Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому языку на тему: экология

Возвращение к истокам

В наше время наблюдается тенденция возвращения людей «в лоно природы». Взаимосвязь человека и природы пересмотрена многими общественными деятелями и организациями (например, движением «Гринпис», которое выступает за всеобщее сохранение окружающей среды и разумное использование природных ресурсов). В науке также мы видим успешное воплощение идей экологически чистых механизмов. Это и электромобили, и вакуумные поезда, и магнитные двигатели. Все они способствуют сохранению окружающей среды, всячески препятствуют ее дальнейшему загрязнению. Крупные бизнесмены проводят технические реконструкции предприятий, приводят продукцию в соответствие международным экологическим стандартам. Схема «человек и природа» снова начинает активно действовать. Прогрессивное человечество восстанавливает былые родственные узы. Только бы не было слишком поздно, но люди по-прежнему надеются на то, что Мать-Природа их поймет и простит.

Формы взаимодействия природы и общества

Выделение человека из мира природы ознаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Практически сразу человек вступил в противоречие с природой, постоянно преобразовывая её «под себя». Где-то улучшения носили позитивный характер, где-то негативный, но на протяжении тысячелетий, по мере совершенствования орудий труда, воздействие человека на природу усилилось.

Природа также «реагировала» на человеческую деятельность. Например, в результате деятельности человека произошло ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь привело к появлению различных болезней, снижению продолжительности жизни, снижению рождаемости, уменьшению количества чистой пресной воды и даже чистого воздуха.

Постепенно, учёные пришли к выводу о том, что между обществом и природой существует неразрывная, сильная связь, существуют некие взаимоотношении, которые могут быть представлены в двух формах:

  • гармоничные (когда человек и природа сосуществуют мирно, не причиняя вреда друг другу);
  • конфликтные (когда человек, агрессивно воздействуя на природу, получает «ответ» в виде ухудшения качества своей жизни).

Естественно, когда речь идёт о взаимодействиях общества и природы, то

  • со стороны общества действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели;
  • со стороны природы действуют слепые, стихийные, бессознательные силы, некоторым из которых человечеству до сих пор нечего противопоставить (цунами, землетрясения, извержения вулканов).

Полезная информация для всех

↑ Как следует относиться к природе? (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть. Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю.
Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек – хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Отношение автора к проблеме

Что мы узнали?

Любовь к родной природе

  1. В лирике Есенина природа и родина были неотделимы, оба этих предмета в гармонии составляли его большую любовь. С. А. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». В своих произведениях он нередко признается ей в любви. И снится ему «рязанское небо» в стихотворении «Я усталым таким еще не был». В нем автор говорит о своей усталости от жизни, но торопится добавить: «Но и все ж отношусь я с поклоном к тем полям, что когда-то любил». Любовь поэта к России -пронзительная и несравнимая ни с чем песня. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.
  2. В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.

Экологические потребности

Потребность в хорошей экологии у человека сформировалась в незапамятные времена, наряду с потребностями в пище, жилье, одежде. На ранних стадиях развития экологические потребности удовлетворялись как бы автоматически. Представители людского рода были уверены, что всеми этими благами – водой, воздухом, почвой – они наделены в достаточном количестве и на все времена. Дефицит – еще не острый, но уже пугающий – стал ощущаться нами только лишь в последние десятилетия, когда угроза экологического кризиса вышла на передний план

Сегодня многим уже становится ясно, что сохранить здоровую окружающую среду не менее важно, чем питаться или реализовывать духовные потребности

Животный мир

Представляя лес, мы рисуем в своем воображении высокие деревья с зелеными кронами, сочные травы, которые колышутся под легким ветерком, мы слышим щебет птиц, нам кажется, что по веткам деревьев прыгает белка. Мы знаем, что где-то в чаще леса живут медведи, зайцы, лисы, другие животные. А теперь представьте, что нет ни птиц, ни зверей. Тогда не будет и леса, ведь все в природе взаимосвязано.

Берегите животных, ведь они важная часть живой природы. Человек привык пользоваться дарами природы в свое удовольствие: люди убивают зверей ради ценного меха, а иногда и просто ради собственной прихоти. К счастью, есть и неравнодушные индивиды, которые создают фонды и заповедники, призывая человечество: «Берегите животных!»

Примеры из художественной литературы

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Природа всегда несёт определённую эмоциональную нагрузку в творчестве И.С. Тургенева. Первый пейзаж в романе «Отцы и дети» открывается во время поездки Базарова, Аркадия и Николая Петровича в семейное имение Кирсановых. Этот пейзаж не только вводит читателя в суть дел в поместье, при помощи нескольких фраз писателю удаётся описать все проблемы современной ему России, связанные с отменой крепостного права. «Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках… исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами». Автор сравнивает жизнь простого крестьянина с безотрадной и бесконечной зимой.

Кроме того, Тургенев часто изображает внутренний мир своих персонажей путём их отношения к природе. Не только природа способна воздействовать на настроение литературного героя, часто он находится в гармонии с окружающим миром, и настроение природы становится его личным настроением. Например, о внутреннем мире Аркадия можно сказать следующее: «Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка… повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки… Аркадий глядел, глядел и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».

Именно пейзаж чаще всего ставит точку в произведениях И.С. Тургенева, подводя итог всей жизни героев. Последней частью эпилога романа «Отцы и дети» является описание сельского кладбища, которое представлено как окончательное доказательство ошибочности «базаровской» теории. При помощи природы писатель выносит конечный приговор философии нигилизма – все её принципы несостоятельны и не имеют права на жизнь, как и один из её ярых последователей – Евгений Базаров. Одна лишь природа будет всегда напоминать о «великом спокойствии», «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

  1. Природа в творчестве Ф.И. Тютчева.

Ф.И. Тютчев – это русский поэт, который воспевал в своей поэзии образ  природы, как живое существо, наделённое чувствами и человеческими качествами. Единство природы и человека прослеживается во всём его творчестве. Природа, изображённая в лирике Тютчева, разносторонняя и многогранная, она находится в постоянном движении и смене явлений. Таким образом, автор показывает процесс, присущий всему живому и самому течению жизни. Фёдору Ивановичу удаётся описать все картины природы простыми словами.  

Посредством природы в творчестве Тютчева человек связывается с чем-то высоким, божественным. Поэт стремится понять суть жизни, его влечёт к неизведанным горным вершинам, затем выше – к облакам, далее его манит откровения таинства вечности. Небо в его стихотворениях символизирует чистоту и истину, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…».

Одной из самых главных тем описания природы в лирике Тютчева является тема ночи. Ночь пронизана философским смыслом, в это время суток становится возможным проникнуть в тайные уголки человеческой сущности. Ночная природа обладает необыкновенной красотой и величественностью, она наполнена загадками и тайнами, непостижимыми разуму человека. Ф.И

Тютчев пытался познать истину бытия, и в своих стихотворениях хотел передать личные размышления, для того чтобы люди отвлеклись от земных забот, и задумались о чём-то более важном, духовном. Насущные проблемы, затмевающие человеческий взор, для поэта представляются второстепенными и совершенно бессмысленными

Больше всего его беспокоит оторванность человека от природы, Тютчев очень тонко чувствует её и умеет подобрать нужные слова для описания природной красоты. Его поэзия возвышенна и неповторима, она призывает к познанию самого себя, природы и невидимой нити, связующей всё в единое целое.

Духовность

Экономические измерения полезны; но, как и в большинстве случаев в мире, экономика просто неспособна завоевать истинную ценность

Наука также является полезным измерением важности природы, но она не способна измерить практическое и эстетическое значение для каждого человека

Как расстаться красиво

Биоразнообразие и изобилие дикой природы

Аргумент в пользу сохранения дикой природы в мире часто исходит из эстетической точки зрения. Многие защитники природы боролись за сохранение животных просто потому, что им нравится определенный вид. Это часто объясняется тем, что более широко известные животные — тигры, слоны, носороги — получают гораздо больше внимания, чем менее популярная (хотя и находящаяся под угрозой исчезновения) дикая природа, например, дымчатая летучая мышь.

Но помимо того, что мир стал менее одиноким, менее скучным и более красивым местом — замечательные причины сами по себе — многие из услуг, предоставляемых биоразнообразием, схожи с теми, которые предоставляются всей природой. Биоразнообразие производит продукты питания, волокна, древесные продукты; очищает воду, контролирует сельскохозяйственных вредителей и опыляет; обеспечивает отдых, например, наблюдение за птицами, садоводство, дайвинг и экотуризм.

↑ Какова роль природы в русской культуре?

Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.
Вспомните у Кольцова:
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.
И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается.
Русская лирическая протяжная песнь – в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.
Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. Быстрая езда – это тоже стремление к простору.
Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых бухарских жеребчиках.
Услыхали они в чистом поли пахаря,
Пахаря-пахарюшка.
Они по день ехали в чистом поли,
Пахаря не наехали,
И по другой день ехали с утра до вечера.
Пахаря не наехали,
И по третий день ехали с утра до вечера,
Пахаря и наехали.
Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:
Похотелось Вольгй-то много мудрости:
Щукой-рыбою ходить Вольгй во синих мрях,
Птицею-соколом летать Вольгй под облака,
Волком и рыскать во чистых полях.
Даже описание теремов, которые строит «дружина хоробрая» Соловья Будимировича в саду у Забавы Путятичны, содержит этот же восторг перед огромностью природы.
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце – в тереме солнце;
На небе месяц – в тереме месяц;
На небе звезды – в тереме звезды;
На небе заря – в тереме заря
И вся красота поднебесная.
Восторг перед просторами присутствует уже и в древней русской литературе – в Начальной летописи, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Житии Александра Невского», да почти в каждом произведении древнейшего периода XI-XIII веков. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

Лермонтов М. Ю.

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Вредные предприятия

Сложилась ситуация, когда в условиях рыночной экономики доля промышленных организаций увеличивается, принося пользу экономике страны, а экология ухудшается.

Отрицательное воздействие на природу наносят производства нижеуказанных сфер:

  • металлургические;
  • нефтехимические;
  • машиностроительные;
  • химические;
  • сельскохозяйственные.

Организации, чья деятельность связана с производством черной и цветной металлургии, в результате которого в воздухе находятся выбросы вредных веществ. Огромное количество сточных вод выбрасывают такие компании. Для устранения негативных последствий необходимо старые очистные сооружения менять на новые.

Опасные предприятия и нефтяные, которые загрязняют нефтепродуктами почвы и поверхностные воды. Их масса, которая попадает в моря и океаны ежегодно, по разным оценкам достигает 5-10 млн. т. Эти вредные вещества наносят большой ущерб рыбам, животным.

Химические организации наносят вред природным объектам, так как в процессе производства используют вещества, выделяющие вредные элементы (оксиды азота, углекислый газ, двуокись серы и др.) в атмосферу и воду. Водные источники загрязнены формальдегидами, фенолами, тяжелыми металлами, сероводородом и др. Некоторые химические соединения передаются по пищевым цепям, накапливаются в организме, поэтому возрастает химическая нагрузка на человеческий организм.

В сельском хозяйстве опасным является свиноводство из-за загрязнений. Выращивание овец также наносит урон почве, так как овцы отъедают травостой. Организациям же стоит заниматься восстановлением пастбищ. Также опасно применение химических удобрений, так как они быстро загрязняют почву.

Таким образом, предприятия изымают природные ресурсы, выделяя затем различные отходы. При этом природа может как адаптироваться и восстановиться, так и не восстановиться. Для соблюдения баланса законодательно устанавливают допустимые нормы воздействия людей на среду обитания. Исходя из этого, руководителям промышленных предприятий стоит быть социально ответственными, так как от деятельности компаний, которая предполагает вредные выбросы, зависит состояние природы и живых существ, в ней обитающих.

Из литературы

  1. В романе А.С. Пушкина «Дубровский» тоже встречается пример малодушия. Троекуров незаконно отнял недвижимость у своего единственного друга, но в процессе следствия он начал испытывать раскаяние. Однако закончить тяжбу и признать себя виноватым ему не хватило внутренней силы. Он отнял деревню и дом у Дубровского, но мириться поехал уже тогда, когда было поздно. В результате его друг умер, лишившись всего, а Троекуров еще долго не мог забыть о том, что именно он виноват в его смерти.
  2. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой проявил малодушие, когда не смог отменить дуэль, боясь осуждения общества. Наедине с собой он признавал вину за ситуацию, которая произошла с Ленским и Ольгой на именинах Татьяны. Но его извинения могли истолковать как трусость, поэтому Евгений пошел на поединок, попирая чувство справедливости из-за страха. За это малодушие он корил себя всю жизнь.
  3. В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст проявил малодушие, когда променял любовь на деньги и комфорт. Когда герой промотал в армии почти все состояние, он испугался бедности, которой никогда не знал. Этот страх заставил его пойти против своего обещания, данного Лизе, и жениться на богатой вдове. Последствия этого решения оказались трагическими: обманутая девушка утопилась, а ее губитель не смог простить себя за это.
  4. В книге А.С. Пушкина «Капитанская дочка» малодушие стало причиной многих бед. Услышав о приближении Пугачева, многие потенциальные защитники крепости разбежались. Но и среди оставшегося меньшинства нашлись предатели вроде Швабрина. Алексей предал родину, присягу и дворянскую честь, чтобы спасти свою жизнь. Из-за страха и слабости пали многие крепости и погибли те, кто не променял достоинство на пощаду.
  5. В повести Н.В. Гоголя «Нос» цирюльник проявляет малодушие, когда избавляется от таинственной и жуткой находки. Узнав нос Ковалева, он не бежит к нему, чтобы вернуть часть тела на место, а топит ее в реке как улику. Выше чужой жизни и здоровья герой ставит свою безопасность. Источник его безнравственности — именно страх, который не дает ему поступить по совести.
  6. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой является олицетворением малодушия. Акакий Акакиевич становится жертвой насмешек и издевательств, но никак не отвечает на них и сносит все обиды без ропота. Даже когда грабители оставляют его без новой шинели, он не вступается за свои права перед начальством, а уходит, получив лишь грубый окрик вместо помощи. Он унижен своим ничтожным положением, поэтому не смеет возразить и вернуть себе человеческое достоинство, попранное людьми.
  7. В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» главный герой является жертвой малодушия. Червяков настолько боится вышестоящих лиц и их гнева, что умирает от расстройства, когда не получает желаемого изъявления прощения от оскорбленного генерала. Его состояние не вызывает сочувствия, потому что он сам загнал себя в рабство от табели о рангах.

Майские дни

Понятие ноосферы

В таком вопросе, как «природа — храм или мастерская» может помочь изучение трудов гениальных ученых, значительно опередивших в своих взглядах существующее понимание мира.

Академик Вернадский, к примеру, был одним из тех, кто впервые указал на единство природы и человека. Биосфера, измененная разумной деятельностью людей, в его понимании, соответствует понятию ноосферы. Это — новая сфера ума, где определяющим фактором развития становится деятельность человека. Он оказывает, в свою очередь, огромное воздействие на природные процессы, вплоть до уничтожения и возможности самоуничтожения. В учении о ноосфере человек представлен глубинно укорененным в природу, а человечество – как мощнейшая геологическая сила, преобразующая вид планеты, ее облик. Развитая ноосфера формируется силами всего общества в интересах взаимообогащения и всестороннего развития.

4

Человек и природа. (По И.Акимушкину).

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит на всё живое и неживое, не наделённое человеческим разумом. Ведь жизнь людей — всего лишь частица жизни природы

Сегодня  человеку важно связать в своём сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «белых карликах» и «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддаётся дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу; как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника

Дополнительные сведения

Игорь Иванович Акимушкин (1929-1993) – писатель, учёный-биолог, автор научно-популярных книги о жизни животных.

В 1961 году изданы его первые книги: «Следы невиданных зверей» и «Тропою легенд: Рассказы о единорогах и василисках». Многие работы писателя переведены на другие языки. Самой известной его работой является книга «Мир животных».

Обучение сочинению

Форум — Аргументы к сочинению 

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУЯЗЫКУ».

Автор-составитель — учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

Смотрите ниже…

Назад в раздел

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий