Сочинения и популярные темы докладов

Первопечатник иван федоров: краткая биография для детей и взрослых

Краткая биография

Фёдор I Иоа́ннович

, известен также по имениФеодор Блаженный , 31 мая 1557, Москва — 17 января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 28 марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский». Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (8 сентября), то есть первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

Когда родился Федор, Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. По преданию, на месте самого рождения царевича, в урочище Собилка, в 4 км от города по направлению к Москве, была поставлена каменная часовня-крест, также сохранившееся до нашего времени.

Рождение Федора

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям — скончалась в 1594 году). В конце 1597 года Фёдор смертельно заболел и 7 (17) января 1598 года в час ночи скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.

Историк Сергей Соловьёв в «Истории России с древнейших времен» описывает обычный распорядок дня Государя так:

Борис Годунов

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

На других языках

Семья в детстве

Царственные родители любили друг друга и прожили к моменту рождения Федора десять лет, деля и радости, и скорби. У царевича был старший брат Иван. Разница в возрасте у них была три года. Подрастая, они станут играть вместе, и за ними наблюдают любящие родители. Но в год рождения царевича, крещеного в Чудовом монастыре, в 1557 году, никто еще не знает, что мир и тишина только пока стоят над страной. Это последний безмятежный год. В 1558 году начнется долгая, на четверть века, кровопролитная Ливонская война. Она омрачит все его детство. А после смерти матери о царевиче, которому было тогда три года, почти нет сведений. Отец ездит по богомольям и не берет сына с собой. Он уезжает, возглавляя войско, на войну, и пятилетний мальчик, провожая его, не знает, вернется ли он назад. А потом в царских покоях пойдет череда жен, которые видят в Иване и Федоре препятствие своим детям к престолу, и о душевной теплоте говорить здесь не приходится. Затаенную вражду мальчики, конечно, испытали. Но в источниках практически нет сведений, как Иван Васильевич воспитывал младшенького. Известно, что с восьми лет брал его с собой на богомолья, позже приказывал присутствовать на государственных церемониях. Даже когда царевичу еще не исполнилось семи лет, он участвовал на возведении в сан митрополита Московского, и при учреждении опричнины он вместе с семьей и двором выехал в Александровскую слободу. В 10 лет отец взял его с собой в Вологду для осмотра. Так понемногу царевич Федор присматривался к государственным делам.

Борис Годунов – русский царь

В соответствии с законом престолонаследия главным кандидатом на царскую власть при жизни Федора должен был стать его младший брат Дмитрий, младший сын Марии Нагой, седьмой жены Ивана Грозного. Но 15 мая 1591 года в Угличе произошли трагические события, в результате которых царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах. В убийстве юного царевича принято обвинять Бориса Годунова, так как Дмитрий стоял на его пути к власти. Но явных доказательств этому нет.

Со смертью Федора Иоанновича не остается других прямых наследников династии Рюриковичей. Были предложения избрать царицей вдову умершего царя Ирину, но они не нашли общей поддержки, и в результате Земский собор остановился на кандидатуре шурина царя – Борисе Годунове. Это состоялось 17 февраля 1598 года. 1 сентября того же года он был венчан на царство.

Борис Годунов продолжил свою политику, которую начал, будучи главным советником царя. Еще активнее стали приглашать иноземцев на русскую службу. В Москве уже никого не удивляли заморские купцы, лекари, промышленники, военные, ученые люди. Все они получали должности и жалованье, земли с крестьянами.

Не удалась попытка Годунова создать в Москве университет. Этому воспротивилось духовенство, которое больше знаний боялось всяких ересей. В российское государство все активнее проникали элементы европейской культуры. В первую очередь это касалось одежды, жилья, светских церемоний. Впервые стало практиковаться отправление русских людей на учебу в Европу.

Борис Годунов очень хорошо чувствовал шаткость своего положения из-за того, что он не Рюрикович. Подозрительность и недоверчивость преследовали его повсюду. В этом он очень походил на Ивана Грозного. Постепенно он начал сводить счеты с боярами, в искренности которых усомнился.

И если царствование Бориса началось довольно успешно, то постепенно череда опал породила уныние, а после двойного неурожая разразилась настоящая катастрофа – начался голод. Цены на продовольствие выросли в 100 раз. Борис Годунов всячески старался помочь голодающим, устраивая массовые раздачи хлеба. Но одни проблемы порождали другие.

Результатом всех проблем стало крупное восстание под руководством Хлопка (1602–1603 годы), в котором приняли участие крестьяне, холопы и казаки. Волнения охватили 20 уездов, и, объединившись, восставшие двинулись на Москву.

В ожесточенном сражении под Москвой восставшие были разбиты. Командующий войсками Басманов был убит в бою. Хлопок был тяжело ранен, а затем и казнен.

Новой проблемой для Бориса Годунова стало распространение молвы, что царевич Дмитрий жив. Слух этот активно шел из Польши, где под руководством Лжедмитрия стали готовиться силы для похода на Москву. Все это очень беспокоило Бориса Годунова. В январе 1605 года правительственные войска отбили первую атаку самозванцев, и они были вынуждены уйти в Путивль, где продолжали собирать силы.

Еще одной проблемой стало состояние здоровья Бориса Годунова, жалобы на которое появились уже в 1599 году. Со временем лучше не становилось. 13 апреля 1605 года царю стало плохо, он лишился чувств и вскоре умер в возрасте 53 лет.

Устройство Московской типографии

Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.

В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.

Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.

Официальная версия гласит, что произошло это из-за недовольства переписчиков книг, которые опасались остаться без работы и даже сожгли типографию. Однако современные исследователи видят и другие возможные объяснения. Например, к описываемым годам Федоров овдовел и по правилам белого духовенства должен был принять монаший постриг. По каким-то своим причинам он этого не сделал, поэтому от типографской деятельности его отстранили.

Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.

Смерть царя Федора Ивановича

Царь, который пробыл на престоле 13 лет и семь месяцев, долго болел, а умер быстро. Он не успел перед смертью стать иноком, как желал. В его жизни было три великих деяния: учреждение патриаршества, освобождение русских земель от шведской оккупации и строительство Донского монастыря. В них он принимал активное действие. Осталось неясным до нынешних дней, кому он передал престол. Возможно, никому, решив, что «Бог рассудит». Он принял разоренную страну, а оставил ее окрепшей, раздвинувшей свои пределы. При нем отлили «царь-пушку». Тихий, глубоко верующий в Божий промысел царь видел, что господь управлял его страной и сохранял его царство. Таков был последний Рюрикович, Федор Иванович — царь, биография и деяния которого оставили благой след в истории страны.

«Апостол» и «Часовник»

17 апреля 1563 года мастера приступили к созданию первой книги «Апостол». Она была закончена почти через год. Официальной датой ее издания считается 1 марта 1564 года.

Любая краткая биография Ивана Федорова – первопечатника, для детей или для взрослых написанная, обязательно упоминает эту книгу, но упускает такие интересные факты:

книга имела 268 листов, из них 262 пронумерованных;
была выпущена на старославянском языке;
при печати использовались красный и черный цвета, при этом красным печатали название глав;
первая буква в начале каждой новой главы рисовалась художниками вручную;
каждая глава была изукрашена красивым цветочным орнаментом ручной работы;
общий тираж «Апостола» составил 1000 экземпляров, из которых сохранилось только 47.

В 1565 году двумя тиражами была выпущена вторая книга – «Часовник». Из 345 экземпляров до нашего времени дошли только 7.

Популярные сегодня пересказы

  • Лисичкин хлеб — краткое содержание рассказа Пришвина По жанровой направленности произведение представляет собой рассказ об окружающей природе. Главными героями рассказа являются автор, от лица которого ведется повествование
  • Премудрый пескарь — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Жил-был пескарь, был он довольно умный и просвещенным во многих областях. Умирая, его мать и отец предупредили пескаря, что в мире множество опасностей. Исходят они абсолютно отовсюду: другие рыбы хищники
  • Плутни Скапена — краткое содержание пьесы Мольера Жанровая направленность произведения представляет собой комическую пьесу, основанную на традиционном сюжете. Главным героем пьесы является Скапен, представленный в образе хитрого слуги
  • Переполох — краткое содержание рассказа Чехова Гувернантка Машенька Павлецкая возвращается с прогулки и застает всех в доме в необычайно взволнованном состоянии. Хозяин, переходя из комнаты в комнату, с чувством стыда говорит о том, что ему стыдно

Происхождение

Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.

Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.

Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен. В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.

Основные события царствования

Реконструкция Герасимова

  • 1584 — избран на царство Московским Земским собором. Основан Архангельск в устье Северной Двины;
  • 1586 — отлита Царь-пушка. Вдоль трассы Старой Казанской дороги основаны Самара и Тюмень, до статуса города повышена Уфа. На Дону основан Воронеж;
  • 1587 — рядом со столицей Сибирского ханства Искером основан Тобольск;
  • 1589 — учреждён Московский патриархат с первым патриархом Иовом. Рядом с бывшей столицей Золотой Орды Сарай-Берке основан Царицын;
  • 1590 — основан Саратов;
  • 1591 — завершено строительство Белого города Москвы;
  • 1593 — основан Старый Оскол
  • 1594 — на западной границе Пегой Орды основаны крепости Тара и Сургут;
  • 1595 — окончена Русско-шведская война 1590—1595 годов, по результатам которой России возвращено побережье Балтийского моря (города Ям, Ивангород, Копорье, Корела). Основан Обдорск в устье Оби, начато строительство Бабиновской дороги в Сибирь.

Литва

Прибыв в Литовское княжество, Иван Федоров разместился в имении гетмана Ходкевича, который на тот момент уже создал типографию и нуждался в специалистах для налаживания ее работы. Несколько лет все продолжалось удачно, но вскоре гетман вдруг решил, что новое предприятие ему больше не нужно, и закрыл его.

Федоров стремился и дальше заниматься любимым делом. Однако для этого ему были необходимы существенные средства. Перебравшись во Львов, при добровольной помощи горожан он сумел основать новую типографию. Несмотря на то, что было издано много новых книг, дела шли не очень хорошо, снова свою отрицательную роль сыграло сопротивление заинтересованных лиц. В результате Федорову пришлось продать свое предприятие.

Следующим местом жительства первопечатника стал город Острог, куда его пригласил Константин Острожский. Здесь им была выпущена «Острожская Библия» ─ великолепное издание на церковнославянском языке.

Учреждение патриаршества

Другим важным предприятием, которым запомнилось царствование Федора Иоанновича, было учреждение московского патриархата. После крещения Руси главным представителем церкви в стране был митрополит. Он назначался из Византийской империи, которая считалась центром православия. Однако в 1453 году турки-мусульмане захватили Константинополь и уничтожили это государство. С тех самых пор в Москве продолжался спор о необходимости создания собственного патриархата.

Наконец, это вопрос обсудили между собой Борис Годунов и Федор Иоаннович. Кратко и ярко советник описал царю пользу от появления собственного патриархата. Он же предложил кандидата на новый сан. Им стал митрополит Московский Иов, который был верным сподвижником Годунова на протяжении многих лет.

В 1589 году патриаршество было учреждено при поддержке греческих святителей. При Иове началась массовая миссионерская деятельность в Поволжье и Сибири. Там на протяжении сотен лет жили язычники и мусульмане, которые начали переходить в христианскую веру.

Память

В Православной Церкви

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. В «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. В некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Скульптура

4 ноября 2009 года в Йошкар-Оле был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу, в период царствования которого был основан город (скульптор — народный художник РФ Андрей Ковальчук).

Захоронение

Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «ещё при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. В ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы — то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“».

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

Изображение Федора Иоанновича, Царь-пушка

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера:

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

Шведский король Карл IX:.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей

Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

Народу сообщают о примирении, сцена с купцами

Показывая покров для святыни, вышиваемый ею, Ирина признается, что это ее обет за спасение Ивана Петровича, который некогда был осажден в Пскове литовцами. Шуйский готов забыть вражду, однако требует гарантий безопасности своим сподвижникам от Годунова. Тот клянется. Приглашают выборных от толпы, приведенной Иваном Петровичем. Шуйский говорит народу о примирении с Борисом Годуновым. Купцы недовольны тем, что мирятся их головами. Недоверие к человеку, который только что поклялся, раздражает Шуйского. Купцы просят царя защитить их от Годунова, однако тот отправляет их к Борису. Годунов просит записать их имена.

Намерение Годунова помириться с Шуйским

Появляется Ирина, которой царь Федор Иоаннович говорит о том, что он видел в церкви Мстиславскую. Он уверяет царицу, что для него она все равно красивее всех. Годунов сообщает о своем намерении помириться с Шуйским. За это дело с радостью берется царь.

Федор просит помощи в деле примирения у митрополита Дионисия, а также у некоторых других священников. Дионисий говорит, что Годунов снисходителен к еретикам и притесняет церковь. Он также возобновил подати, от которых духовенство было освобождено. Годунов вручает Дионисию защитные грамоты и говорит о том, что еретики были подвержены гонениям. Царь Федор Иоаннович просит бояр и Ирину поддержать его.

Память

В Православной Церкви

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. В «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. В некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Скульптура

4 ноября 2009 года в Йошкар-Оле был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу, в период царствования которого был основан город (скульптор — народный художник РФ Андрей Ковальчук).

Захоронение

Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «ещё при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. В ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы — то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“».

Возвращение русских городов в Прибалтике

Первой целью полков стала крепость Ям, куда они и направились. Справедливости ради стоит сказать, что она была основана в 1384 году новгородцами, поэтому российский царь имел на нее все законные права. В крепости находился шведский гарнизон в составе 500 человек. Они решили сдать фортификацию в обмен на свободное возвращение домой.

Первый серьезный бой произошел под стенами Ивангорода, когда войско шведов атаковало полки под командованием Дмитрия Хворостинина. Победа осталась за русскими. Неприятелю пришлось отступить к местечку Ракверее.

5 февраля началась осада Нарвы, в которой приняла участие артиллерия, привезенная из Пскова. Первый приступ закончился массовым кровопролитием, которое ни к чему не привело. Тогда начался обстрел крепости. Шведы запросили перемирия на год. Стороны согласились за этот год подписать мирное соглашение на постоянных условиях. Однако Юхан III отказался выполнять российские требования. Более того, он смог воспользоваться передышкой и отправил в Прибалтику свежие необстрелянные полки.

В ноябре перемирие было нарушено. Шведы атаковали Ивангород. Однако им не удалось захватить эту важную твердыню. Русские войска, подошедшие на помощь осажденным, выгнали шведов, но не стали переходить границу по приказу из Москвы.

Тем временем на южные рубежи России напал крымский хан Газы Гирей. Татары грабили мирные города, из-за чего большая часть армии был отправлена им на перехват. Шведы воспользовались отвлеченностью врага и атаковали северные земли России. Был захвачен Печенегский монастырь.

Первый патриарх на Руси

Благодаря его содействию собор Греческой церкви вынес по этому вопросу положительное решение, а затем, в 1588 году, в Москву для совершения священного обряда прибыл Константинопольский патриарх Иеремия. Поражённый блеском и роскошью царского дворца, он вначале вознамерился остаться в России навсегда и взять на себя управление сразу двумя патриархиями – Константинопольской и Московской, но поскольку россияне желали видеть во главе церкви своего соотечественника, ему пришлось отказаться от задуманного.

На Освящённом церковном соборе, состоявшемся 29 января 1589 года, из трёх претендентов на патриарший престол был избран митрополит Московский Иов, ставший первым Патриархом Московским и всея Руси. Его избранию всячески содействовал государь Фёдор I Иоаннович, питавший к нему глубочайшее почтение как к своему духовнику и советчику.

Детство и юность

Родиной выдающегося полководца стало небольшое село Бурнаково, в котором он появился на свет 13(24) февраля 1745 года в небогатом дворянском семействе.

Мальчик с ранних лет грезил о море, и все «сухопутные» игры были ему неинтересны. Он с большим удовольствием стругал деревянные корабли и пускал их на воду, воображая себя великим стратегом.

16-летнего Федю родители отправили в Санкт-Петербург, где он поступил в Морской кадетский корпус. Он с большим рвением и прилежанием грыз гранит науки, и в 1766 году с отличием окончил учебу в звании мичмана.

В начале своей морской карьеры юный Ушаков был направлен на Балтийский флот, но в преддверии русско-турецкой войны был переведен на Азов.

В 1783 году Ушаков, будучи уже капитаном 1-го ранга, получил в распоряжение судно, которое только отстраивали в Херсоне. Строительство оказалось под срывом из-за вспыхнувшей эпидемии чумы, однако Ушакову удалось взять ситуацию под контроль и уберечь всех членов своего экипажа от смертельной болезни. В итоге строительство было завершено, а находчивый капитан был награжден орденом Св. Владимира 4 класса.

Сценическая судьба произведения

Сюжет этой трагедии насыщен событиями, поэтому изложить его в одной статье непросто. Чтобы лучше понять произведение, лучше посмотреть спектакль «Царь Федор Иоаннович». Отзывы о постановках этой драмы в московских театрах (Художественном, Малом, им. Комиссаржевской и др.) всегда были восторженными. Записи многих из них сохранились.

В мае 1973 года в одном из лучших театров столицы состоялась нашумевшая премьера трагедии «Царь Федор Иоаннович». Малый театр привлек к участию в ее постановке целое созвездие корифеев. Бориса Годунова сыграл Виктор Коршунов, Федора — Иннокентий Смоктуновский, в роли Ивана Шуйского выступил Евгений Самойлов, в роли Клешнина — Виктор Хохряков и др. Пьеса была встречена восторженно.

Интересное произведение создал Алексей Толстой. «Царь Федор Иоаннович» и сегодня входит в репертуары множества театров.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

Изображение Федора Иоанновича, Царь-пушка

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера:

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

Шведский король Карл IX:.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей

Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».
Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

Детство и юность

Патриарх Филарет Романов, в миру Федор, был старшим сыном Никиты Романовича Захарьина. Младшую дочь Анастасию Никита Романович выдал за боярина Ивана Годунова, ставшего впоследствии царем Иваном Грозным. Из 7 жен Ивана IV она была самой любимой. Благодаря такому родству только дети Никиты и он сам из всех потомков-мужчин Захарьиных остались в живых к моменту смерти Ивана Грозного.

Никита Романович Захарьин

Федора и его потомков стали называть Романовыми по имени деда. Они утверждали, что их род происходил от Андрея Кобылы, дружинника князя Московии Симеона Гордого.

Мальчику дали хорошее образование. Он научился латыни по словарику изречений, которое славянскими буквами сделал для него какой-то англичанин. Рос любознательным, начитанным, приветливым. Красивый и ловкий, он любил не только книги, но и развлечения. Считался в столице прекрасным наездником, 1-м щеголем и кутилой, постоянно находившимся в эпицентре скандалов.

Филарет Романов в молодости

Выступления в турнирах «Pride»

После того как перестала существовать организация «RINGS», Федора позвали в более престижную лигу «Pride». В ней он провел почти 7 лет. В его активе немало красивых боев, но на некоторых стоит остановиться отдельно.

  1. Антонио Родриго Ногейро (2002). Это был бой за звание чемпиона. Бразильский специалист по джиу-джитсу к тому времени имел в активе серию из 13 побед. И он считался даже непобедимым. Но против Емельяненко действующий чемпион продержался только три раунда. И судьи отдали победу Федору.
  2. Кевин «Монстр» Рэндлмен (2004). Этот бой дался Емельяненко очень тяжело. Его соперник с первых секунд пошел в атаку. Ему даже удалось провести бросок переворотом. Этот момент потом войдет во все видеоролики, посвященные ММА. Но Федор сумел выбраться из-под прессинга и провести болевой прием, после которого Рэндлмен признал поражение.
  3. Мирко Филипович (2005). Хорватский атлет к тому времени находился в превосходной форме. И начало боя осталось за ним. Проведя два удара, Филипович разбил Емельяненко нос. После последовали еще и удары по корпусу, у Федора образовалась даже гематома. Но Емельяненко заранее выбрал тактику изматывания соперника. К третьему раунду Филипович заметно устал и начал пропускать удары. В результате судьи отдали победу Федору. И, благодаря этому, он защитил чемпионский титул.
  4. Марк Коулмен (2006). Это был первый бой после тяжелейшей операции. У Емельяненко была сломана рука, и врачи установили ему плаcтины. Почти полгода Федор лечился, а после вышел на ринг. И победил во втором раунде при помощи удушающего приема.
  5. Мэтт Линдланд (2007). Этот бой знаменит тем, что проходил он в России, в Санкт-Петербурге. Поединок даже окрестили «Столкновением наций», а посмотреть его приехали Владимир Путин и Жан-Клод Ван Дамм. Емельяненко потребовалось почти 3 минуты, чтобы одолеть соперника.

Личная жизнь Федора Иоановича

Женат царь был всего один раз на Ирине Федоровне Годуновой, племяннице постельничего в думе, которая воспитывалась вместе с братом будущим царем Борисом Годуновым в царских палатах.

Ирина Годунова

Свадьба была устроена волей царя Ивана IV Грозного в 1575 году без традиционного для тех времен смотра невест, когда их свозили со всей страны для выбора женихом. После свадьбы брат Ирины Борис получил боярский титул.

Ирина ухаживала за больным свекром до последних минут его смерти, что способствовало укреплению статуса ее брата.

Тем не менее, в жены Федору Иоановичу в случае, если Ирина окажется бездетной Иван Грозный завещал Ирину Мстиславскую. Однако, воздвижение Бориса и его интриги помогли этому не совершиться и Федор остался с любимой супругой до конца. По слухам вторую невесту похитили прямо из отчего дома и силой заставили постричься в монахини.

Жена смогла родить Федору только дочь Феодосию 29 мая 1592 года, однако она скончалась еще в младенчестве.

Тем не менее, супруга была даже более деятельна по части политической и общественной жизни страны, чем Федор Иоанович. Она вела переписку с английской королевой Елизаветой I Тюдор, подписывала вместе с ним некоторые документы, участвовала в заседаниях думы и даже принимала послов.

В 1586 году Федору опять пришлось отбивать любимую супругу от злых слов бояр. Они не терпели власти ее брата Бориса и плели интриги, чтобы бездетную царицу остригли в монахини, а Федор взял в жены угодную им невесту, каждый пытался таким образом породниться с царем и быть поближе к власти. Федор слишком любил жену, интриги увенчались поражением, а многие зачинщики заговора впоследствии были наказаны.

Находясь при смерти, по словам очевидцев, царь больше тревожился не о том, кто унаследует престол и что будет с государством, а о судьбе своей жены. Он настоятельно советовал ей уйти в инокини и молиться, что она впоследствии и сделает.

Первый патриарх на Руси

Благодаря его содействию собор Греческой церкви вынес по этому вопросу положительное решение, а затем, в 1588 году, в Москву для совершения священного обряда прибыл Константинопольский патриарх Иеремия. Поражённый блеском и роскошью царского дворца, он вначале вознамерился остаться в России навсегда и взять на себя управление сразу двумя патриархиями – Константинопольской и Московской, но поскольку россияне желали видеть во главе церкви своего соотечественника, ему пришлось отказаться от задуманного.

На Освящённом церковном соборе, состоявшемся 29 января 1589 года, из трёх претендентов на патриарший престол был избран митрополит Московский Иов, ставший первым Патриархом Московским и всея Руси. Его избранию всячески содействовал государь Фёдор I Иоаннович, питавший к нему глубочайшее почтение как к своему духовнику и советчику.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования