Всеобщая история

Утверждение парламента

В Англии в XIII в. был учреждён парламент – новый орган, в который могли избираться граждане, представляющие интересы определённой части населения государства.

Слово «парламент» имеет два значения:

  • в первом случае оно является собственным наименованием высшего законодательного органа Британии, как, впрочем, и Канады, Франции, Индии, Японии;
  • во втором – собирательным названием любого высшего законодательно-представительного органа той или иной страны, основными функциями которого являются принятие законов и утверждение бюджета, а в парламентских республиках ещё и контроль над правительством.

Это неотъемлемая составляющая института разделения властей, основы любого демократического государства. За редким исключением, парламенты строятся на выборных началах.

Место и роль восточных цивилизаций в мировом цивилизационном процессе

История человечества начиналась с Востока, потому что именно здесь:

  • возникли первейшие модификации человеческого общества, на основе которых появилось государство;
  • создавались высочайшие ценности материальной и духовной культуры;
  • была создана древнейшая иероглифическая письменность, самобытно рождающаяся из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи;
  • было изобретено финикийцами алфавитное письмо, которое переняли греки, изменив его так, чтобы оно могло обслуживать их язык;
  • была открыта в Древней Индии десятичная система, которая, как и многие математические термины, стала достоянием мировой мысли;
  • народы восточной цивилизации открыли календарь, компас, бумагу, колесо, водяные и солнечные часы;
  • была сооружена хорошо организованная оросительная система в долине Нила, а создание плодородных земледельческих районов позволило высоко поднять земледелие и сельское хозяйство;
  • были развиты таких ремёсла, как ткачество, кораблестроение, гончарное дело, металлообработка, стекольное дело, особенно монументальное строительство и обработка камня.

Всё это послужило огромным импульсом для развития западной цивилизации.

Сущность радикально-революционного и реформистского направлений марксизма

На рубеже веков в марксизме появляются 2 важнейших направления – ревизионистское (реформистское) и радикально-революционное. Они с различных позиций хотели постигнуть новейшие процессы.

В 90-е годы XIX в. германский социал-демократ Эдуард Бернштейн обосновал необходимость пересмотра, ревизии марксизма, так как в новых условиях ряд положений марксизма не соответствовали требованиям времени. С точки зрения Бернштейна, капитализм существенно изменился, и он как социально-экономическая система уже может развиваться без грандиозных кризисов и потрясений.

Смысл ревизионизма:

  • ориентация на реформистское постепенное переустройство капитализма;
  • неторопливое приближение к строю общественной справедливости;
  • равноправие граждан при сохранении общественного мира;
  • поиск баланса интересов.

Другое идеологическое радикально-революционное направление в марксизме – ленинизм. В.И. Ленин защищал следующие принципы:

  • идея классовой борьбы;
  • идея диктатуры пролетариата;
  • доказательство неизбежности социалистической революции.

Империализм – это канун пролетарской революции. Он так обострил все противоречия, что революционный взрыв неизбежен. Ленин делает вывод, что в условиях резкого обострения противоречий между империалистическими государствами возможно совершить революцию в одной стране даже с небольшим уровнем капиталистических отношений. Главное, чтобы эта страна была «клубком противоречий». Именно таким «клубком противоречий» Ленин считал Россию.

Выбери ответ

Философия Нового времени: экспериментальный метод как мера всех вещей

За каких-то полтора с лишним века — с конца XVI до середины XVIII — человечество совершило небывалую в истории научно-мировоззренческую революцию, сбросившую с корабля современности религиозный морок и казенные витийства о смирении и личном бессмертии.

В 1543 году в Нюрнберге Николай Коперник заканчивает главный труд всей своей жизни — «О вращении небесных сфер». В нём Коперник убедительно доказывает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Гелиоцентрическая модель Коперника уже сама по себе являлась могильным камнем и финальным аккордом в теме греческой космологии, но чуть позже, в 1608 году, был изобретен телескоп — и тогда Галилей безвозвратно обратил космос в хаос.

Крах идеи о незыблемости небес стал первым шагом на пути к возникновению нового философского способа осмысления реальности — картезианства. Теперь всё на свете подвергается сомнению. Церковь теряет легитимность и монополию на трансляцию властного дискурса, а главные церковные константы всё больше воспринимаются как мифотворчество. Да и внутри самих церковных институтов происходит революция — религиозная реформация.

Отрицая гармонию Космоса, человек пришел к христианскому Богу, а растеряв веру в Бога — обратился к себе.

Один из самых культовых персонажей эпохи Возрождения Жан-Жак Руссо, размышляя о природе человека и животного, формирует главный идейный субстрат всех политических течений Нового времени: человек — это прежде всего акт свободной воли. Человек эволюционирует, а животное — нет.

Так появилась новая политическая культура, которая в равной степени противоречит идее гармоничного космоса и подобострастному упованию на божью волю. В представлении Руссо свобода воли — это прежде всего способность к действию, несмотря на природную или небесную детерминированность.

Эпоха Нового времени впервые в истории наделяет человечество политической субъектностью. Центр мироздания обрушивается с небес на землю, формируя новые морально-этические координаты, в которых над умами властвуют религии земного спасения — сциентизм, национализм, коммунизм и прочие политические измы.

Россия – великая страна

У россиян имеется огромное число поводов гордиться своей страной, а у России – своими гражданами. Величие нашей Отчизны заложено в каждом человеке, населяющем её просторы, в каждом произведении искусства или архитектурном творении, созданном руками людей. Осознание этого факта – путь к гармонии. Если по нему пойдут большинство наших соотечественников, то это обеспечит мир и процветание Родины на много лет вперед. Каждый достойный гражданин должен на весь мир возвестить: «Я горжусь, что живу в России!»

Гуманизм и гуманисты

С помощью конкретных фактов докажи, что Эразм Роттердамский был гуманистом. (Используй продуктивное чтение — см. пример на с. 18.) Представь себя в роли человека, который, исполняя приказ инквизитора, должен сжечь книги Эразма Роттердамского. Будешь ли ты — человек XXI века — испытывать при этом угрызения совести? Объясни свой ответ. Сделай вывод по проблеме урока.

В XIV—XVI веках европейцы уже не считали античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников — врагов христианства. Всё больше образованных людей читали стихи и пьесы античных писателей, не смущаясь тем, что там воспевается не христианская любовь человека к Богу, не смирение перед Его величием, а земная любовь мужчины и женщины, тяга человека к знаниям и свободе. При находке в земле античных скульптур обнажённых людей и богов с красивыми, пышущими жизнью телами их уже не разбивали как «бесовские творения», а бережно собирали и выставляли в богатых домах. У многих появилось желание «возродить Древний мир» с его свободой личности, процветавшими наукой и искусством. Люди искусства старались постичь приёмы, использывавшиеся мастерами прошлого, понять их взгляды, настроения. Однако при этом они оставались верующими людьми, и их интересовали христианские темы. Так европейские художники, обогатив античные идеалы взглядами и вкусами своего времени, создали новый художественный стиль — стиль Возрождения. XIV—XVI века в истории европейской культуры названы эпохой Возрождения. Тогда французский поэт де Ронсар писал:

Я, древних изучив, открыл свою дорогу,
Порядок фразам дал, разнообразье слогу,
Я строй поэзии нашёл — и волей муз,
Как Римлянин и Грек, великим стал француз.

Величие и свобода античных героев порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений о ничтожности людей перед Богом, таких как «О презрении к миру», люди начинают читать, например, трактат «О достоинстве человека». В них больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек, прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью. Это была философия гуманизма (от латинского «гуманус» — человечный), а её приверженцев назвали гуманистами.

Одним из величайших европейских гуманистов был житель Нидерландов Эразм Роттердамский (1469—1536). Как большинство гуманистов, он был человеком верующим, но право на истину отдавал только науке. О богословах он говорил: «Они мнят себя небожителями, а на прочих смертных глядят с презрением и какой-то жалостью, словно на копошащийся в грязи скот. По своему произволу они толкуют и объясняют сокровеннейшие тайны: им известно, по какому плану создан и устроен мир.

Воистину блаженны все, кто мог посвятить себя подобным занятиям, кто описывает ад с такими подробностями, словно много лет были гражданами этой республики». Гуманисты хотели избавиться от предрассудков, чтобы каждый стремился к счастью, используя все свои силы и способности. За подобные слова гуманистов часто преследовали как еретиков. Их книги инквизиция объявляла греховными и отправляла на костёр вместе с авторами. Но к началу XVI века многие священники и даже Папы Римские сами стали увлекаться идеями гуманистов и позволяли им открыто высказывать своё мнение.

Эразм — незаконнорождённый сын бедного приходского священника — ещё юношей увлёкся античной литературой и наукой. Мечтая всю свою жизнь посвятить служению людям и нести им, подобно Прометею, свет знания, он поступает в коллегию Монтегю в Париже. Через некоторое время Эразм становится одним из самых образованных людей Европы. Он не раз выступал против того, что считал неразумным, несовершенным. Его мечтой было соединение христианского учения и учёности древних греков и римлян. В 1509 году им была написана книга «Похвала глупости», в которой автор с горечью высмеивал средневековые европейские порядки: «Если поглядеть с Луны на людскую сутолоку, то можно подумать, будто видишь стаю мух или комаров, дерущихся, воюющих, интригующих, грабящих, обманывающих, блудящих, рождающихся, падающих, умирающих».

Определение понятия

Новое Средневековье представляет собой концепцию, которую некоторые авторы используют с целью описания текущей общественной жизни или для создания футуристического сценария, подразумевающего возврат человечества к различным нормам, технологическим и социальным чертам, а также к практикам, характерным для того периода, который имел место между Античностью и Новым временем (5-15 вв.).

Новое Средневековье, в зависимости от мнения того или иного автора, оценивается по-разному. Так, одни исследователи считают этот период упадком цивилизации, а другие — получением ею новых возможностей.

Проблема метода познания

Замечание 1

Проблема метода познания была одной из центральных проблем в философии Нового времени. Традиционно разрешение данной проблемы было представлено в виде двух основных направлений:

  • рационализма,
  • эмпиризма.

Рационалистическая позиция наиболее развернуто была обоснована в работах Р. Декарта. Декарт понимал бытие дуалистический, при этом материя хотя и являлась субстанцией, но все же в качестве своей первопричины имела бога. В связи с данным обстоятельством материя, т.е. окружающая реальность в виде которой она представлена не может быть надежным источником знаний, так как переменчива и непостоянна. Мало того, что сами материальные объекты могут менять свои свойства с течением времени, разные люди могут воспринимать свойства одного и того же объекта различно, что ставит проблему истины особенно остро.

Выход из данной ситуации Декарт находит в методическом сомнении. Сомнению можно подвергнуть все что угодно, кроме самого факта сомнения, который в свою очередь невозможен без действия рассудка. Таким образом Декарт приходит к представлению о том, что именно разум, как главная функция человеческой души, идеальной субстанции, является источником истинного знания. Методом же за счет которого разум достигает истины становится дедукция – последовательный переход от более широких к более узким фактам.

Эмпиризм разрабатывался в рамках английской философской школы в работах Ф. Бекона, Дж. Локка, Т. Гоббса и других. В отличии от Декарта они не признавали божественного начала в человеческом разуме, считая, что человек рождается чистым, словно доска, на которой жизнь пишет свою историю с помощью опыта. Эмпиристы предполагают, что суждения человека, его знания о мире и даже нравственные качества определяются той средой, в которой он воспитывается и обитает. Именно опыт, который представляет собой сумму сенсорных впечатлений, соотнесенных с жизненными знаниями личности, является основой любого познания.

Замечание 2

Закономерно, что сторонники как рационалистического, так и эмпирического подхода не отрицали значения ощущений или разума в познании, однако по-разному разрешали вопросы метода и проверки истинности знаний.

Великие географические открытия

С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.

С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.

Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.

В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.

В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.

В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.

В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:

  • во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией;
  • во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире;
  • в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи;
  • в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам;
  • в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней;
  • и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию.

Для достижения наилучшего результата важно структурировать знания. В этом вам помогут онлайн-курсы по истории

Социальные ценности Древнего Рима

В условиях полисной демократии в начале республиканского периода римской культуры формируются специфические социальные ценности Рима. На народных собраниях гражданский коллектив решал общественно-политические дела и отстаивал границы своего маленького государства. Сам государственный аппарат не представлялся гражданину чуждым и странным, он не чувствовал давления бюрократии. Вместе с собственными рабами гражданин возделывал свой участок, участвовал в голосовании на Народном собрании, при необходимости с оружием в руках оборонял свой город от врагов.

Всё это формировало у гражданина полисной общины чувство свободы, общественного выбора своих действий, личного достоинства, уверенности в собственных силах, хладнокровный реальный взгляд на жизнь и существующий порядок.

Решение всех общественно-политических и военных вопросов совместно, на Народном собрании, способствовало формированию такой социальной ценности, как коллективизм, ориентация на гражданскую общность, препятствовало развитию индивидуализма. В гражданском коллективе объединялись мысли и интересы отдельной личности.

Одна из важнейших ценностей полисного мировоззрения – привязанность к своим исконным, местным традициям, сохранение унаследованных от дедов нравов и обычаев.

Характерные черты

Эпоха Нового времени – это период противоречий, так как людям было необходимо сменить старый уклад на более актуальный, переосмыслить ценности, принять технологический прогресс и стать его частью. Для него характерны следующие особенности:

Главную роль стала играть отдельная личность

Всё внимание было направлено на духовность человека, пробуждалось чувство обострённости собственного «я», что способствовало открытию самосознания как другой реальности.
Личность стала тянуться к элитарному гуманизму, который воспевал свободу творчества. Главной его особенностью была универсальность, то есть каждый человек получал право на свободу, жизнь, богатство и т

д.
Стало формироваться сознание людей, которое направлялось на развитие технического прогресса, на изменение повседневного уклада жизни и на становление экономического порядка.
Борьба церкви и государства стала более напряжённой, но завершилась тем, что власть не смогла подчинить религию.

С одной стороны, человек, благодаря постоянному давлению материального состояния, превращался в экономическое орудие. Но с другой — вступал в противоборство с тотальной техногенной и экономической зависимостью.

Периодизация Нового времени крайне интересна и своеобразна, нельзя это не отметить. Ведь в ней совмещаются и развиваются сразу две эпохи – Новая и Просвещения. Во второй главенствует равенство и справедливость конца 17-го — 18-го века.

В это время появилось больше стилистических жанров искусства, чем в любые другие. В конце 19-го века появился и стал развиваться кинематограф. А ещё в период 17-19-го столетий впервые построили метро и подземные туннели.

См. также Править

  • Список писателей-фантастов СССР, России и СНГ
  • Русские советские писатели

Римское красноречие

Бурные судейские разбирательства, ожесточённая общественно-политическая борьба в Народном собрании и Сенате, содействовали формированию римского красноречия – ораторского искусства, где излагались основополагающие правила ораторского искусства. Особое значение имеют работы Цицерона по истории и теории красноречия, главные из которых – «Брут» (история красноречия в Риме), «Об ораторе» (мастерский диалог систематического характера), «Оратор» (синтетический портрет идеального оратора).

Цицерон был учеником родосского оратора Молона и, счастливо соединив вынесенное из этого учения искусство с естественной величавостью римской речи, создал римский национальный стиль. Для Цицерона свойственна скрупулёзная отделка речей, созданных по конкретным правилам:

  • вступление;
  • изложение дела;
  • краткая характеристика плана беседы;
  • основная часть;
  • и заключение.

Расцвет древних цивилизаций

Античность, Средневековье и Новое время являются тремя великими эпохами. Все они сыграли свою значимую роль в истории стран Западной Европы. Для того чтобы лучше понять разработанную современными авторами концепцию, необходимо вспомнить тот путь, который прошло человечество от Средневековья к эпохе Нового времени.

Итак, начнем с рассмотрения Античности. В нее входит история Древнего Рима и Древней Греции.

Зарождение культуры того времени имело место в Элладе. Древние греки создали настоящий эталон прекрасного в различных сферах, в том числе в музыке и в скульптуре, в литературе и в архитектуре. Огромное влияние на развитие цивилизации в этом государстве оказывали философы Аристотель, Платон, Пифагор, Сократ Архимед и Евклид. Воплощением духа Древней Греции были Олимпийские игры, которые включали в себя не только спортивные состязания, но и религиозные, а также театральные шествия. В конце пятого века государство было захвачено Филиппом – царем Македонии, а после распада этой державы стало одной из провинций Римской империи. Этим Греция еще более укрупнила государство, добивавшееся гегемонии на всей территории Средиземноморья.

У древних римлян не было своей культуры. Однако им удалось воспринять и преобразить греческую. В Древнем Риме был хорошо развит институт рабства. Именно поэтому в стране имели место два антагонистических друг другу класса. Они были представлены рабовладельцами и рабами. Для усмирения восстаний последних, а также для завоевания новых территорий в Древнем Риме, все большая роль отводилась армии во главе с вождями.

Интересные факты о гвоздях

Авторитет

После ухода человека от логического и научного мышления у него возникает фанатизм и безграничная вера в определенную личность.

Типичными представителями людей со средневековым поведением являются неоязычники. Они никогда не признаются в своем авторстве и будут утверждать, что все то, о чем они говорят, уже было сказано в древности. В частности, неоязычники подают свои знания как существовавшие задолго до христианства. При этом они обращают взоры к авторитету предков.

Подобное явление можно наблюдать и в политике. Здесь также имеет место апелляция к авторитету. Политические группировки молодежи не занимаются разработкой новых концепций. Их основная задача заключена в выборе уже существующих авторитетов и ссылка на них. К таким группировкам относят сталинистов и ленинцев, либералов и т.д.

Завершение античного периода

Конец Римской империи наступил одновременно с ее завоеванием германскими и прочими племенами. Это позволило истории в цепочке Античность — Средневековье — Новое время перейти на следующий этап. Однако данный период длился достаточно долго.

К началу 2-3 вв. Римская империя занимала значительные территории. Для наведения внутреннего порядка, а также для охраны границ и завоевания новых земель ей необходимо было содержать огромную армию, что требовало колоссальных средств. Для их получения на подданных империи возложили обязанности уплаты налогов. При недоимках граждане должны были отдавать казне свое имущество.

Одновременно с этим в Риме существовал и рабский труд. Он препятствовал развитию страны. Ведь рабы были не заинтересованы в хозяйстве и трудились лишь по принуждению.

Несмотря на это, в Империи продолжали сохраняться и приумножаться огромные богатства. Строились цирки, общественные здания и храмы, устраивались праздники и театральные зрелища. В Риме и в других крупных городах происходила концентрация свободных людей, не занимающихся свободным трудом и паразитирующих за счет общества. Для того чтобы в этих массах поддерживался дух повиновения, правительство обеспечивало их «хлебом и зрелищами».

Основной опорой римского императора была армия и чиновники. Все это приводило к тому, что военные выдвигали на престол только своих представителей, которые позже свергались другими подобными претендентами на власть.

Углубление кризиса происходило и в духовной жизни. Народ был лишен гражданских свобод, из-за чего в обществе наблюдался моральный упадок.

Одновременно с этим происходило постепенное перемещение на юг и на запад германских племен, которых в истории называют варварами. В конце 4, в 5 и в первой половине 6 века Римская империя была завоевана этим, а также иными народами, которые ранее поселились на ее территории. Завоеватели не шли огромной армией. Однако под их ударами произошло разрушение имперской системы управления. На завоеванных территориях стали возникать первые германские королевства.

Эпилог

В 1992 году, сразу после того как СССР прекратил своё существование, американский политолог Фрэнсис Фукуяма публикует свой главный труд «Конец истории и последний человек», где констатирует: западная либеральная демократия отныне является конечной точкой социокультурной эволюции человечества. Позже философ открестился от своей работы, но инерция фукуямовской мысли оказалась сильнее своего прародителя.

То, что сегодня мы живем в эпоху длящейся постмодерности, давно стало общим местом.

Современная культура не рождает принципиально новых жизнестроительных концептов, а существует в интертекстуальном регистре, где балом правят отсылки реминисценции и оммажи — ключевые понятия постмодернистской философии.

К началу XXI века примат частного над общим стал самоочевидным свершившимся фактом. Этнические, территориальные, национальные или (шире) идеологические признаки в текущем моменте лишь мера необязательной условности, которую мы на себя примеряем.

Плохо ли, хорошо ли это, но современное культурное пространство, в котором существует человечество на данном этапе своего становления, не предполагает всеобщей мировоззренческой модели. Плюрализм мнений, вероисповеданий и политических пристрастий — та действительность, в которой мы существуем.

Это, в общем-то, не должно мешать время от времени оглядываться назад и любоваться тем, с какой изобретательностью человечество вновь и вновь перепридумывало себя, Бога и мир вокруг.

Формирование черт человека Средневековья

После крушения Римской империи, как уже было сказано выше, произошло нашествие варваров. Они разрушили имеющиеся достижения, сформировав при этом новый тип человека.

В Новом Средневековье варвары представлены двумя группами. Первые из них – это те иммигранты, которые пришли с юга и прорвались в Империю (Европу), попирая при этом основы ее бытия. Арабы полностью отвергают законы принявших их стран. Им чужды европейская мораль и идеалы. Все их действия способствуют разрушению сложившейся у коренного населения системы ценностей. Столь мощных деструктивных процессов нет в США. Однако и в этой стране имеются свои иммигранты. Это китайцы, мексиканцы, а также представители прочих народов, продолжающих жить по своим законам.

Наблюдаются процессы зарождения Новое Средневековья и в России. Здесь также существует множество проблем с гастарбайтерами, а также в связи с особым развитием кавказского региона.

Еще одной категорией варваров являются представители «поколения протеста». К ним относят неформалов и хиппи, оккультистов и т.д. Все они с пренебрежением относятся к идеям позитивизма, на которых был воспитан человек Нового времени.

Рассмотрим те черты, которые характерны для представителей Нового Средневековья.

Постмодернизм: «философствовать молотом»

Ницше был одним из первых мыслителей, обративших внимание на очевидное противоречие, вшитое в пафос сциентизма: прогресс не может длиться вечно — любой политический или моральный облик эпохи рано или поздно изнашивается и окостеневает. Гуманизм тоже обуржуазился, растерял своё обаяние и былой реформаторский потенциал

В своей безупречной афористической манере философ лихо расправился с главными культурными миазмами своего времени — с идеалистической философией и романтизмом.

Образ байронического героя Ницше противопоставляет герою классическому. Чахлый романтик разъедает свою волю внутренними противоречиями и страстями. Никем не принятый и не понятый, он скатывается в бессмысленные умозрительные рассуждения и нравственную ипохондрию. Классический герой — человек величественного стиля — движется по жизни степенно и гармонично, без видимого напряжения, подобно тому, как истинная воля к познанию («веселая наука»), не имея конца и начала, насмехается над попытками низвести теорию — даже самую светлую и утопическую — к абсолютному жизнестроительному императиву.

Своеобразная квинтэссенция ницшеанского учения и, быть может, самая изящная и мужественная трактовка человеческого бытия — учение о вечном возвращении — гласит:

Живи так, чтобы ты должен был желать жить снова. Это долг, ведь ты всё равно будешь жить.

Иными словами, окружающая нас действительность — хаотичный и противоречивый мир бушующих сил и потоков, которые человек просто не в силах правильно истолковать. А потому мы должны выйти из порочного круга исторических циклов и принять жизнь во всей её полноте, перестав подгонять, низводить и выжимать из неё очередное концептуальное миропонимание.

Фридрих Вильгельм Ницше умер в 1900 году. В предисловии к «Антихристу» он пророчески предрекает:

Мой день — послезавтрашний. Некоторые люди рождаются на свет «посмертно».

Первый постмодернист в истории и самый яркий хулитель губительных идеализмов, будь то идеализм небесный или земной, Ницше несомненно выписал правильный диагноз модернистской морали, но не увидел её предсмертной агонии, уничтожившей миллионы жизней и длившейся почти сотню лет.

Т. Гоббс и Дж. Локк о природе человека

Общеизвестны противоположные точки зрения на природу человека Т. Гоббса и Дж. Локка.

По мнению Т. Гоббса природа создала людей равными в их способностях. Но такое равенство всех рождает у людей недоверие друг к другу.

В первоначальном своем состоянии человек не ощущает в себе ничего, кроме вожделения. Люди находятся в постоянном состоянии борьбы и войны. Причинами войны являются жажда славы и соперничество. Люди, осознав негатив войны «всех против всех», приходят к мысли о создании государства, при котором каждый может развиваться в силу своих возможностей и способностей. Однако за пределами государства люди так и продолжают осуществлять свои данные от природы «естественные права».

С точки зрения Дж. Локка, человеческая природа положительна. Естественное состояние человека – это состояние свободы и равенства, осуществления своих природных задатков.

Локк был против врожденных идей. Так он считал, что моральные и нравственные принципы человеком развиваются посредством самодисциплины. При этом он склонен тянуться к благу и наслаждению, избегая страдания. Поэтому естественным состоянием считается такое, что этому способствует.

Страсти человека имеют в своей основе более общие идеи (благо, любовь и т.п.). Они, кроме того, основываются не только на разуме, но и на воле.

В своей общественно-политической теории Локк выделяет следующие права человека: право на жизнь, на свободу и на собственность.

Этапы развития человечества

Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время… Под этими терминами мы понимаем этапы развития, которое в свое время прошла европейская цивилизация. При этом каждая эпоха обладала своим качественным своеобразием. Несмотря на это, Античность, Средневековье, Возрождение и Новое время неразрывно связаны между собой. Ведь каждый из последующих этапов обладает чертами преемственности с предыдущим.

От Средневековья к Новому времени человечество прошло через эпоху Возрождения. Однако последняя из этих ступеней развития общества уже несла в себе все черты последующего периода. Именно поэтому считается, что после эпохи Средневековья Возрождение и Новое время — это уже практически один период.

Неуверенность

По мнению Умберто Эко, данный термин является ключевым словом Средних веков. Человек в этот период испытывал постоянный страх. Этому способствуют и нынешние СМИ, рассказывая нам о конце света, постоянной угрозе экологической катастрофы, ядерной войны, крахе рынка и экономики, распространении смертельного вируса и т.д.

Сюда же подключаются и мусульманские варвары Европы. Они распространяют страх и неуверенность среди людей грабежами, изнасилованиями и драками. Этому же способствуют действия мирового мусульманского террористического движения.

Люди Нового Средневековья лишены безопасности. В них, помимо массовых страхов, живет вера в заговоры масонов, иллюминатов, рептилоидов, инопланетян и т.д.

После рассмотрения основных черт Нового Средневековья у простого обывателя непременно возникнет мысль о том, можно ли не допустить развития этого исторического процесса. Разумеется, да. Однако для этого потребуется осознанность происходящего и применение собственного плана конструирования Нового мира.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий