация знаний

индивидуальная, групповая, фронтальная

  1. Техническое оборудование:

компьютер, проектор,

интерактивная доска,

нетбуки для индивидуальной и парной работы;

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (таблица 1)

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Орг. момент

Приветствие учителя

Проверка готовности рабочего места

1 мин

2

Вызов

Актуализация знаний

Интерактивные задания № 1-4

контрольный

учитель направляет и оказывает помощь

Ученики выполняют задание индивидуально на нетбуках с последующей проверкой

7 мин

3

Осмысление

Мы продолжаем путешествие по сказке. Алеша получил волшебное конопляное семечко, и жизнь его изменилась. Как?

А сам он изменился?

-Давайте дадим характеристику Алеше до получения семечка и после него.

Ученики выполняют задание в рабочей тетради (с. 40 № 3)

22

мин

Интерактивная доска: Распределить слова в два столбика:

добрый, жестокий, упрямый, общительный, самолюбивый, скромный, гордый, непослушный, дерзкий, застенчивый, ласковый.

(самопроверка с помощью интерактивной доски)

Интерактивное задание № 6.1

ЭОР контрольный –(какой поступок является причиной негативных изменений в характере Алеши?)

Учитель оказывает помощь при необходимости.

Работа в парах (с обсуждением)

– О чем вам говорят слова из сказки: «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло употребили»?

– Ребята, наш путь по сказке подходит к концу.

Прием ТРКМ – «толстые» и «тонкие» вопросы

– А какая концовка у любой сказки? – добро побеждает зло

– Встречали ли мы в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло?

Пробовал ли мальчик бороться с этим злом?

– Каким образом?

Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.

-Что победило?

Работа с

текстом после чтения (учащиеся свои ответы доказывают словами текста)

– Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть.

Интерактивное задание № 6.2

Демонстрация ЭОР на доске.

Контролирует понимание главного смысла сказки.

Дети выполняют работу на карточках (то же, что и в ЭОР, индивидуально, с последующим обсуждением в парах)

Фронтально задаются вопросы:

-Как был наказан Алёша?

Какое наказание было для него самым тяжёлым?

Ответы на вопросы:

Обратите внимание

Учащиеся делают вывод (добро победило зло) и доказывают свой ответ словами из книги.

4

Рефлексия

Учитель направляет, организует деятельность.

Прием ТРКМ – составление синквейна

ПРАВДА

горькая, сладкая

убивает, радует, спасает

тайное становится явным

справедливость

самооценка и самоанализ

Зажмите руку в кулак и…

кому было интересно – разожмите мизинец;

– кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

– кто хорошо работал на уроке – средний;

– кто помогал работе в группе – указательный;

– кому урок понравился – большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.

10 мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР (таблица № 2)

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

А.Погорельский «Черная курица или подземные жители»

контрольный

интерактивный тест

задания 1-4

ссылка

2

А.Погорельский «Черная курица или подземные жители»

контрольный

интерактивный тест

задание 6.1

ссылка

3

А.Погорельский «Черная курица или подземные жители»

контрольный

интерактивный тест

задание 6.2

ссылка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение История жизни Печорина в романе Герой нашего времени 9 класс

    История жизни главного героя романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени складывается из ряда эпизодов, которые представлены автором благодаря разным видам повествования

  • Сочинение Кого можно назвать жестоким человеком? (итоговое декабрьское)

    На протяжении всего существования человечества всегда имел место быть такой фактор, как жестокость. Эта тема была раскрыта во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы. Один из ярких примеров

  • Характеристика и образ Савельича в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

    Савельич – подневольный крестьянин семьи Гриневых. Когда Петру Гриневу исполнилось пять лет, его поручили воспитанию старика.

  • Анализ сказки Волшебное кольцо Платонова

    Добрая сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо» о животных соответствует общей характеристике данного жанра. Ее сюжет напоминает реальность, однако каждое действие героев связано с волшебством.

  • Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Толстого Война и мир

    Платон Каратаев – жизнерадостный, мудрый покровитель. Он является завершенным персонажем, олицетворяющим широкую натуру.

Второстепенные персонажи

В «Черной курице» герои не только реальные жители, там существует подземный мир, которым правит мудрый и справедливый король. В благодарность за спасение одного из своих подданных, король награждает Алешу волшебным зернышком, и берет с него обещание, что Алеша никогда и никому не расскажет о подземных жителях. Когда Алеша предал подземных жителей, король и его подданные пришли в большое отчаяние, так как теперь им требовалось переселяться в другие далекие места.
Учитель пансионата, в котором воспитывается Алеша, строгий и требовательный человек. В его пансионате много учащихся, и он обязан следить за тем, чтобы дети хорошо учились, выполняли свои обязанности, и были воспитанными и послушными. Он поддерживает дисциплину, требователен к своим ученикам. Учитель против того, чтобы дети учились лгать, и он строго наказывает Алешу, когда тот рассказывает ему о подземных жителях.
Почетный гость, к приезду которого тщательно подготовились. Обычный человек, проверяющий порядок в своих заведениях.
Кухарка, которая хотела зарезать Чернушку к приезду почетного гостя, но, поддавшись на уговоры Алеши, а больше на его золотую монету, оставила курицу в живых.

Это краткая характеристика героев «Черной курицы» может оказаться полезной для читательского дневника.

Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Сын полка» характеристика персонажей произведения Катаева для читательского дневника
Следующая
СочиненияГлавные герои «Вождь краснокожих» характеристика персонажей рассказа О Генри для читательского дневника

Как составить план к сказке «Черная курица или подземные жители»?

Сказка Антония Погорельского «Черная курица» довольно объемное произведении и пересказывать его подробно и во всех деталях затруднительно, поэтому ограничимся более общим планом:

  1. Пансион для детей. Алеша. Любит читать книги, ждет волшебницу, кормит курочек.
  2. Алешу просят поймать курицу, но он прячется
  3. Алеша слышит как кудахчет пойманная Чернушка и налетев на кухарку просит отпустить любимицу. Алеша отдает империал кухарке. Чернушка спасена.
  4. Приезд директора, наблюдения за лысым «рыцарем» — директором.
  5. Алеше показалось, что он слышит голос Чернушки
  6. Ночью Алешу позвала курица и он пошел за ней.двери открывались как по волшебству. Попугай у старушек кричит «Дурак»
  7. Рыцари соскочили со стены. Сражение Чернушки с рыцарями. Чернушка победитель.
  8. Алеша просыпается в своей комнате и слышит о пропаже Чернушки.
  9. Ночью опять приходит Чернушка и выговаривает Алеше, что тот разбудил попугая, а попугай рыцарей.
  10. Новое ночное путешествие, фарфоровые куклы, те же рыцари, но уже миролюбивые, зала с золотыми креслами.
  11. Появляется король и объявляет Алеше, что тот спас его министра — маленького человечка в котором Алеша узнает Чернушку
  12. Король предлагает Алеше награду. Тот просит сделать так, чтобы он всегда знал все уроки.
  13. Ему дают конопляное семечко и требуют полного молчания об увиденном.
  14. Алеша посещает подземный сад и бриллиантовыми дорожками и зверинец, потом попадает на охоту на крыс
  15. Алеша беседует с Чернушкой-министром и просыпается в постели
  16. Он находит в кармане конопляное зернышко и оказывается, что знает все уроки
  17. Алеша загордился, стал много шалить, ведь ему не надо было учить уроки, он и так все знал
  18. Но в один момент Алеша вдруг ничего не смог ответить учителю и его заперли в наказание, он потерял зернышко.
  19. Алеша зовет Чернушку, тот приходит ночью и выговаривает Алеше, что не узнает его. Чернушка возвращает ему конопляное семечко.
  20. Алеша гордо отвечает урок, но не может ответить когда он успел выучить 20 страниц
  21. Алешу решили наказать розгами. В страхе он рассказывает о черной курице, но ему не верят и высекают
  22. Чернушка приходит прощаться, ведь Алеша выдал тайну подземных жителей.
  23. Алеша заболел, а после выздоровления ему все стало казаться сном, Он уже не мог выучивать по 20 страниц, но зато его любили товарищи.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?

Внимательно читаем Погорельского

Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие. Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.

Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.

Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.

Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.

Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.

И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…

Разбираем задания по литературному чтению:

  • Храбрый утенок — это сказка или рассказ? Как доказать свое мнение?
  • Какие вопросы можно придумать к стихотворению «Лошадка» Введенского?

Жанр и композиция

Автор написал романтическую сказку. В ней мир делится на две части: одна представлена пансионом, в котором проживал главный герой — мальчик Алёша, другая часть — подземное царство. Они взаимодействуют между собой. Чёрная курица в обычном мире становится заслуженным министром. Этот рассказ помогает размышлять о добрых поступках, показывает, что иногда ради дружбы нужно чем-то пожертвовать.

Основная тема рассказа — правильное воспитание детей. То есть то, как родители передают положительные качества своим примером, ответственным отношением к близким людям. Композиция повести представлена:

  1. Экспозицией в виде предыстории.
  2. Завязкой (главный герой спасает хохлушку).
  3. Кульминацией.
  4. Развязкой-эпилогом (разоблачение предательства со стороны мальчика).

Получение волшебного семечка

Когда Алеша из рассказа «Черная курица» получает семечку, его характер сильно меняется. С помощью волшебства он становится самым лучшим учеником, что делает его заносчивым. Алеша становится очень ленивым: он перестает выполнять домашнее задание и учиться вообще. Алеша становится очень непослушным мальчиком, который совершенно не воспринимает мнение других людей.

В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.

Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.

Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Второстепенные герои

Кухарка

Суровая, безжалостная женщина. Слезами и мольбами ее не пробрать. Она ловит и без содрогания режет кур.  Жадная до денег: Алеша смог подкупить ее, уговорить, чтобы она отпустила Черную курицу, отдав ей золотую монету.

Учитель

Строгий, справедливый.  Недоверчив: в Алешин рассказ о существовании Подземных жителей он не поверил. По отношению к Алеше проявляет жестокость и бессердечие.

Учительша

Жена учителя. Помогает мужу организовывать приемы начальства.

Директор

Типичный директор. Ему хочется, чтобы о гимназии шла добрая слава, поэтому ему нравится, когда кто-то из учеников достигает больших успехов. Хочет хорошо выглядеть в глазах начальства и выделиться перед ним.

Король Подземной страны  

Опрометчиво дает Алеше обещание подарить ему любую вещь, какую тот попросит. Свое слово держит, хотя просьба Алеши ему не нравится.

Две старушки-голландки

Старушки, которым более ста лет. Они помнят Петра Великого и когда-то даже общались с ним. Живут при пансионате. Через их комнату необходимо пройти ночью, чтобы попасть в Подземное царство. Но старушек ни в коем случае нельзя будить. Алеша ничего так и не понял про этих загадочных старушек: что это за старушки, почему нельзя их будить и т.д. Да они и вправду непонятные.  Их роль сводится к тому, чтобы спать, и чтобы Черная курица и Алеша боялись, что они могут проснуться.  Их присутствие в повествовании добавляет произведению таинственности и мистики.

Получение волшебного семечка

Когда Алеша из рассказа «Черная курица» получает семечку, его характер сильно меняется. С помощью волшебства он становится самым лучшим учеником, что делает его заносчивым. Алеша становится очень ленивым: он перестает выполнять домашнее задание и учиться вообще. Алеша становится очень непослушным мальчиком, который совершенно не воспринимает мнение других людей.

В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.

Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.

Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий