Толстой лев николаевич

Краткое содержание биографии Толстого

Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей. Это были, в первую очередь, «Азбука» и «Книга для чтения».

Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Лёва стал четвертым ребенком в этой дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих и других годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство», который и будет первым опубликован в журнале «Современник».

Сначала Лев учился дома у немецких и французских преподавателей, он также увлекался музыкой. Подрос и поступил в Императорский Университет. Старший брат Толстого убедил его послужить в армии. Лев даже принял участие в настоящих боях. Они описаны им в «Севастопольских рассказах», в повестях «Отрочество» и «Юность».

Устав от войн, он объявил себя анархистом и уехал в Париж, где проиграл все деньги. Одумавшись, Лев Николаевич вернулся в Россию, женился на Софье Бернс. С тех пор он стал жить в родном имении и заниматься литературным творчеством.

Первым его большим произведением стал роман «Война и мир». Сочинял его писатель около десяти лет. Роман хорошо приняли и читатели, и критики. Далее Толстой создал роман «Анна Каренина», который получил ещё больший успех публики.

Толстой хотел понять жизнь. Отчаявшись найти ответ в творчестве, он ушел в церковь, но и там разочаровался. Тогда он отрекся от церкви, стал думать над своей философской теорией – «непротивление злу». Он хотел отдать всё имущество бедным… За ним стала даже следить тайная полиция!

Отправившись в паломничество, Толстой заболел и умер – в 1910 году. 

Краткий анализ

Итак, чем жив человек? Лев Толстой считает, что люди живы любовью. Рассказ этот изображает в первую очередь именно это чувство. Сапожник берет к себе нищего, женщина — двух сирот. Нищий этот оказывается ангелом, а девочки — лучшими дочерями для этой женщины. Не одни только внешние поступки изображает в рассказе «Чем люди живы» Толстой, анализируются и души людей — то, что в них происходит. Не совершаются в произведении чрезвычайные подвиги и жертвы. Да и персонажи рассказа «Чем люди живы» (Толстой), краткое содержание которого представлено в данной статье, не имеют ничего героического. Семен — простой малый, хотя и добрый, любящий иногда выпить, как и все представители его профессии. Матрена — говорливая, хозяйственная, немного сварливая, любопытная женщина — такая, как все. Купчиха тоже лишь мягкостью и добродушием отличается от остальных героев рассказа «Чем люди живы» (Толстой).

Краткое содержание произведения, его анализ позволяют говорить о том, что оно делает нас немного лучше. Открывает нам на многое глаза. Заставляет поразмышлять, несет в себе вечные идеи — добро, любовь к ближнему, сострадание — рассказ «Чем люди живы» (Толстой). Анализ произведения был проведен нами кратко — мы выделили лишь основные моменты. Вы можете его дополнить самостоятельно, включив цитаты и собственные мысли.

Примерное меню на каждый день

При составлении меню для диеты при геморрое на каждый день обычно ориентируются на так называемый лечебный стол №3, показанный людям со склонностью к запорам. На основе примерного расклада блюд можно составить собственные варианты. Предлагаемая ниже таблица демонстрирует пример диеты на каждый день недели при обострении геморроя.

Таблица. Меню на неделю при геморрое

  Завтрак Второй завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Отварной картофель, тушеная рыба, кабачковая икра, чай Салат морковно-яблочный Куриный суп-лапшевник, салат из отварной курицы с ананасом, компот Творог с изюмом и черносливом Кабачковые оладьи, отварная рыба, компот
Вторник Пшенная каша с тушеным мясом, салат из свежих томатов с растительным маслом, чай Виноград Суп с цветной капустой, запеченный мясной рулет, тушеная белокочанная капуста, яблочное желе Фруктово-овощной салат с курагой и изюмом Блинчики с мясом, пудинг морковно-яблочный, чай
Среда Тушеная свёкла, отварной картофель, чай Творожный пудинг Суп овощной с пшенной крупой, тушеная рыба, чай с молоком Тертая морковь, политая медом и йогуртом Рассыпчатая гречневая каша, тушеная рыба, чай
Четверг Омлет, мясо-овощной салат, чай Салат из свежих огурцов и томатов, заправленный йогуртом Летний суп, тушеная капуста с мясом, чай Мясные тефтели с тушеной морковью, суфле из тыквы Творог с курагой
Пятница Рассыпчатая гречневая каша с тушеной рыбой, винегрет, чай Яблочно-морковный салат Овощной суп, отварной картофель с тушеной морковью, компот Йогурт с сухофруктами Тушеная рыба, яблочно-тыквенная запеканка, чай
Суббота Отварной картофель, мясные тефтели, чай Овсяная каша Зеленый борщ, тушеное мясо с тыквенным пюре, компот Салат из салатных листьев с огурцом и зеленью укропа Творожная запеканка с фруктовой подливкой, чай
Воскресенье Рассыпчатая каша с отварным мясом, чай Суфле из творога Куриный бульон с сухариками, мясо-овощное рагу, компот Салат из отварной свеклы с паровыми котлетами Творожник, чай

Для улучшения консистенции пищевого комка рекомендуется употреблять больше жидкости. Специалисты считают, что эффект при соблюдении диеты при геморрое наступает уже на 2-3 сутки – стул становится безболезненным и регулярным, нормализуется и сам акт дефекации.

Диета при геморрое требует употребления большого количества жидкости

Сарай

Надо отметить, что большим мастером на описание пейзажей был Тургенев. «Живые мощи» – рассказ, бесподобно описывающий благоуханную деревенскую природу, свежий воздух и щебетание жаворонков.

В общем, Петру Петровичу захотел пройтись, по тропинке он дошел до пасеки и там вдруг увидел плетеный сарайчик, куда обычно на зиму убирают ульи. Он открыл дверь и заглянул, потянуло запахом душистых сушеных трав – мяты и мелиссы. В углу стояли подмостки, где виднелась маленькая фигура, прикрытая одеялом.

Он хотел было закрыть дверь, но вдруг услышал, что кто-то его зовет. Он остолбенел от неожиданности и от того, что увидел практически усохшую бронзовую женскую голову с узким носом, тонкими губами, белыми зубами и бесцветными глазами, а из платка выбивались прядки рыжих волос.

Часть 4. Судьба-Сибирь[ред.]

Отряд Филофея с трудом пробирается через заколдованный лес, полный опасных языческих демонов. Они догоняют Айкони, но с ней нет кольчуги и Нахрача. Раненого Новицкого с девушкой Филофей отправляет на берег реки ожидать их, а сам с отрядом догоняет Нахрача.

Ремезовы встречаются с Онхудаем и вместе едут за кольчугой по карте, нарисованной отцом архитектора. В пещере старик заманивает зайсанга в ловушку, забирает кольчугу, и отряд русских уезжает с Иваном, разоружив джунгар. Пленник срывает со степняка пайцзу.

Айкони видит призрак мёртвой сестры. Она признаётся измученному, бредящему, Новицкому, что кольчуга Ермака на ней, и отдаёт доспех. Новицкий надевает его и вновь признаётся ей в любви, но девушка видит в нём лишь демона, которого сама же приворожила, и вновь убегает.

Айкони добирается до вогульской деревни Сатыги и встречает там Нахрача. Тот замысливает убить сильно поредевший русский отряд Филофея. Поражённый силой духа русских и не желающий войны с ними, Сатыга убивает Нахрача, а его самого закалывает Айкони.

Отряд Ремезовых с кольчугой убегает от джунгар и спасается в одиноко стоящей на берегу реки старой, полуразрушенной крепости

Дондоб и Онхудай с войском осаждают две крепостных башни, но горстка людей отважно отбивается. В бою убивают Онхудая

Демарин в священной кольчуге под огнём пробирается в одну из башен и поджигает её. Этот знак видят служилые Чередова и спасают храбрый отряд. Раненый Иван и Маша признаются друг другу в любви.

Когда преступницу Айкони везут в Тобольск для суда, её освобождает Новицкий. Ради её свободы он убивает солдата и бросает свой крестик Филофею. Охваченный болезнью и злым духом, полковник увозит девушку в лодке, но затравленная остячка переворачивает её. Кольчуга Ермака тянет героя на дно, где его обнимает утонувшая Хомани.

1718 год. В Тобольск присылают нового ревизора Лихарева. Он рыщет по городу и выискивает доказательства преступлений Гагарина. Тот собирается в столицу искать защиты у Сената, перед отъездом прячет наворованные ценности и убивает верного лакея.

Демарин сомневается, давать ли ход делу о сговоре Гагарина с китайцами и подстроенной войне. Он рассказывает эту тайну Маше и Ремезову.

Семён навещает принявшую постриг Епифанию, и та уговаривает его забыть её. Секретарь Дитмер пытается найти и присвоить закопанное золото Гагарина. С этим он приходит к Епифании, интересуясь строительством, на котором работали раскольники. Она с умыслом посылает его в церковь, где Авдоний видел трещину. Секретарь устраивает обрушение храма. Его арестовывает Лихарев, и Дитмер даёт показания против Гагарина.

Ремезов считает обрушение своего храма знамением и разрешает Ивану рассказать о пайцзе фискалу.

1718 год. В столице Гагарин раздает взятки, чтобы избежать суда, но царь, разозлённый неудачным походом на Яркенд, подозревает его. Военный суд оправдывает полковника Бухгольца, и вскоре арестовывают губернатора. В тюрьме он узнаёт, что фискал Нестеров казнён за коррупцию. Князя пытают и судят за воровство и измену при сделке с Китаем, но своей вины он не признаёт. Сенат, который он подкупил, приговаривает его к смерти. У Гагариных отбирают имущество.

В Сибири новый губернатор, очень осторожный человек. Табберт помогает офицеру Татищеву наладить деятельность сибирских горных заводов. Вскоре оканчивается русско-шведская война. Пленных отпускают домой.

1742 год. Коменданта небольшого шведского городка Табберта навещает пожилой человек, в котором он с удивлением узнаёт Рената. Старые друзья рассказывают друг другу про свои приключения.

1722 год. Неугомонный архитектор Ремезов учится рисовать карты, следуя новейшим научным достижениям.

XII

И обнажилось тело ангела, и оделся он весь светом, так что глазу нельзя смотреть на него; и заговорил он громче, как будто не из него, а с неба шел его голос. И сказал ангел:

— Узнал я, что жив всякий человек не заботой о себе, а любовью.

Не дано было знать матери, чего ее детям для жизни нужно. Не дано было знать богачу, чего ему самому нужно. И не дано знать ни одному человеку — сапоги на живого или босовики ему же на мертвого к вечеру нужны.

Остался я жив, когда был человеком, не тем, что я сам себя сдумал, а тем, что была любовь в прохожем человеке и в жене его и они пожалели и полюбили меня. Остались живы сироты не тем, что обдумали их, а тем, что была любовь в сердце чужой женщины и она пожалела, полюбила их. И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях.

Знал я прежде, что бог дал жизнь людям и хочет, чтобы они жили; теперь понял я еще и другое.

Я понял, что бог не хотел, чтобы люди врозь жили, и затем не открыл им того, что каждому для себя нужно, а хотел, чтоб они жили заодно, и затем открыл им то, что им всем для себя и для всех нужно.

Понял я теперь, что кажется только людям, что они заботой о себе живы, а что живы они одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нем, потому что бог есть любовь.

И запел ангел хвалу богу, и от голоса его затряслась изба. И раздвинулся потолок, и встал огненный столб от земли до неба. И попадали Семен с женой и с детьми на землю. И распустились у ангела за спиной крылья, и поднялся он на небо.

И когда очнулся Семен, изба стояла по-прежнему, и в избе уже никого, кроме семейных, не было.

Благодарим за прочтение произведения Льва Николаевича Толстого «Чем люди живы»!
Читать все произведения Льва ТолстогоНа главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь

Популярные сегодня пересказы

  • Во весь голос — краткое содержание поэмы Маяковского Книга не была издана, поэтому большой круг читателей не смогли познакомится с произведением. Поэма была написана в 30-х годах, а потом была выставлена на выставке творчества Маяковского.
  • Сказка о попе и его работнике Балде — краткое содержание сказки Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» была написана в 1830 году таким известным автором и поэтом России, как Александром Сергеевичем Пушкиным. Основой послужила русская народная сказка, записанная автором от своей няни, Арины Родионовны.
  • Подарки феи — краткое содержание сказки Перро В сказке Ш.Перро рассказывается о судьбе двух девушек: злой и доброй. У одной вдовы выросли совершенно разные дочери. Старшая во всем походила на мать. Мало того, что она внешне не отличалась
  • Краткое содержание рассказа Хвосты Бианки Прилетела муха к человеку и стала просить, чтобы он ей хвост помог найти. Решил он сначала выяснить: «Зачем ей хвост нужен?». «Он ведь всем для красоты необходим», — ответила муха

Причины

Страх будущего в психологии называют футурофобией. Под этим понятием подразумевается ощущение тревожности по поводу предстоящих событий. Страх перед тем, что будет, появляется не только в преддверии плохих событий жизни, но и хороших:

  • будущая мать может бояться появления малыша;
  • актёр – предстоящего представления;
  • игрок – большой игры.

Все события потенциально опасны, и в нашем подсознании могут послужить причиной психологического расстройства. То, что происходит с нами впервые, одновременно страшит и увлекает.

Страх перед будущим возникает из-за сомнений и неуверенности в себе, своих способностях.

Купчиха с двумя девочками

Прошло еще два года. Живут по-прежнему, и не нарадуется сапожник на своего работника. Сидят раз они дома. Мальчик, сын Семёна, подбежал к окну и смотрит во двор. Глядь, к их дому идёт купчиха с двумя девочками в шубках и в платочках. У одной ножка хромая. Подбежал к окну и Михайла. Удивился сапожник — ведь никогда прежде не выглядывал он на улицу.

Зашли он в дом к сапожнику, и просит женщина сшить сапожки для девочек. Снимали мерки, разговорились, и узнали, что малышки не родные, а приёмыши. Шесть лет назад случилась беда: на отца в роще упало дерево. Только довезли, он и умер. Во вторник похоронили. А мать в это же самое время родила двойню, вот этих самых девочек, да не прожила и трёх дней — отдала Богу душу. Да как умирала, задавила одну из них. Вот ей ножку и вывернуло. Остались сироты одни. Жили они тогда с мужем по соседству с ним, поэтому и забрали малышек. Кормила она их грудью, потому, как и сама только родила. Через год родной сын умер, и больше Бог детей не давал. А достаток стал расти, жизнь улучшилась. И чтобы бы могло быть, если бы не эти девочки — «только у меня и воску в свече», что есть они — самые родные из родных. Как говорится, без отца и матери прожить можно, а без Бога нет… Л. Толстой («Чем люди живы») незаметно подводит читателя к главной идее произведения.

Биография Льва Толстого

В разных источниках, дата рождения Льва Николаевича Толстого, указывается по — разному. Самые распространенные версии – 28 августа 1829 года и 09 сентября 1828 года. Родился четвертым ребенком в дворянской семье, Россия, Тульская губерния, Ясная Поляна. В семье Толстых всего было 5 детей.

Его родословное древо берет начало с Рюриков, мать принадлежала к семье Волконских, а отец был графом. На 9 году жизни, Лев вместе с отцом отправились в Москву впервые. Юный писатель был на столько впечатлен, что эта поездка, дала начало таким произведениям как ,,Детство’’, ,,Отрочество’’, ,,Юность’’.

В 1830 году умерла мать Льва. Воспитание детей, после смерти матери взял на себя их дядя – двоюродный брат отца, после смерти которого, опекуном стала тетя. Когда умерла тетя — опекун, о детях начала заботиться вторая тетушка из Казани. 1873 года умер отец.  

Первое образование Толстой получил дома, с учителями. В Казани, писатель жил около 6 лет, 2 года потратил на подготовку, чтоб поступить в императорский Казанский университет и его зачислили на факультет восточных языков. В 1844 году стал студентом университета.

Изучение языков для Льва Толстого не было интересным, после он попытался ,,связать’’ свою судьбу с юриспруденцией, но и здесь обучение не заладилось, поэтому в 1847 году бросил учебу, получил документы из учебного заведения. После неудачных попыток учиться, решил развивать фермерство. В связи с этим вернулся в родительский дом в Ясную Поляну.

В сельском хозяйстве себя не нашел, зато не плохо получалось вести личный дневник. Закончив работать в сфере фермерства, поехал в Москву, чтоб сосредоточиться на творчестве, но все задуманное пока не осуществлялось.

Совсем молодым, успел побывать на войне, вместе со своим родным братом Николаем. Ход военных событий, оказал влияние на его творчество, это заметно по некоторым произведениям, например, в повестях ,,Казаки’’, ,,Хаджи – Мурат’’, в рассказах ,,Разжалованный’’, ,,Рубка леса’’, ,,Набег’’.

С 1855 года Лев Николаевич становился более искусным писателем. В то время, актуальным было право крепостных, о котором написал в своих рассказах Лев Толстой: ,,Поликушка’’, ,,Утро помещика’’ и другие.

1857-1860 года припали на путешествия

Под их впечатлением подготовил школьные учебники и стал обращать внимание на издание педагогического журнала. В 1862 году Лев Толстой взял в жены молодую Софью Берс – дочь врача

Семейная жизнь, сначала, пошла ему на пользу, тогда были написаны самые известные произведения ,,Война и мир’’, ,,Анна Каренина’’.

Середина 80-х годов была плодотворной, были написаны драмы, комедии, романы. Писателя волновала тема буржуазии, он был на стороне простого народа, чтоб выразить свои мысли по этому поводу, Лев Толстой создал много произведений: ,,После бала’’, ,,За что’’, ,,Власть тьмы’’, ,,Воскресенье’’ и т.д.

Роман ,,Воскресенье”, заслуживает особого внимания. Чтоб его написать Льву Николаевичу пришлось потрудиться на протяжении 10 лет. В итоге произведение раскритиковали. Местные власти, на столько боялись его пера, что устанавливали за ним слежку, смогли отстранить от церкви, но несмотря на это, простой люд поддерживал Льва как мог.

В начале 90-х годов Лев начал болеть. Осенью 1910 года в 82-летнем возрасте, остановилось сердце писателя. Это случилось в дороге: Лев Толстой ехал в поезде, ему стало плохо, пришлось остановиться на железно – дорожной станции Астапово. Приютил больного, у себя дома, начальник станции. Через 7 дней пребывания в гостях, писатель умер.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Тургенев, «Записки охотника»: «Живые мощи»

Он произнес ее имя и спросил о том, что с ней произошло.

Писатель лихо закручивает сюжет, и становится необыкновенно интересно, кто эта женщина, и какая беда с ней приключилась.

Она стала рассказывать ему, что около семи лет назад ее помолвили с Василием Поляковым, видным и кудрявым буфетчиком барыни. Однажды ночью ей не спалось, вышла она на крыльцо, и послышался ей голос любимого. От неожиданности она оступилась и сильно упала. Вернувшись к себе в комнату, она поняла, что как будто бы в ней что-то оборвалось, тяжко стало, и заболела. Барыня по доброте своей врачам ее показывала, но они даже не смогли диагноз ее определить.

В барских домах калек держать было не принято, и больную девушку отправили сюда к родственникам. Жених ее погоревал, да и женился на другой.

Какая история случилась с бедным сапожником

Начинается повесть рассказом о том, как один бедный сапожник, живший в наемном доме с женой, выручив деньги, отправился в село за овчиной на шубу. Шуба была ему очень нужна, потому как зима была суровой, а телогрейка у них с женой одна на двоих была. Однако, не получив в селе денег от своих должников, он никакой овчины не купил, а выпил на двадцать копеек водки и отправился домой восвояси. Шел он и рассуждал о том, что выпивка ему была крайне необходима для согрева, а жена, которая сейчас начнет его ругать за то, что пришел домой пьяный, без овчины и без денег, пусть сама попробует так, как он, потрудиться.

У церкви он увидел сидящего скрючившись, обнаженного человека, но прошел мимо, испугавшись, что тот мертвый.

Вернулся он назад к церкви и видит, что человек жив, лицом приятен и умилен, без побоев и ссадин. Спросил Семен горемыку, откуда он и что тут делает, а тот ответил, что он нездешний и его бог наказал. Отдал тогда Семен несчастному свою телогрейку, валенки, что нес из села домой на починку, и забрал его к себе домой.

Матрена, жена сапожника, закончив работу по дому, размышляла, что не стоит последнюю краюху хлебы к столу подавать, лучше приберечь ее на попозже. А тем временем и путники наши вернулись. Увидала Матрена мужа выпивши и без овчины и начала ругать его за все, что смогла только припомнить, и за то, конечно, что, когда им самим есть нечего, он чужака в дом притащил.

Сорвала она с мужа телогрейку, и хотела было из дома уйти, как муж и говорит ей: «Матрена, али в тебе бога нет?!» Опомнилась женщина и на спутника мужниного посмотрела, а тот сидит на краю лавки, ни жив, ни мертв, как будто душит его что-то, и молчит.

Засовестилась баба, накрыла на стол и даже хлеба мужчинам подала. Накормила Матрена странника, а после дала ему и одежду и приютила на ночь. И так он на нее посмотрел и улыбнулся, что сердце ее взыграло. Жалела она потом и о хлебе последнем и об одежде отданной, но вспоминался ей взгляд этот светлый, и отпускала жадность ее.

Начал странник Михайла у мужика в доме жить, выучился работать и стал сапожнику подмастерьем. Тихим очень он был, бессловесным и безрадостным, все ввысь смотрел да работал. Только и улыбнулся раз, когда баба им впервые на стол собрала. Так ладно сработались мастера наши, что и достаток у них появился.

И вот однажды приехал к сапожнику богатый барин на тройке лошадей и привез очень дорогую кожу на сапоги, и все сказывал, что сшить так надобно, чтобы год им сносу не было и чтобы в срок готовы были. А Михаил смотрел за спину барина внимательно, будто вглядываясь во что-то, а потом вдруг просветлел лицом, улыбнулся и говорит: «Не волнуйся, барин, как раз к сроку поспеют». Уехал барин, а Михаил из его материала скроил и сшил не сапоги, а босовики. Как увидел это Семен, так от ужаса чуть чувств не лишился, собрался было выговаривать мастеру, как стук в дверь раздался. Это от барина слуги прибежали сообщить, что помер барин накануне, и нужны ему теперь не сапоги заказанные, а босовики новые. Как раз их-то и подал сразу слуге Михаил.

Так в труде да заботах прожил Михаил в семье сапожника шесть лет. И однажды пожаловала к ним купчиха с двумя дочерьми, одна из которых хромала. И рассказала женщина свою историю, что девочки эти не родные ей, а приемные. Лет шесть тому жили они с мужем в крестьянстве и родился у них сыночек маленький. В ту же пору у соседей их тоже две девочки родились, да только нелегкая им выпала доля, в пятницу отец их умер, а во вторник и мать схоронили.

Душа у женщины была добрая и щедрая, забрала она к себе сироток и стала вместе со своим сыночком выкармливать, да сложилось так, что сыночек ее на втором годочке приставился и остались у нее только две девочки приемные, а больше детей у нее не было.

Жить они с мужем стали в достатке, и теперь у них только и воску в свечке, что девочки эти приемные. Оставил Михаил работу свою, сложил руки на коленях и на женщину и девочек смотрит и улыбается.

I

Жил сапожник с женой и детьми у мужика на квартире. Ни дома своего, ни земли у него не было, и кормился он с семьею сапожной работой. Хлеб был дорогой, а работа дешевая, и что заработает, то и проест. Была у сапожника одна шуба с женой, да и та износилась в лохмотья; и второй год собирался сапожник купить овчин на новую шубу.

К осени собрались у сапожника деньжонки: три рубля бумажка лежала у бабы в сундуке, а еще пять рублей двадцать копеек было за мужиками в селе.

И собрался с утра сапожник в село за шубой. Надел нанковую бабью куртушку на вате на рубаху, сверху кафтан суконный, взял бумажку трехрублевую в карман, выломал палку и пошел после завтрака. Думал: «Получу пять рублей с мужиков, приложу своих три, – куплю овчин на шубу».

Пришел сапожник в село, зашел к одному мужику – дома нет, обещала баба на неделе прислать мужа с деньгами, а денег не дала; зашел к другому, – забожился мужик, что нет денег, только двадцать копеек отдал за починку сапог. Думал сапожник в долг взять овчины, – в долг не поверил овчинник.

– Денежки, – говорит, – принеси, тогда выбирай любые, а то знаем мы, как долги выбирать.

Так и не сделал сапожник никакого дела, только получил двадцать копеек за починку да взял у мужика старые валенки кожей обшить.

Потужил сапожник, выпил на все двадцать копеек водки и пошел домой без шубы. С утра сапожнику морозно показалось, а выпивши – тепло было и без шубы. Идет сапожник дорогой, одной рукой палочкой по мерзлым калмыжкам постукивает, а другой рукой сапогами валеными помахивает, сам с собой разговаривает.

– Я, – говорит, – и без шубы тёпел. Выпил шкалик; оно во всех жилках играет. И тулупа не надо. Иду, забывши горе. Вот какой я человек! Мне что? Я без шубы проживу. Мне ее век не надо. Одно – баба заскучает. Да и обидно – ты на него работай, а он тебя водит. Постой же ты теперь: не принесешь денежки, я с тебя шапку сниму, ей-богу, сниму. А то что же это? По двугривенному отдает! Ну что на двугривенный сделаешь? Выпить – одно. Говорит: нужда. Тебе нужда, а мне не нужда? У тебя и дом, и скотина, и все, а я весь тут; у тебя свой хлеб, а я на покупном, – откуда хочешь, а три рубля в неделю на один хлеб подай. Приду домой – а хлеб дошел; опять полтора рубля выложь. Так ты мне мое отдай.

Подходит так сапожник к часовне у повертка, глядит – за самой за часовней что-то белеется. Стало уж смеркаться. Приглядывается сапожник, а не может рассмотреть, что такое. «Камня, думает, здесь такого не было. Скотина? На скотину не похоже. С головы похоже на человека, да бело что-то. Да и человеку зачем тут быть?»

Подошел ближе – совсем видно стало. Что за чудо: точно, человек, живой ли, мертвый, голышом сидит, прислонен к часовне и не шевелится. Страшно стало сапожнику; думает себе: «Убили какие-нибудь человека, раздели, да и бросили тут. Подойди только, и не разделаешься потом».

И пошел сапожник мимо. Зашел за часовню – не видать стало человека. Прошел часовню, оглянулся, видит – человек отслонился от часовни, шевелится, как будто приглядывается. Еще больше заробел сапожник, думает себе: «Подойти или мимо пройти? Подойти – как бы худо не было: кто его знает, какой он? Не за добрые дела попал сюда. Подойдешь, а он вскочит да задушит, и не уйдешь от него. А не задушит, так поди вожжайся с ним. Что с ним, с голым, делать? Не с себя же снять, последнее отдать. Пронеси только бог!»

И прибавил сапожник шагу. Стал уж проходить часовню, да зазрила его совесть.

И остановился сапожник на дороге.

– Ты что же это, – говорит на себя, – Семен, делаешь? Человек в беде помирает, а ты заробел, мимо идешь. Али дюже разбогател? боишься, ограбят богатство твое? Ай, Сема, неладно!

Повернулся Семен и пошел к человеку.

Попытаемся ответить на вопрос о том, чем жив человек. Лев Толстой много размышлял на эту тему. Она так или иначе затронута во всех его произведениях. Но самым непосредственным итогом раздумий автора стал рассказ «Чем люди живы». Это произведение повествует о том, как ангел божий сошел на землю в поисках смысла человеческого существования. Он пытается выяснить, чем жив человек. Лев Толстой через этого героя проводит свои идеи. Опишем сначала краткое содержание произведения, а затем проведем его анализ.

VI

День ко дню, неделя к неделе, вскружился и год. Живет Михайла по-прежнему у Семена, работает. И прошла про Семенова работника слава, что никто так чисто и крепко сапог не сошьет, как Семенов работник Михайла,

242

и стали из округи к Семену за сапогами ездить, и стал у Семена достаток прибавляться.

Сидят раз по зиме Семен с Михайлой, работают, подъезжает к избе тройкой с колокольцами возок. Поглядели в окно: остановился возок против избы, соскочил молодец с облучка, отворил дверцу. Вылезает из возка в шубе барин. Вышел из возка, пошел к Семенову дому, вошел на крыльцо. Выскочила Матрена, распахнула дверь настежь. Нагнулся барин, вошел в избу, выпрямился, чуть головой до потолка не достал, весь угол захватил.

Встал Семен, поклонился и дивуется на барина. И не видывал он людей таких. Сам Семен поджарый и Михайла худощавый, а Матрена и вовсе как щепка сухая, а этот — как с другого света человек: морда красная, налитая, шея как у быка, весь как из чугуна вылит.

Отдулся барин, снял шубу, сел на лавку и говорит:

— Кто хозяин сапожник?

Вышел Семен, говорит:

— Я, ваше степенство.

Крикнул барин на своего малого:

— Эй, Федька, подай сюда товар.

Вбежал малый, внес узелок. Взял барин узел, положил на стол.

— Развяжи,— говорит. Развязал малый.

Ткнул барин пальцем товар сапожный и говорит Семену:

— Ну, слушай же ты, сапожник. Видишь товар?

— Вижу,— говорит,— ваше благородие.

— Да ты понимаешь ли, какой это товар?

Пощупал Семен товар, говорит:

— Товар хороший.

— То-то хороший! Ты, дурак, еще не видал товару такого. Товар немецкий, двадцать рублей плачен.

Заробел Семен, говорит:

— Где же нам видать.

— Ну, то-то. Можешь ты из этого товара на мою ногу сапоги сшить?

— Можно, ваше степенство.

Закричал на него барин:

— То-то «можно». Ты понимай, ты на кого шьешь, из какого товару. Такие сапоги мне сшей, чтобы год носились, не кривились, не поролись. Можешь — берись,

243

режь товар, а не можешь — и не берись и не режь товару. Я тебе наперед говорю: распорются, скривятся сапоги раньше году, я тебя в острог засажу; не скривятся, не распорются до году, я за работу десять рублей отдам.

Заробел Семен и не знает, что сказать. Оглянулся на Михайлу. Толканул его локтем и шепчет:

— Брать, что ли?

Кивнул головой Михайла: «Бери, мол, работу».

Послушался Семен Михайлу, взялся такие сапоги сшить, чтобы год не кривились, не поролись.

Крикнул барин малого, велел снять сапог с левой ноги, вытянул ногу.

— Снимай мерку!

Сшил Семен бумажку в десять вершков, загладил, стал на коленки, руку об фартук обтер хорошенько, чтобы барский чулок не попачкать, и стал мерить. Обмерил Семен подошву, обмерил в подъеме; стал икру мерить, не сошлась бумажка. Ножища в икре как бревно толстая.

— Смотри, в голенище не обузь.

Стал Семен еще бумажку нашивать. Сидит барин, пошевеливает перстами в чулке, народ в избе оглядывает. Увядал Михайлу.

— Это кто ж,— говорит,— у тебя?

— А это самый мой мастер, он и шить будет.

— Смотри же,— говорит барин на Михайлу,— помни, так сшей, чтобы год проносились.

Оглянулся и Семен на Михайлу; видит — Михайла на барина и не глядит, а уставился в угол за барином, точно вглядывается в кого. Глядел, глядел Михайла и вдруг улыбнулся и просветлел весь.

— Ты что, дурак, зубы скалишь? Ты лучше смотри, чтобы к сроку готовы были.

И говорит Михайла:

— Как раз поспеют, когда надо.

— То-то.

Надел барин сапог, шубу, запахнулся и пошел к двери. Да забыл нагнуться, стукнулся в притолоку головой.

Разругался барин, потер себе голову, сел в возок и уехал.

Отъехал барин, Семен и говорит:

— Ну уж кремняст. Этого долбней не убьешь. Косяк головой высадил, а ему горя мало.

244

А Матрена говорит:

— С житья такого как им гладким не быть. Этакого заклепа и смерть не возьмет.

III

Убралась Семена жена рано. Дров нарубила, воды принесла, ребят накормила, сама закусила и задумалась; задумалась, когда хлебы ставить: нынче или завтра? Краюшка большая осталась.

«Если, думает, Семен там пообедает да много за ужином не съест, на завтра хватит хлеба».

Повертела, повертела Матрена краюху, думает: «Не стану нынче хлебов ставить. Муки и то всего на одни хлебы осталось. Еще до пятницы протянем».

Убрала Матрена хлеб и села у стола заплату на мужнину рубаху нашить. Шьет и думает Матрена про мужа, как он будет овчины на шубу покупать.

«Не обманул бы его овчинник. А то прост уж очень мой-то. Сам никого не обманет, а его малое дитя проведет. Восемь рублей деньги не малые. Можно хорошую шубу собрать. Хоть не дубленая, а все шуба. Прошлую зиму как бились без шубы! Ни на речку выйти, ни куда. А то вот пошел со двора, все на себя надел, мне и одеть нечего. Не рано пошел. Пора бы ему. Уж не загулял ли соколик-то мой?»

Только подумала Матрена, заскрипели ступеньки на крыльце, кто-то вошел. Воткнула Матрена иголку, вышла в сени. Видит — вошли двое: Семен и с ним мужик какой-то без шапки и в валенках.

Сразу почуяла Матрена дух винный от мужа. «Ну, думает, так и есть загулял». Да как увидела, что он без кафтана, в куртушке в одной и не несет ничего, а молчит, ужимается, оборвалось у Матрены сердце. «Пропил, думает, деньги, загулял с каким-нибудь непутевым, да и его еще с собой привел».

Пропустила их Матрена в избу, сама вошла, видит — человек чужой, молодой, худощавый, кафтан на нем ихний. Рубахи не видать под кафтаном, шапки нет. Как вошел, так стал, не шевелится и глаз не поднимает. И думает Матрена: недобрый человек — боится.

Насупилась Матрена, отошла к печи, глядит, что от них будет.

Снял Семен шапку, сел на лавку, как добрый.

— Что ж,— говорит,— Матрена, собери ужинать, что ли!

238

Пробурчала что-то себе под нос Матрена. Как стала у печи, не шевельнется: то на одного, то на другого посмотрит и только головой покачивает. Видит Семен, что баба не в себе, да делать нечего: как будто не примечает, берет за руку странника.

— Садись,— говорит,— брат, ужинать станем.

Сел странник на лавку.

— Что же, али не варила?

Взяло зло Матрену.

— Варила, да не про тебя. Ты и ум, я вижу, пропил. Пошел за шубой, а без кафтана пришел, да еще какого-то бродягу голого с собой привел. Нет у меня про вас, пьяниц, ужина.

— Будет, Матрена, что без толку-то языком стрекотать! Ты спроси прежде, какой человек…

— Ты сказывай, куда деньги девал?

Полез Семен в кафтан, вынул бумажку, развернул.

— Деньги — вот они, а Трифонов не отдал, завтра посулился.

Еще пуще взяло зло Матрену: шубы не купил, а последний кафтан на какого-то голого надел да к себе привел.

Схватила со стола бумажку, понесла прятать, сама говорит:

— Нет у меня ужина. Всех пьяниц голых не накормишь.

— Эх, Матрена, подержи язык-то. Прежде послушай, что говорят…

— Наслушаешься ума от пьяного дурака. Недаром не хотела за тебя, пьяницу, замуж идти. Матушка мне холсты отдала — ты пропил; пошел шубу купить — пропил.

Хочет Семен растолковать жене, что пропил он только двадцать копеек, хочет сказать, где он человека нашел,— не дает ему Матрена слова вставить: откуда что берется, по два слова вдруг говорит. Что десять лет тому назад было, и то все помянула.

Говорила, говорила Матрена, подскочила к Семену, схватила его за рукав.

— Давай-поддевку-то мою. А то одна осталась, и ту с меня снял да на себя напер. Давай сюда, конопатый пес, пострел тебя расшиби!

239

Стал снимать с себя Семен куцавейку, рукав вывернул, дернула баба — затрещала в швах куцавейка. Схватила Матрена поддевку, на голову накинула и взялась за дверь. Хотела уйти, да остановилась: и сердце в ней расходилось — хочется ей зло сорвать и узнать хочется, какой-такой человек.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий