«брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ стихотворения пушкина

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания природы. Герой видит, как редеют облака в небе, и становится видна вечерняя звезда. Ее свет окутывает равнины, скалы, водную гладь. Именно звезда так нравится лирическому герою.

Ее свет напоминает ему о далекой мирной стране. С восходом солнца становятся видны высокие и тонкие тополя, мирт и кипарисы. Природную тишину разбавляет только шум волн, которые разбиваются о берег. Это умиротворяющий пейзаж, который приводит в состояние покоя.

Дальше герой вспоминает, как проводил время в прогулках и размышлениях. В это время ночь как раз спускалась на землю, только одна девушка все искала ту же звезду и называла ее имя. Через этот образ герой вспоминает о даме, которая очаровала его сердце. Он словно тоже пытается найти ее и снова встретиться.

Содержание

Описание

Все парнокопытные имеют четное число развитых пальцев на каждой ноге (хотя есть противоречивая информация о количестве пальцев ног на задних лапах нескольких видов из семейства пекариевых). Симметрия стопы проходит между средними двумя пальцами и вес животного переносится больше всего на них. Другие пальцы ноги уменьшены, или рудиментарные, либо отсутствуют.

Другой важной характеристикой выступает форма астрагала. Астрагал — это голеностопная кость в задней конечности

Он имеет глубокие арочные канавки, и соединяется с костями конечностей с обеих сторон. Эти канавки придают ноге большую гибкость и дополнительно увеличивают упругость нижней части задней конечности.

Парнокопытные сильно различаются по внешнему виду: одни имеют очень длинные шеи, а другие — короткие; у некоторых вытянутые морды, а у других они короткие и т.п. Самки парнокопытных имеют от двух до четырех сосков, но у членов семейства свиней есть от шести до двенадцати сосков.

Почти у всех видов имеется своеобразное оружие, будь то разветвленные рога, раздвоенные рога или хорошо развитые клыки, либо бивни. Они обычно большие у самцов и маленькие или вовсе отсутствуют у самок. Хвост состоит из более длинных, крепких защитных волос и более короткого подшерстка.

Идея

Главная мысль стихотворения заключается в том, что бытие не имеет конца. В глобальном смысле смерть — лишь этап смены одного поколения другим. Жизнь бесконечна, как бесконечна природа, её красота, как бесконечно само человечество. Старое дерево отмирает, но на его месте вырастают новые деревца, которые вытянулись из его семян.

Смысл произведения выявляется в том, что герой не пытается бороться с неизбежностью, не кричит и не ропщет. Он смиряется с конечностью своего существования и восхищается бессмертностью самой жизни. Он отрицает эгоизм человека, который ограничен думами лишь о своем теле, которому наплевать на мир и его развитие. Нравственные и умные люди должны думать наперед и приветствовать перемены в лице новых поколений, которым нужно дать дорогу.

Тема

Тема стихотворения сочетает красоты юга, «Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, и сладостно шумят полуденные волны», и античной историей этих мест. Главный герой вдохновлен этой красотой, его воображение рисует ему красивые картины, но он не достигает полного единения с природой. Он – романтик, который ищет идеал, поэтому полного счастья не достигает. В стихотворении это непостижимое предстает как таинственный образ юной девушки: «И дева юная во мгле тебя искала».

Таким образом, появляется тема любви, которая не описывается открыто, но делает намек, наталкивает читателя на мысль.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.

История создания – написано оно было 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном эти размышления значительно смягчены.

Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

Жанр – элегия с элементами реализма.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.

Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

История создания

Когда читатель знакомится с пушкинскими стихами «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», его невольно охватывает ощущение бренности жизни. Действительно, с определенного времени в душе величайшего русского поэта назревал глубокий кризис.

Результатом таких размышлений стали многочисленные произведения, в которых автор пытается осознать свою действительность, изложить собственные душевные переживания

Конечно, огромное внимание в них уделялось и вопросу смерти

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» можно смело отнести к подобным произведениям. Причем, изначально автор излагал свои мысли о бренности всего сущего более откровенно и даже жестко, но потом отредактировал текст, заметно смягчив его содержание.

Стихотворение он написал в 1829 году.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ стихотворения А. С. Пушкина

December 6, 2015

Тема жизни и смерти затрагивается многими философами, писателями и поэтами. Она проходит красной нитью и в творчестве А. С. Пушкина. В качестве примера выступает лирическое произведение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Анализ этой элегии раскроет нам ее сюжет, смысл и расскажет о взгляде поэта на жизнь и неминуемую смерть.

Основные темы в творчестве А. С. Пушкина

Поэт и писатель отличился от других авторов разносторонностью в сочинительстве. Он затронул многие темы в своих произведениях. Пушкин воспевал свободу, пытался бороться с самодержавием, не обходил стороной актуальные политические вопросы, ратовал и болел за счастье народа

Важное место в его творчестве занимали темы дружбы, любви. Он воспевал родную природу, пейзажи

Как и многие другие поэты, А. С. Пушкин делился своими личными переживаниями, размышлениями о собственном назначении, судьбе, жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» – стихотворение в жанре элегии, которое показывает читателям одну их тем, волновавших лирика. Мы видим, как великий поэт относится к смерти, которой, увы, никому не удастся избежать.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных», Пушкин А. С. содержание

В рассматриваемом нами стихотворении поэт рассказывает, что где бы он ни находился, его посещают думы. Они о том, что годы летят, всем предначертана кончина, и чей-то час уже близок. Лирический герой смотрит на дуб и задумывается о том, что тот переживет и его так же, как пережил его предков. Когда он ласкает младенца, думает, что тот будет цвести, а он сам – тлеть. Каждый день поэта посещает мысль о грядущей смерти, о ее возможных причинах. Он отмечает, что, несмотря на то, что мертвому телу все равно где находиться, сам он желает почивать недалеко от родных мест.

Заканчивает свою элегию поэт тем, что после него останутся младая жизнь и вечная природа. В этом состоит содержание произведения «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ, который мы рассмотрим далее, покажет нам, какие приемы, использованы в этой лирике. Также мы отметим и другие моменты, связанные с данным произведением.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ лирики

Это творение было создано в декабре 1829 года и издано в 1830-м. Оно написано четырехстопным ямбом и катренами с перекрестной рифмовкой. Жанр произведения – элегия. Это философская лирика, которая посвящена вечной теме. В ней поэт передает свою мысль о неизбежности смерти для людей. Для этого он обращается к различным художественным приемам, помогающим читателю погрузиться в произведение и понять автора. Основной из них – антитеза: противопоставление жизни и смерти («тлеть», «цвести»). Поэт показывает, что человеку в этом мире отведен лишь определенный период времени, в то время как природа вокруг него вечна.

Он использует риторические вопросы, в которых задумывается, где и как произойдет его кончина.

В элегии мы встречаем эпитеты («юношей безумных»), олицетворения («равнодушная природа»), метафоры («патриарх лесов»).

В лирике активно используются глаголы («брожу», «вхожу», «сижу», «гляжу», «думаю» и пр.) Таким образом, поэт показывает, как проносится его жизнь и приближается неизбежная смерть.

Заключение

Мы рассмотрели одну из элегий великого русского поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ произведения показал нам отношение лирика к теме неминуемой смерти. Мы узнали, что Пушкин принимает эту неизбежность. Он словно говорит, что такова жизнь и от этого никуда не деться: жизнь не вечна, и одно поколение сменяется другим. В то же время Пушкин показывает читателям, что не все в этом мире тленно, через природу.

Для передачи читателям своего видения поэт применил некоторые художественные приемы, которые сделали язык лирического произведения ярче и сумели раскрыть размышления автора.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Редеет облаков летучая гряда.История создания – стихотворение написано в 1820 году во время южной ссылки А. С. Пушкина, когда он, пребывая на Крымском полуострове познакомился с семьей Раевских.

Тема – таинственная природа горной страны, которая до сих пор хранит черты античной культуры, возбуждает воображение лирического героя, который представляет себе страну, «где все для сердца мило, где стройны тополы в долинах вознеслись…».

Композиция – состоит из двух условно выделяемых частей: описание природы и мечтаний лирического героя.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из четырех строф, написанных ямбом (двусложный размер с ударением на второй слог), используются разные виды рифмы – точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – парный ААВВ (рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки).

Метафоры – «редеет облаков летучая гряда», «задумчивую лень», «увядшие равнины», «дремлющий залив».

Эпитеты – «черных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны».

Олицетворение – «…слабый свет…думы разбудил», «…дремлет нежный мир», «…сладостно шумят…волны», «…на хижины сходила ночи тень».

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ стихотворения А. С. Пушкина

December 6, 2015

Тема жизни и смерти затрагивается многими философами, писателями и поэтами. Она проходит красной нитью и в творчестве А. С. Пушкина. В качестве примера выступает лирическое произведение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Анализ этой элегии раскроет нам ее сюжет, смысл и расскажет о взгляде поэта на жизнь и неминуемую смерть.

Основные темы в творчестве А. С. Пушкина

Поэт и писатель отличился от других авторов разносторонностью в сочинительстве. Он затронул многие темы в своих произведениях. Пушкин воспевал свободу, пытался бороться с самодержавием, не обходил стороной актуальные политические вопросы, ратовал и болел за счастье народа

Важное место в его творчестве занимали темы дружбы, любви. Он воспевал родную природу, пейзажи

Как и многие другие поэты, А. С. Пушкин делился своими личными переживаниями, размышлениями о собственном назначении, судьбе, жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» – стихотворение в жанре элегии, которое показывает читателям одну их тем, волновавших лирика. Мы видим, как великий поэт относится к смерти, которой, увы, никому не удастся избежать.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных», Пушкин А. С. содержание

В рассматриваемом нами стихотворении поэт рассказывает, что где бы он ни находился, его посещают думы. Они о том, что годы летят, всем предначертана кончина, и чей-то час уже близок. Лирический герой смотрит на дуб и задумывается о том, что тот переживет и его так же, как пережил его предков. Когда он ласкает младенца, думает, что тот будет цвести, а он сам – тлеть. Каждый день поэта посещает мысль о грядущей смерти, о ее возможных причинах. Он отмечает, что, несмотря на то, что мертвому телу все равно где находиться, сам он желает почивать недалеко от родных мест.

Заканчивает свою элегию поэт тем, что после него останутся младая жизнь и вечная природа. В этом состоит содержание произведения «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ, который мы рассмотрим далее, покажет нам, какие приемы, использованы в этой лирике. Также мы отметим и другие моменты, связанные с данным произведением.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ лирики

Это творение было создано в декабре 1829 года и издано в 1830-м. Оно написано четырехстопным ямбом и катренами с перекрестной рифмовкой. Жанр произведения – элегия. Это философская лирика, которая посвящена вечной теме. В ней поэт передает свою мысль о неизбежности смерти для людей. Для этого он обращается к различным художественным приемам, помогающим читателю погрузиться в произведение и понять автора. Основной из них – антитеза: противопоставление жизни и смерти («тлеть», «цвести»). Поэт показывает, что человеку в этом мире отведен лишь определенный период времени, в то время как природа вокруг него вечна.

Он использует риторические вопросы, в которых задумывается, где и как произойдет его кончина.

В элегии мы встречаем эпитеты («юношей безумных»), олицетворения («равнодушная природа»), метафоры («патриарх лесов»).

В лирике активно используются глаголы («брожу», «вхожу», «сижу», «гляжу», «думаю» и пр.) Таким образом, поэт показывает, как проносится его жизнь и приближается неизбежная смерть.

Заключение

Мы рассмотрели одну из элегий великого русского поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ произведения показал нам отношение лирика к теме неминуемой смерти. Мы узнали, что Пушкин принимает эту неизбежность. Он словно говорит, что такова жизнь и от этого никуда не деться: жизнь не вечна, и одно поколение сменяется другим. В то же время Пушкин показывает читателям, что не все в этом мире тленно, через природу.

Для передачи читателям своего видения поэт применил некоторые художественные приемы, которые сделали язык лирического произведения ярче и сумели раскрыть размышления автора.

Это интересно: 268,Анализ стихотворения А, с, пушкина «деревня»

Средства выразительности

Автор рисует картины природы, используя такие средства выразительности, как эпитеты: «черных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны».

Кроме того, наблюдаютсяметафоры: «редеет облаков летучая гряда», «задумчивую лень», «увядшие равнины», «дремлющий залив», олицетворения: «…слабый свет…думы разбудил», «…дремлет нежный мир», «…сладостно шумят…волны», «…на хижины сходила ночи тень». В своей совокупности художественные средства, включенные поэтом в строки стихотворения, позволяют создать, с одной стороны, красочный пейзаж южной природы, гор, воды, растений, а с другой, атмосферу античного мира и таинственность любовной лирики.

«Когда за городом, задумчив, я брожу…» А.Пушкин

«Когда за городом, задумчив, я брожу…» Александр Пушкин

Когда за городом, задумчив, я брожу И на публичное кладбище захожу, Решетки, столбики, нарядные гробницы, Под коими гниют все мертвецы столицы, В болоте кое-как стесненные рядком,

Как гости жадные за нищенским столом, Купцов, чиновников усопших мавзолеи. Дешевого резца нелепые затеи, Над ними надписи и в прозе и в стихах О добродетелях, о службе и чинах; По старом рогаче вдовицы плач амурный; Ворами со столбов отвинченные урны, Могилы склизкие, которы также тут Зеваючи жильцов к себе на утро ждут,— Такие смутные мне мысли всё наводит, Что злое на меня уныние находит. Хоть плюнуть да бежать… Но как же любо мне Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбище родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое, Там неукрашенным могилам есть простор; К ним ночью темною не лезет бледный вор; Близ камней вековых, покрытых желтым мохом, Проходит селянин с молитвой и со вздохом; На место праздных урн и мелких пирамид, Безносых гениев, растрепанных харит Стоит широко дуб над важными гробами, Колеблясь и шумя…

Анализ стихотворения Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу…»

Мир мертвых весьма привлекателен для творческих натур, и к теме загробной жизни нередко обращаются многие литераторы. Незадолго до собственной гибели, осенью 1836 года, Александр Пушкин также затронут эту тему в своем стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу…».

К загробной жизни поэт относится с определенной долей скептицизма, что вполне понятно – поэт убежден, что когда на крышку гроба падают комья земли, усопшему уже все равно, что будет происходить в этом мире. Зато отношение к памяти умерших вызывает у автора чувство раздражения. Прогуливаясь по кладбищу, на котором погребены известные петербуржцы, поэт с некоторой долей брезгливости отмечает: «Как гости жадные за нищенским столом, купцов, чиновников усопших мавзолеи». Пушкин иронизирует по поводу того, что в пригороде столицы, которая построена на болотах, для мертвецов отведено очень мало места, и они вынуждены тесниться на узких кладбищенских аллеях, соседствуя с теми, кого при жизни, возможно, презирали или же ненавидели. Атмосфера городского кладбища производит на поэта весьма угнетающее впечатление, так как в надгробных эпитафиях он улавливает ложь и высокомерие, которые диссонируют с покосившимися оградками и разоренными гробницами, откуда местные маргиналы не гнушаются красть даже урны. «Такие смутные мне мысли все наводит, что злое на меня уныние находит. Хоть плюнуть да бежать…», — отмечает Пушкин.

В его понимании смерть должна выглядеть благородно и аристократично. Каким бы ни был человек, память о нем и является тем мостиком, который соединяет бренное и вечность. Но прогулка по городскому кладбищу разрушает эти иллюзии, заставляя автора задумываться и о собственной смерти. Ему совсем не хочется лежать рядом с местными чиновниками и светскими повесами, на могилы к которым приходят разве что случайные прохожие, да и то из праздного любопытства.

Гораздо больше по душе поэту сельское кладбище с родовыми склепами, «где дремлют мертвые в торжественном покое». Здесь нет помпезности и напыщенности и «к ним ночью темною не лезет бледный вор». Изредка могилы навещают родственники, которые искренне скорбят о тех, кто ушел из жизни, и при этом не играют на публику, показывая, как дороги им были покойники. Тишина и умиротворение, которые царят на сельском кладбище, гораздо ближе поэту, чем суета повседневной жизни, угнетающая поэта и заставляющая искать уединения возле могил родственников.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных. ».

Творческое наследие А.С. Пушкина велико и многообразно. Оно включает в себя поэтические произведения, посвященные различной тематике: мотивам свободолюбия, назначения поэта и поэзии, любви и дружбы. Огромное место в творчестве Пушкина занимает философская проблематика. В лирике поэта 20 – 30-ых годов наблюдается борьба двух настроений: грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. У Пушкина оптимистические ноты неизбежно побеждают. Именно на этот период приходится расцвет реалистической лирической поэзии А.С. Пушкина.

В элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) героем овладевают печальные раздумья о смерти как неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Но размышления поэта заканчиваются мотивом победы жизни, успокаивающим душу поэта.

С этой элегией переплетаются и более поздние стихотворения Пушкина о «младой жизни», побеждающей смерть. Поэт хорошо понимает, что жизнь полна горя, забот и страданий, но он полон оптимистической веры в будущее. Сам поэт называет свою печаль «светлой».

Жанр стихотворения «Брожу ли вдоль улиц шумных…» — элегия, то есть грустные размышления о жизни, судьбе, своем месте в мире. Основная тема этого произведения – тема бренности жизни:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Стихотворение построено как монолог лирического героя. На это указывает форма глагола в 1 лице единственного числа («гляжу», «говорю», «мыслю»).

В этом произведении есть противопоставление: «улиц шумных» — «дубу уединенному». Образ «уединенного дуба» — один из главных в стихотворении и соотносится с внутренним миром лирического героя и самого поэта. «Дуб уединенный» — это метафора божественной сути природы и человека. Кроме эпитета «уединенный», поэт использует метафору «патриарх лесов», который «…переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов…»

Стихотворение построено на связи внутреннего мира героя с его ощущением внутренней отрешенности. Главный вопрос, который занимает главного героя:

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствиях, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

Герой пытается угадать знаки судьбы во время прогулок «вдоль улиц шумных», при посещении «многолюдных храмов», во время мечтаний и размышлений.

Все произведение проникнуто глубоким пониманием жизни, хотя авторская позиция не всегда бывает ясна:

Младенца ль милого ласкаю

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю.

Мне время тлеть, тебе цвести.

Лирического героя не радует вид младенца, его это настраивает на грустные мысли о смерти. Но в этих строках поэт передает и ощущение вечности жизни, он придает жизни движение, в которой и заключен смысл бытия.

Хочется отметить, что Пушкин почти всегда в своем творчестве писал про себя, про свою жизнь. Это ярко проявилось и в данном стихотворении, которое можно назвать духовным завещанием поэта:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Хотя поэт и называет природу «равнодушной», в этих строках он утверждает ценность красоты, поэтому стихотворение, окрашенное в грустные тона, все же в финале оказывается светлым.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» написано в декабре 1829 года и напечатано в «Литературной газете» в 1830 году. В первой редакции стихотворение начиналось строфой, в которой лирический герой утверждал, что мысль о неизбежной смерти преследует его, где бы он ни находился. Пушкин избегает такой прямоты в окончательном варианте.

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения – элегия. Это печальные философские размышления о бренности бытия, неизбежности смерти. Человеку свойственно думать об этом. Лирический герой Пушкина представляет возможное место и время смерти, примиряется с фактом смерти и морально к ней готовится. Это образец реалистического стихотворения.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом с пиррихием, чаще всего в третьем слоге. Пушкин стремится к чёткой ритмической организации, даже пропуск ударения ритмичен. Ничто не должно отвлекать от гармоничных рассуждений. Данная элегия – способ самому обрести душевный покой. Рифмовка перекрёстная, женская и мужская рифмы чередуются.

Тропы и образы

Элегия построена на антитезе жизни и смерти, которая выражена метафорами в обращении к младенцу: «Мне время тлеть. тебе цвести ». К полюсу жизни относятся эпитеты улицы шумные, храм многолюдный. юноши безумные. дуб уединенный. младенец милый. предел милый, жизнь младая. краса вечная. Смерть описывают эпитеты вечны своды, век забвенный. охладелый прах, бесчувственное тело.

Эпитет безумные по отношению к юношам кажется странным, но он раскрывает идею стихотворения. С точки зрения зрелости (Пушкину 30 лет) юноши безумны, потому что не думают о смерти. Долг каждого зрелого человека – соотнести себя со смертью, научиться жить с мыслью о ней.

Важность эпитетов подчёркивает и то, что почти все они стоят после определяемого слова, то есть Пушкин использует инверсию, логически подчёркивая эпитеты-определения. Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем

Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила

Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем. Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила.

Метафоры и олицетворения объединены тематикой быстротечности бытия и смерти: промчатся годы, сойдём под вечны своды, тебе я место уступаю, смерть пошлёт судьбину, соседняя долина мой примет охладелый прах, ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать .

Метафора патриарх лесов (дуб) тоже говорит о смертности, хотя и после очень долгой жизни. Только одну фразу можно расценивать как метафору, относящуюся к жизни: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть ». Метафорически эта фраза означает, что жизнь вечна: смерть одних сменяется жизнью других. Пока человек живёт, он радуется и не думает о смерти. Но не следует ли читать эти две строки в прямом смысле: лирическому герою хотелось бы, чтобы следующие поколения не забыли его, приходили на его могилу?

Много споров у исследователей вызывает метафорический эпитет равнодушная природа. Возможно, он означает, что природа неподвластна смерти, равнодушна к ней. Но она равнодушна и к жизни. С точки зрения смертного человека природа вечна.

Послушать стихотворение Пушкина Когда за городом

Композиция

Стихотворение представляет собой лирический монолог. Герой от первого лица повествует о себе и своих внутренних ощущениях. От этого в произведении часто встречается местоимение «я». Личные переживания стоят в центре композиции элегии.

Состоит стихотворение из восьми четверостиший:

  1. В первых четырёх катренах лирический герой рассказывает, что при любом действии, где бы он не находился, его мучит один вопрос – конечность всего живого, в первую очередь конечность его жизни.
  2. Во второй части, последние четыре катрена, герой как бы смиряется с неизбежной смертью. Он уже думает о том, как и где это произойдёт. Его успокаивает то, что жизнь сама по себе продолжится дальше, она бесконечна, а значит — сильнее смерти.

Образы и символы

В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.

Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится. В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет. Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков. Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.

Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров. Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма, так как Пушкин слыл в этих кругах повесой и дебоширом, ловеласом и человеком, который никогда не лезет за словом в карман. Тем не менее, по меркам того времени его можно было считать вполне состоявшимся и успешным человеком.

Сам Пушкин, впрочем, придерживался иного мнения, так как разгульная жизнь требовала достаточно огромных средств, которыми поэт не располагал. Этот факт доставлял ему массу неудобств и вынуждал каждый день ходить на службу, которая вызывала у Пушкина отвращение. Задумываясь над тем, что успех в литературе не является залогом благосостояния, поэт искал пути укрепления своего финансового положения и нередко задумывался над тем, что его жизнь сложилась совсем не так, как ему этого бы хотелось. Накануне своего 30-летия поэт написал стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», в котором попытался в очередной раз найти ответ на вопрос, зачем же он живет.

Впрочем, поэт не стал вдаваться в философские размышления и решил принять то, что получил в дар от судьбы, как должное. При этом Пушкин отмечает, что, чем бы они ни занимался, мысли его витают очень далеко. «Я предаюсь моим мечтам», – написал поэт

В своем воображении он видел себя богатым, успешным, избалованным вниманием женщин. Однако реальность постоянно возвращала его не грешную землю, где он был самым обычным человеком

Понимая это, Пушкин отмечает, что «мы все сойдем под вечны своды», подразумевая, что смерть уравняет и бедных, и богатых. При этом поэт не боится смерти. Более того, он осознает ее неизбежность и очень надеется, что «у гробового входа младая жизнь будет сиять». Тем самым Пушкин словно бы уступает свое место новому поколению, без зависти и грусти наблюдая за тем, как оно приходит ему на смену.

Поэт не знает, какая смерть ему уготована, и не хочет гадать, как и когда он умрет. Однако его мечта заключается в том, чтобы быть похороненным «ближе к милому пределу», то есть на родине, а не на чужбине. Именно это поэт считает наиболее важным после смерти, совсем не беспокоясь о своем литературном наследии, деньгах и долгах. Тем самым автор подчеркивает бренность собственного существования, отмечая, что жизнь коротка, и лишь «равнодушная природа» будет «красою вечною сиять», встречая и провожая каждое новое поколение.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий