“смерть чиновника” чехова

Главная мысль

Основная идея произведения «Смерть чиновника» — показать, что чинопочитание в обществе переходит все границы разумного, и человек из-за чувства собственной неполноценности считает себя и свои действия заведомо недостойными. Строгая иерархия и собственные фобии доводят Червякова до того, что он перестает ценить себя и полностью погружается в деловую среду, где важны лишь титулы и суммы годового дохода. Вместо личности читатель видит раба, но его порабощение — не происки злобного деспота, а его собственная ошибка. Червяков унижается не под действием грубой силы, а ради сохранения своего статуса в обществе, ради материального преуспеяния. Это его выбор, а не жизненная необходимость, что безмерно возмущает автора.

Конфликт произведения — это конфликт главного героя с самим собой. Ситуация, которая была недостойна внимания, вдруг встала на первый план в жизни Червякова. В финале он делает попытку взбунтоваться и оставить генерала в покое. Внутренне он негодует на него. Но потом сдается и вновь плетется просить никому не нужного прощения. Рабство по собственной инициативе — вот смысл рассказа «Смерть чиновника». И от этого добровольного порабощения Чехов пытается нас предостеречь.

О чем рассказ «Смерть чиновника»

Книга является сатирическим произведением, поскольку в нем описываются глупость с подобострастием человека, который не нарочно причинил мелкий вред высокопоставленному сановнику, пусть даже не из своего круга.

Это так пугает Червякова, что тот извиняется за то, что чихнул на лысину, до того момента, пока «обиженный» генерал не начинает испытывать к нему откровенное отвращение.

Произошедшая ситуация с недалекостью мелкого должностного лица ничего не значит для генерала. Однако для Ивана Дмитриевича Червякова это значит все: он мучается от возможной мести сановника, более могущественного и властного, чем он. В итоге из-за нервов, он просто умирает, после того как генерал, в ответ на назойливость и неуместность, повысил на него голос.

Описание механизма

Генератор Стирлинга в Minecraft относится к типу «предметы». На него не действует гравитация в игре. Он имеет прозрачность, но вместе с этим отсутствует светимость. Его можно разрушить обычной киркой. Двигатель можно собрать из блоков. Загореться механизм не может.

Чтобы использовать в игре этот тип двигателя, понадобятся:

  • булыжник;
  • стекло;
  • каменная шестерня;
  • поршень.

Лекарства от миомы матки, или эмболизация маточных артерий

Маленький человек, вызывающий сочувствие

У Чехова маленький человек может вызывать и искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица. Таким перед нами предстает герой рассказа «Тоска» кучер Иона, который потерял накануне сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера. Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.

Или другое произведение писателя – рассказ «Студент», повествующий о бунте маленького человека. Главный герой этого рассказа семинарист Иван пришел к внутреннему отчаянью, он готов порвать с миром христианской нравственности и веры, к которой был приучен с детства. В страстную неделю вместо посещения храма Иван пошел на охоту. Возвращаясь в нее, он подошел к костру, около которого грелись две вдовые женщины. Старшая вдова стала спрашивать Ивана о событиях евангельской истории, и студент почувствовал живую связь прошлого и настоящего, понял, что даже он – маленький человек – может рассчитывать на утешение в Христовом царстве правды и высшей справедливости.

Для Чехова очень важна личность человека, недаром писатель настоятельно советовал своим друзьям: «Берегите человека».

Для каждого из нас необходимо в течение всей жизни суметь сохранить в себе совесть, сострадание к людям, стремление к высшим нравственным ценностям. По Чехову маленький человек может стать человеком с большой буквы, независимо от того, какое социальное положение он будет занимать, если сохранит свою душу, сохранит в себе живую связь с людьми. И напротив, если человек будет замыкаться в себе, в мире собственных иллюзий и желаний, то какое бы положение он не занимал, он станет «футлярным» человеком, потерявшим свою душу.

Образ маленького человека по-разному понимается в творчестве Чехова. Маленький человек может быть таковым только внешне, по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком именно внутренне

И тогда не важно, какой пост он занимает. Все равно такой человек остается личностью в «футляре»

Данное описание темы «маленького человека», его проблем, его эволюции в рассказах Антона Чехова поможет ученикам 9-10 классов при написании сочинения на тему «Маленький человек в произведениях Чехова».

Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова (сочинение)

Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развивал тему маленького человека, этот образ мы встречаем в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского. Но в его рассказах маленький человек неоднозначно переосмыслен: писатель отходит от создания привычного амплуа и изображает его не обиженным и оскорбленным, а агрессивным, настойчивым, иногда устрашающим окружающих, а где-то даже и смешным.

Так, в рассказе “Смерть чиновника” мы видим переосмысленный образ, и новаторство писателя состоит здесь в том, что этот маленький человек и генерал как бы меняются местами – теперь не начальник издевается над подопечным, а маленький чиновник докучает высокопоставленной особе. Да и сам генерал предстает перед читателем не в образе злого угнетателя, не дающего спокойно жить подчиненному, а, напротив, его образ дан Чеховым нейтрально. Писатель намерено делает такую перемену ролей, чтобы как можно ярче и выразительнее изобразить маленького человека. Червяков из “твари дрожащей” (пользуясь терминологией героя Достоевского) превращается в настойчивого человека, способного несколько раз обеспокоить генерала с просьбой извинить его за то, что “обрызгал вашество”. Он считает себя виноватым и требует от него наказания или упрека за свою оплошность. Червяков пять раз приходит извиняться и каждый раз удивляется и даже пугается тому, что генерал реагирует на его появление не так, как он ожидает. Маленький человек, следуя так называемым порядкам, которые, в его понимании, всегда должны существовать между лицом высокого чина и его подопечными, не может принять факт своей “безнаказанности”. Из-за такого стереотипного мышления Червяков не может перебороть в себе внутреннюю необходимость пресмыкания перед высокопоставленным лицом.

Но также как и Беликов, герой рассказа “Человек в футляре”, он в каком-то смысле даже доволен положением маленького человека. Эти герои живут той жизнью, которую сами себе создали и которая вполне соответствует их характеру и внутреннему миру. В этом и заключается маленькое счастье этих маленьких людей. Они следуют лишь своим личным убеждениям и не заботятся о том, как тот или иной их поступок отразится на судьбе окружающих их людей. Так, например, Беликов всю свою жизнь проводит как в футляре: носит темные очки, фуфайку, уши закладывает ватой, а когда садится на извозчика, приказывает поднимать верх. Также и зонтик, и часы, и перочинный нож находятся у него в футлярчиках. Дом Беликова символизирует собой идеал, который он всегда стремился воплотить в жизнь и создать вокруг себя: “халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло!”. Он не понимает, что в силу своих странностей держит в страхе весь город. Также и Червяков своим поведением сильно докучает генералу. Но просит он прощения не из-за угрызений совести и не из-за того, что посчитал свой поступок действительно дерзким по отношению к такому высокому чину. Червяков извиняется перед Бризжаловым из-за стереотипов, засевших в его сознании. Он, как и Беликов, опасается “как бы чего не вышло”, если эти стереотипы не будут повторены. В своих рассказах Чехов изобразил маленьких людей, не понимающих, что именно их характер и поведение, которыми они довольствуются и не стремятся развить от худшего к лучшему, делают их жизнь “маленькой” и (хотя и не по их специальному стремлению) нарушают спокойствие окружающих их людей.

Также в образах Беликова и Червякова присутствуют комические и трагические черты. Комичны настойчивость и пафос Червякова, с которыми он обращается с извинениями к Бризжалову. Трагичен образ Беликова – смерть воспринимается им не как возможность предстать перед богом, а как способ абсолютного воплощения его идеала. Поэтому в гробу у него было “кроткое, приятное, даже веселое” выражение лица, так как он все же оказался в “футляре”.

Чеховский образ маленького человека мы видим и в рассказе “Хамелеон”. Здесь новаторство заключается в изображении конфликта, или, скорее, в его фактическом отсутствии. Таким образом, предметом изображения оказывается сам маленький человек как личность. Необычным оказывается выбор основной детали, характеризующей главного героя Очумелова. Для его раскрытия Чехов использует большое количество повторений. Несколько раз меняется реакция Очумелова на происшествие, свидетелем которого он оказывается, в зависимости от ответа на вопрос: “Чья это собака?”. Таким образом, полицейский надзиратель представлен здесь как человек, с одной стороны, неподдающийся чужому влиянию, с другой – также обладающий стереотипом мышления. Для него все генеральское лучше “негенеральского”. На примере образа полицейского Чехов обыгрывает русскую поговорку: “Бросает то в жар, то в холод”. Очумелов постоянно просит своего подчиненного то снять, то надеть на него пальто, так как явно чувствует внутренний дискомфорт из-за неопределенности сложившейся ситуации.

Чехов переосмысливает образ маленького человека; к чертам, вызывающим жалость и сочувствие, он добавляет отрицательные качества, которые сам не приемлет. Это чинопочитание, ограниченность мышления. Такое новое освещение этого образа делает его более выразительным и заставляет еще раз задуматься над его сущностью.

Смерть чиновника

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

«Я его обрызгал! — подумал Червяков.— Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко. Извиниться надо».

Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо:

— Извините, ваше —ство, я вас обрызгал… я нечаянно…

— Ничего, ничего…

— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!

— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошёл к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

— Я вас обрызгал, ваше —ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…

— Ах, полноте… Я уж забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

«Забыл, а у самого ехидство в глазах,— подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала.— И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»

Придя домой, Червяков рассказал жене о своём невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

— А всё-таки ты сходи, извинись,— сказала она.— Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить… Войдя в приёмную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал приём прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше —ство,— начал докладывать экзекутор,— я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…

— Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.

«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея.— Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

— Ваше —ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше —ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

— Да вы просто смеётесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.

«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков.— Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

— Я вчера приходил беспокоить ваше —ство,— забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза,— не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

— Пошёл вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошёл вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер.

1883

…глядел в бинокль на «Корневильские колокола». — Оперетта Р.-Ж.-Л. Планкетта (1848–1903). …в «Аркадии»… — Петербургский летний сад с театром, где давались комические представления.

Главные герои

Однажды, находясь на представлении и испытывая настоящее блаженство, главный герой чихает и замечает, что сидящий перед ним старик вытирает лысину. Этот факт лишает момент блаженства, Червяков тут же извиняется перед этим человеком (узнав в нём генерала). Во время антракта герой повторно извиняется перед “потерпевшим”, хотя тот уже забыл об этой мелочи. Беспокойство нарастает и Червяков решает посетить генерала дома, чтобы прояснить ситуацию. Человек, привыкший преклоняться перед людьми высшего чина, Иван Дмитриевич становится сам не свой, преследует генерала с навязчивыми объяснениями.

Статский генерал, пожилой человек. Он уважаем, его дом всегда полон гостей. Не придав происшествию никакого значения, тут же забывает о случившемся. Как всякий порядочный воспитанный человек, даёт понять, что пустяк забыт и возвращаться к его обсуждению не нужно. Терпеливо выслушивает извинения несколько раз. В последнюю встречу, не выдержав навязчивости и глупости Червякова, Бризжалов закричал: “Пошёл вон”.

2 вариант

О «маленьком человеке» в своих произведениях вспоминали многие русские писатели. Небогатый мелкий чиновник, ничем не выдающийся человек с почти рабской психологией почитания высоких чинов встречается у Гоголя, Достоевского и даже Пушкина

Не обошел этот типаж вниманием и Чехов

Главный герой чеховского рассказа «Смерть чиновника» — самый что ни на есть маленький человек. У него даже типичная «говорящая» фамилия – Червяков. Она словно намекает, что ее обладатель мал, бесхребетен и так же жалок, как какой-нибудь червь. Червяков, и правда, совсем не тот герой, которому есть чем выделиться. Маленькая должность, маленькая жизнь, маленькие мысли. Столкнувшись в театре с генералом Бризжаловым, на которого главный герой нечаянно чихнул, Червяков уже не может ни о чем думать, кроме как о случившейся неприятности. И если для генерала это досадный пустяк, о котором он готов быстро забыть, то для маленького чиновника это событие огромного масштаба. Он несколько раз приносит извинения Бризжалову в театре, а затем навещает того на следующий день, чтобы объясниться. И хоть генерал не является начальством для Червякова, тот все равно переживает о том, какое впечатление произвел. Для Червякова недопустима мысль, чтобы Бризжалов понял его неверно или усмотрел в его поступке дерзость. Эта история заканчивается для героя печально – потерявший терпение генерал прогоняет Червякова, потрясение так велико для последнего, что он умирает, дойдя до дома. Показательно, что в названии рассказа Чехов определяет своего героя чиновником, словно сразу указывая на его суть. Червяков чиновник, и это стоит в его личности на первом месте.

Чеховский «маленький человек» не просто жалок. Он имеет свои четкие представления о том, как устроен этот мир. Система субординации и соподчинения для этого человека – основа общества и всего мироздания, именно поэтому Червяков так и впечатлен случившимся. Для него чихнуть на генерала – это не пустяк, а поступок, подрывающий устои. Он не замечает абсурдности и назойливости своих попыток объяснить и принести извинения, ведь он думает, что восстанавливает правильный порядок вещей. Потому и кричащий на него генерал становится для Червякова чем-то, что потрясает его собственный мир так сильно, что приводит к смерти.

Интересной особенностью изображения Чеховым «маленького человека» выступает то, что его червяковы не раболепствуют. Маленький чиновник не боится генерала, не ужасается возможности вызвать его неудовольствие, не опасается преследований и сведения счетов. Важнее всего для него порядок, при котором у низших и высших чинов не должно случаться историй, подобных конфузу в театре.

Чехов изображает «маленького человека», чтобы в несколько сатиричной форме показать пороки общества. Его Червяков не уникален. Таких людей можно было встретить в любом театре и в любой конторе, наполненной мелкими служащими. Сам феномен «маленького человека» кажется Чехову достаточно большим, чтобы говорить о нем громко и со страниц большой литературы.

Чему учит рассказ «Смерть чиновника»

Чехов подталкивает читателя на мысль, что, какими бы нелепыми и жалкими не были клерки, их нельзя высмеивать. К ним нужно проявлять жалость, поскольку они являются глубоко несчастными и ущербными людьми. Ущербность их не по их вине, а по несправедливости общественного устройства.

К тому же, рассказ учит читателя не превращаться в такого человека как Червяков: не уделять все свое время работе, больше думать о себе и родных, а также не унижаться перед начальством, теряя свою гордость.

В целом, чеховский рассказ «Смерть чиновника» одно из актуальных произведений на сегодняшний день. Затрагивает ряд важных аспектов, которые помогут не только написать сочинение или сдать единый экзамен, но и осознать для себя роль личности в социуме, понять прошлое и прийти к лучшему будущему.

“МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)

“МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

(по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)

1 вариант

Повесть “Станционный смотритель” – это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем – Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия “маленького человека”, чиновника

четырнадцатого класса.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь – милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

Горе потрясло старика, но не сломило – он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался

к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер.

Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба “маленького человека”, мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.

2 вариант

А. С. Пушкин открыл тему “маленького человека”, которая познакомила читателей с добрыми, тихими, страдающими героями.

Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель” посвящена этой теме. Нужно заметить, что произведение отличается предельной экономией художественных средств. С первых же строк писатель знакомит нас со своими героями, вводит в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого персонажа отчетливо проступает из его поступков и речи.

Рассказчик с самого начала повествования ставит нас в известность, какое жалкое положение в обществе занимают станционные смотрители: “Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… ” Все их проклинают, обзывают разбойниками, унижают. Никто даже не хочет задуматься, какая у них тяжелая жизнь: “Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе… Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага…” Автор призывает читателей забыть о своем эгоизме, посмотреть другими глазами на жизнь этих людей и проникнуться к ним “искренним состраданием”. Рассказчик говорит, что изъездил всю Россию, много повидал и всегда приглядывался к ним, поэтому он может сделать вывод, что “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые… скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые” . Далее он приводит рассказ об одном

Своем знакомом смотрителе, Самсоне Вырине. Это был дружелюбный, добрый человек, вдовец, очень любивший свою единственную дочь. Однажды он приютил у себя гусара, прикинувшегося больным, который соблазнил и выкрал у него дочку. “Старик не снес своего несчастия”, и его сломила болезнь. Оправившись, он поехал в Петербург искать Дуню, но его не пустили к ней, а выгнали на улицу. Только сунули в руку денег. Это было большим оскорблением человеческих чувств, ведь какие деньги могут заменить отцу его ребенка? Никто не помог Вырину, он спился с горя и рано умер.

А. С. Пушкин показывает, что “маленький человек” достоин сожаления, понимания и уважения.

Тема маленького человека у Достоевского

К этому же направлению принадлежал и Ф.М. Достоевский, любимой темой которого было описание жизни «униженных и оскорбленных».

Эту же тему он и развивает частично в повести Бедные люди, но в основном в своем романе «Преступление и наказание». Особенно интересен здесь образ главного героя Родиона Раскольникова – хоть он и мнит себя выше всех прочих людей, на самом деле является таким же «маленьким человеком».

Однако «маленький человек» у Достоевского идет дальше предыдущих: он сам говорит о своей тяжелой жизни, он не подчиняется обстоятельствам безмолвно. Такими же персонажами являются и другие герои романа – несчастная Сонечка Мармеладова, сестра Раскольникова Дуня, сам Мармеладов…

Все они – представители петербургского дна, до которых нет дела влиятельным господам. Достоевский первым описал противоречия в душе маленького человека. Позднее эта тема была развита другими писателями, причислявшими себя к натуральной школе, в т.ч. Некрасовым.

История создания и публикация

Алексей Жемчужников

Согласно воспоминаниям младшего брата Чехова — Михаила Павловича, анекдотичную историю про чиновника, чихнувшего во время спектакля, Антон Павлович услышал во время пребывания в имении Бабкино от управляющего императорскими московскими театрами Владимира Бегичева, который утверждал, что такой случай действительно произошёл в Большом театре. Литературоведы, воспроизводя эти сведения, тем не менее делают оговорку о том, что рассказ «Смерть чиновника» был написан в 1883 году, тогда как Чехов впервые посетил Бабкино двумя годами позже.

Вторая версия, связанная с возможными источниками для чеховского сюжета, восходит к распространённым в ту пору байкам о проделках и розыгрышах поэта и юмориста, одного из создателей образа Козьмы Пруткова Алексея Жемчужникова. В театральной среде рассказывали о том, как, придя на спектакль, Жемчужников сознательно наступил на ногу некоему вельможе, после чего начал изводить того своими ежедневными визитами и просьбами о прощении. Третья гипотеза относится к реальным событиям, произошедшим в январе 1882 года в родном городе Антона Павловича — Таганроге. По информации одного из знакомых писателя, А. В. Петрова, после конфликта с местным почтмейстером старший сортировщик Щетинский попытался принести свои извинения. Они не были приняты. Пребывая в отчаянном состоянии, Щетинский покончил жизнь самоубийством.

Приступая к написанию рассказа, Чехов сообщил издателю литературно-художественного журнала «Осколки» Николаю Лейкину, что готовит для него «экспромтец»: «Суббота у меня Ваш день». Работа шла быстро: рассказ был начат 25 июня 1883 года и закончен 26-го. В конце июня Лейкин известил писателя, что к нему поступили рукописи сразу двух чеховских произведений — речь шла о «Смерти чиновника», а также об очерке из цикла «Осколки московской жизни». По словам издателя, «и то, и другое прелестно». Рассказ, имевший подзаголовок «Случай» и подписанный первым литературным псевдонимом Антона Павловича — А. Чехонте, был опубликован в 27-м номере «Осколков», вышедшем в свет 2 июля 1883 года.

Образ матери в творчестве Сергея Есенина

Жанр

Чехов достиг небывалых высот в жанре рассказа. Особенностью его рассказа можно считать сходство со сценкой. Автор даёт оригинально обрисованную картинку события, будто бы наблюдая за происходящим со стороны. Жанр рассказа до Чехова был невзрачной эпической малой формой, которая считалась осколком романа или повести. Именно благодаря Антону Павловичу этот жанр приобрёл популярность, известность и полноценное воплощение в литературе.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений

Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Происхождение

OneTab

Когда в браузере много открытых вкладок, их названия перестают помещаться на экране. Приходится перебирать их по одной, чтобы найти лишние вкладки и закрыть их, оставив нужные. Если вы часто попадаете в такую ситуацию, попробуйте расширение OneTab. Оно закрывает сразу все вкладки и наглядно отображает их список, откуда можно быстро восстановить только необходимые в данный момент сайты.

Кроме того, вы можете добавлять вкладки в специальные группы и в будущем открывать их все сразу или по одной. Например, можно сохранить группу вкладок с рабочими сайтами и быстро восстанавливать их, когда приносите ноутбук в офис.

Цена: 0

Персонажи

В произведении действуют только два персонажа: экзекутор с «говорящей фамилией» Червяков и статский генерал Бризжалов, причём первый по службе не зависит от второго — это подчёркивается фразой, которую мысленно произносит Иван Дмитрич после чихания: «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко». Далее начинается череда извинений, посещений, объяснений, завершающаяся тем, что измождённый визитами оправдывающегося незнакомца генерал начинает топать ногами. Его фраза «Пошел вон!» фактически убивает Червякова — услышав её, чиновник «машинально» возвращается домой и, не сняв нового вицмундира, умирает. По словам литературоведа Георгия Бердникова, в основе поведения Червякова лежит не страх перед генералом, а общий пиетет по отношению людям, имеющим высокий чин.

Через три года после выхода «Смерти чиновника» Чехов заметил в письме к старшему брату Александру Павловичу, что «угнетённые коллежские регистраторы» (под которыми подразумевался обобщённый образ «маленького человека») постепенно уходят в прошлое: «Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их првам». В ряду этих новых героев стоит и Червяков, который умирает не от трепета перед начальством, а оттого, что исповедуемые им принципы уважения к важным персонам оказались низвергнутыми.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий