Цитаты наполеона из романа «война и мир» льва толстого

Картинка к сочинению Один день из жизни крестьянина

Легенды нашего века

Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.

На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.

Историческая битва

На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.

Бородинская битва в полотнах художников.

By |Это интересно.|

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю».

М.И. Кутузов.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928) Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. 1912 г.Холст, масло.

Хроника:  

Утром 7 сентября 1812 года началось великое Бородинское сражение. Русские войска в течение 6 часов отбивали ожесточённые атаки противника. Обе армии несли немыслимые потери, с российской стороны погибло — 38 тысяч солдат, с французской — 58 тысяч.

Русской армии пришлось отступить, но при этом она сохранила свою боеспособность. Этим самым, были разрушены планы Наполеона о разгроме русской армии. Кутузовым была развёрнута «малая война», силами армейских партизанских отрядов, и к концу декабря остатки наполеоновской армии были изгнаны из России.

Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных в истории войн 19 века. Каждый час на поле погибало от 2,5 до 8,5 тыс. человек. Некоторые дивизии потеряли до 80% своего состава.

Из воспоминаний Наполеона:

«Из всех моих сражений самое ужасное, то что я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские называться непобедимыми».

Молебен перед Бородинской битвойЛитография по оригиналу П. Ковалевского.1910-е гг.

Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши.Гравюра Кенига по огригиналу К. Ланглуа.1-я половина XIX в.

Сражение под Москвой.Литография Мотта по оригиналу Мартине.XIX в.

Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачева принять шпагу из рук Наполеона.Хромолитография А. Сафонова.Начало XX в.

Взятие русского редута французскими гренадерамиЛитография Ластейи по оригиналу К. Верне. 1830-е годы.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Смерть генерала КоленкураЛитография Мотта по оригиналу Гренье. 1820-1830-е годы.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Сражение при Бородине 26 августа 1812 г.Гравюра С. Федорова под наблюдением С. Карделли по рисунку Д. Скотти.С.-Петербург. 1814 г.Музей-панорама «Бородинская битва».

Эпизод Бородинского сражения.Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».Хромолитография Н. Богатова.1912 г.

Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении.Художник А. Коцебу.Середина XIX в.

Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сраженииХудожник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Атака лейб-гвардии Литовского полка.Художник Н. Самокиш.1912 г

С уважением! Хозяева дома. 

Достопримечательности Бородино

Знакомство с Бородинским полем можно начать с его общего осмотра с высокого кургана за деревней Горки. Именно на этом кургане находился в день битвы наблюдательный пункт Кутузова. Это отмечено обелиском с орлом наверху. Говорили, что на этом месте в начале сражения над Кутузовым летал орел, которого командующий приветствовал, сняв шляпу, как знак победы.

Этот обелиск и еще 34 памятника, стоящих на холмах, на склонах оврагов и на берегах ручьев, поставлены здесь в 1912 году в ознаменование 100-летней годовщины великой битвы. Большинство памятников построено на добровольные пожертвования солдат и офицеров тех воинских частей, названия которых были унаследованы от сражавшихся на Бородинском поле. Они стоят на тех местах, где во время страшной битвы стояли насмерть их прославленные однополчане.

Рядом с этими памятниками ныне стоят и памятные знаки на братских могилах славных потомков, защищавших Москву в 1941-1942 годах.

В 1962 году, в год 150-летия Бородинской битвы, был поставлен памятник на батарее Раевского. Здесь же — простое черное надгробие над могилой славного Багратиона, прах которого по ходатайству героя 1812 года Дениса Давыдова был перенесен сюда в 1839 году.

Вблизи знаменитого Шевардинского редута, на месте командного пункта Наполеона, в 1912 г. поставлен единственный французский памятник с надписью: «Мертвым великой армии».

В центре тогдашнего расположения наших войск, недалеко от батареи Раевского, находится здание Бородинского военно-исторического музея с экспозицией, подробно рассказывающей о событиях знаменитого сражения. Обязательно посетите его. На Бородинских флешах в 1839-1859 гг. построен Спасо-Бородинский монастырь, в гостинице которого осенью 1865 г. работал над романом «Война и мир» Л. Н. Толстой. Внутри монастыря стоит красивая Спасская церковь-усыпальница Тучковых. Она поставлена в 1820 г. вдовой генерала А. А. Тучкова, убитого на этом месте в день Бородинского сражения.

В селе Бородино сохранилась Рождественская церковь постройки 1697-1701 годов, бывшая свидетелем той великой битвы, ее огромных горьких потерь, неслыханного героизма и богатырской силы духа… Она будто говорит нам, нынешним, вслед за М.Ю.Лермонтовым: «Вам не видать таких сражений!..»

Статья предоставлена сайтом Малые города России

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф, лирическое повествование в содержательном план делится на описание подготовки к бою и самого сражения. Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. “Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний. Такой стих легко воспринимается и запоминается на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Сражение при Бородино

Возле Курганной высоты начался бой между двумя кавалериями. Русская конница под руководством генерала Дорохова смогла оттеснить французов. Затем начался серьезный бой с применением артиллерии.

Параллельно с этим, неподалеку от деревни Семеновской, отряд полковника Храповицкого смог отбить атаку французской конницы. Обе стороны потеряли на поле брани тысячи воинов.

После этого маршал Мюрат приказал кавалерии атаковать русские позиции, расположенные у Большого редута. Завязался долгий и тяжелый бой между двумя конницами. Французы ненадолго отступили, после чего вновь пошли в наступление.

Инициативу брала то одна, то другая сторона. В итоге армии Наполеона все-таки удалось ненадолго занять Курганную высоту.

Позже против французов выступил кирасирский отряд, которым командовал генерал Шевич. В этом сражении победу одержала русская кавалерия, заставившая французов сдать свои позиции. После 16:00 кавалерия Наполеона пыталась переломить ход сражения, однако потерпела неудачу.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Ход Бородинского сражения

Откроем роман Л.Н.Толстого, третий том, часть вторую, главу девятнадцатую, где прочтем: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы,.. а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение».

Как описывает Толстой, 24 августа 1812 года Наполеон не увидел войска русской армии от Утицы до Бородина, а случайно «наткнулся» на Шевардинский редут, где ему и пришлось начать сражение. Позиции левого фланга были ослаблены противником, и русские потеряли Шевардинский редут, а Наполеон перевел свои войска через реку Колочу. 25 августа ни с той ни с другой стороны не последовало никаких действий. А 26 августа произошло Бородинское сражение. В романе писатель даже показывает читателям карту – расположение французской и русских сторон – для более четкого представления всего происходящего.

В начале XX столетия

В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.

Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.

Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).

Герои в Бородинском сражении

Описание Бородинского сражения приведено в 19-39 главах второй части третьего тома. При этом даётся не только описание военных действий

Толстой уделяет большое внимание размышлениям наших героев. Он показывает Андрея Болконского накануне сражения

Его мысли взбудоражены, и сам он несколько раздражен, испытывая странное волнение перед битвой. Он думает о любви, вспоминая все важные моменты своей жизни. Он уверенно говорит Пьеру Безухову: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!

Капитан Тимохин рассказывает Болконскому: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Пьер Безухов пришел на курган, где готовились к бою, и ужаснулся, открыв для себя войну «не понаслышке». Он видит мужиков-ополченцев и недоуменно смотрит на них, на что Борис Друбецкой объясняет ему: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!»

Поведение Наполеона тоже заставляет задуматься. Он нервничает и последний день перед битвой «находится не в духе». Наверное, Наполеон понимает, что битва эта будет для него решающей. Кажется, он не уверен в своей армии, и что-то подвергает его сомнению. В самый ход Бородинского сражения Наполеон сидит на кургане у Шевардино и пьет пунш. Почему писатель показал его именно в такой момент? Что хотел показать? Мелочность и равнодушие к своим солдатам, или особую тактику великого стратега и уверенность в своих силах? По крайней мере, для нас – читателей – все становится понятно: Кутузов никогда бы не позволил себе такого поведения на генеральном сражении. Наполеон показал свою оторванность от народа, где он – и где его армия. Он показал все свое превосходство и перед русскими и перед французами. Он не снизошел, чтобы взять шпагу и вступить в бой. Он наблюдал за всем со стороны. Смотрел, как люди убивают друг друга, как русские громят французов и наоборот, а думал только обо одном – власти.

О словах Кутузова (приказ к сражению) Толстой говорит так: «…то, что сказал Кутузов, вытекало…из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека». Для него значение Бородинской битвы поистине было исходом всей войны. Человек, который чувствовал все, что происходит с его солдатами, наверное, не мог думать по-другому. Бородино для него было проиграно, но он знал, каким-то внутренним чувством, что война еще не закончена. Можно ли назвать это расчетом Кутузова, когда разрешив Наполеону войти в Москву, он подписывает императору Франции смертный приговор. Он обрекает французскую армию на полное опустошение. Он изнуряет их голодом, холодом и приводит их к бегству из Москвы. Помогает Кутузову в этом и природа, и русский дух и в победу, и вера в силы, пусть ослабевшие, но еще живые, и большое партизанское движение, которое развернул народ.

Бородинский музей

Рекомендовать место

15

1

Государственный военно-исторический музей-заповедник Бородино основан в 1839 году. И сегодня признан одним из особо ценных объектов культурного наследия России. Знакомство с масштабной экспозицией музея начинается уже в здании железнодорожного вокзала, где к 190-летию великого сражения была открыта выставка «Бородинское поле. Его прошлое и настоящее», посвященная героям и событиям «минувших дней», в том числе и боям в октябре 1941 года.

Интерес для посетителей представляет весь музейный комплекс, включая основную экспозицию «Бородино-битва гигантов» в центре Бородинского поля в павильоне у батареи Раевского и дополнительные, но не менее интересные экспозиции, расположенные на территории Спасо-Бородинского монастыря: «Бородино в годы Великой Отечественной войны», «Дом-музей игуменьи Марии», «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле», а также выставку «Военная художественная игрушка».

В главной экспозиции «Бородино – битва гигантов» представлены подлинные предметы, связанные со сражением. Здесь вы увидите оружие и военное обмундирование солдат обеих армий, знамена, награды, штандарты, карты, различные документы и личные вещи участников сражения. А также картины, написанные современниками и непосредственно участниками военных событий 1812 года.

Очень интересна выставка «Военная художественна игрушка», особенно для юных посетителей музея. Здесь представлены также фигурки солдат разных эпох и макет одного из эпизодов Бородинского сражения, где любой может разыграть, насколько позволит фантазия, любой исход битвы.

В трапезной комнате Спасо-Бородинского монастыря расположилась Военная галерея Бородинского поля с портретами генералов, офицеров и солдат русской армии. Всего представлено более 70

таких портретов.

В экспозиции «Дом-музей игуменьи Марии» воссоздан интерьер жилых комнат матушки Марии (Маргариты Михайловны Тучковой в миру), основательницы Спаси-Бородинского монастыря.

Обязательно стоит посетить и военно-историческое поселение «Доронино» на территории музейного комплекса Бородино, чтобы доподлинно узнать, как жили солдаты и офицеры русской армии в период Отечественной войны 1812 года, и даже попробовать на вкус настоящую военную кашу. В уникальной экспозиции деревни XIX века воссоздан быт крестьян и военного люда того времени.

Стоит заметить, что по музею-заповеднику Бородино можно прогуляться самостоятельно, но гораздо интереснее это делать с экскурсоводом, чтобы впечатления и эмоции от посещения одного из самых важных и ценных объектов культурного наследия России были действительно полными и незабываемыми.

Характеристика Наполеона (Война и мир)

Личность императора Франции будоражит умы историков и литераторов всех времен. Тайну злого гения, погубившего миллионы человеческих жизней, пытались раскрыть многие ученые и писатели.

Лев Толстой выступил объективным критиком, образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир» высветлена всесторонне, не предупреждено.

Как выглядит император Франции

Худое лицо Наполеона в 1805 году под Аустерлицем свидетельствовало о его напряженном графике, усталости, молодецком задоре. В 1812 году император Франции выглядит иначе: круглый живот указывает на увлечение жирной пищей. Из воротника синего мундира выглядывает пухлая шея, а выпуклости толстых ляжек хорошо прорисовываются через обтягивающую ткань белых лосин.

Военная натренированная осанка позволяла Бонапарту до последних дней выглядеть величественно. Он отличался маленьким ростом, коренастой фигурой и невольно выпяченным животом, постоянно носил ботфорты – жизнь проходила верхом на коне. Мужчина прославился ухоженным франтом с белыми красивыми руками, любил парфюм, его тело постоянно окутывал густой аромат одеколона.

Военную кампанию против России Наполеон затеял в сорокалетнем возрасте. Сноровка и движения стали менее проворными, чем в молодости, но шаг оставался твердым и быстрым. Голос императора звучал громко, он старался четко выговаривать каждую букву, особенно красиво договаривал последний слог в словах.

Как характеризуют Наполеона герои романа «Война и мир»

Хозяйка Петербургского салона Анна Шеррер повторяет слухи, распространенные из Пруссии о том, что Бонапарте непобедим, Европа не сможет остановить его армию. Идет только 1805 год, часть гостей, приглашенных на званый вечер, отзывается восхищенно о деятельности нового французского правительства, его амбициозного предводителя.

В начале романа Андрей Болконский считает военного деятеля перспективным. На упомянутом вечере молодой князь вспоминает благородные поступки полководца, вызывающие уважение: посещение госпиталей, общение с инфицированными чумой солдатами .

После Бородинской битвы, когда русскому офицеру пришлось умирать среди множества убитых солдат, он услышал над собой Наполеона. Тот говорил о картине смерти, развернувшейся перед глазами, восхищаясь, с восторгом, вдохновенно. Князь Андрей осознал, что слышит слова больного человека, одержимого чужими страданиями, подлого и приземленного нездоровыми инстинктами.

На пепелище Москвы Безухов поменял свое мнение на противоположное. Под театральным величием души Наполеона Пьер увидел масштаб беззакония, творимого единолично императором. Следствием действия человека, стоявшего у власти, стала нечеловеческая жестокость. Массовое бесправие было результатом алчности и ничтожности.

Николай Ростов в силу молодости и прямоты считал Наполеона преступником, а как эмоционально зрелый представитель молодежи ненавидел полководца вражеской армии всей силой юношеской души.

Государственный русский деятель граф Растопчин сравнивает деятельность злого гения с пиратскими традициями, имевшими место на захваченных ими судах.

Черты характера Наполеона

Будущий завоеватель Европы имел итальянские корни, мог, как большинство представителей этой нации самопроизвольно менять мимику лица. Но современники утверждали, что выражение самодовольства и счастья присутствовало на лице маленького человека часто, особенно в минуты сражений.

Автор многократно упоминает самовлюбленность, самообожание данного персонажа, эгоизм доходит до уровня безумия. Откровенная ложь срывается с его губ, подчеркнутая искренним выражением глаз. Война для него – благородное ремесло, он не замечает, что за этими словами стоит красная картина миллионов погубленных жизней, реки крови текут с полей сражения.

Массовое убийство народов превращается в привычку, страстную зависимость. Наполеон сам называет войну своим ремеслом. Военная карьера стала его жизненной целью еще с юности. Добравшись к власти, император ценит роскошь, организовывает пышный двор, требует почета. Его приказания выполняются беспрекословно, он сам, по словам Толстого, начал верить в правоту своих мыслей, как едино правильных.

Император находится в заблуждении, что его убеждения безошибочны, идеальные и совершенны в своей истинности. Толстой не отрицает, опыт ведения войны у Бонапарта значительный, но персонаж не является образованным человеком, а наоборот, является ограниченной личностью во многих отношениях.

Автор оставил читателю возможность самостоятельно сделать выводы относительно исторического полководца.

Спасо-Бородинский женский монастырь

Рекомендовать место

14

1

Сначала Мария Михайловна занялась восстановлением церкви Смоленской иконы Божией Матери в Бородине. Там же она инициировала строительство поминальной часовни, 10 тысяч на которое дал лично царь Александр I. В 1820-м году часовня была освящена и в ней заняла свое место полковая икона покойного генерала Тучкова — Нерукотворный Образ Спасителя.

В 1826 году вдова лишилась и сына, после чего поселилась в домике на Бородинском поле в полном одиночестве. Постепенно вокруг этого одинокого жилища начали селиться другие женщины, которые впоследствии составили основу нового монастыря. Спасо-Бородинский женский монастырь был основан в 1838 году, а в 1840-м вдова Тучкова (к тому времени постригшаяся в монахини под именем Мария) стала его игуменьей.

В это же время началось строительство монастыря: колокольня, жилые помещения, трапезная, церковь святого Филарета Милостивого. Император Николай I финансировал строительство и взял монастырь под свой патронат. Все последующие императоры Российские также покровительствовали Бородинскому монастырю, оказывая ему материальную помощь и регулярно навещая святую обитель.

В 1929-м году монастырь закрыли, а его помещения были отданы под общежитие, школу. В период оккупации здесь разместился госпиталь, затем станция обслуживания машин и тракторов.

В 1972-м году началась реставрация здания, а с 1992-го года здесь снова женский монастырь.

Итоги сражения

В соответствии с данными историков, в Бородинском сражении участвовало 120 тысяч русских солдат и 135 тысяч французов. У россиян было 624 орудия, а у их противников – 587. Сражение началось с захвата французами деревни Бородино, где до них находились войска россиян. Главные события сражения начались в 5 часов утра, на левом фланге русской армии. В этом месте у Семеновского оврага располагались Багратионовы флеши. Здесь прошли многочасовые ожесточенные бои. Флеши много раз переходили из рук в руки противников. Земля была полностью покрыта трупами солдат и лошадей. В этом бою главнокомандующий 2 Западной армии П. И. Багратион получил смертельное ранение. После этого французы смогли захватить флеши.

Таким же жестоким было сражение за батарею Раевского, которая была в центре позиций русских. Во время кровопролитнейшей битвы, в которой погибли тысячи солдат с обеих сторон, русские воины показали свою несокрушимую волю к победе. Несмотря на то что французы смогли захватить укрепления россиян в центре и на левом фланге, Наполеон дрогнул от такой решимости противника стоять насмерть и отступил на свои первоначальные позиции.

Бородинская битва считается самой кровопролитной в истории однодневных сражений. В ней погибло 45 тысяч русских и около 40 тысяч французов. При этом с обеих сторон были потери не только солдат, но и офицеров. В этом сражении погибло 23 русских и 49 французских генералов, что сильно ослабило непобедимую до этого армию Наполеона.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий