«бешеные деньги»

Читать краткое содержание Островский Бедность не порок

Действие происходит в небедном семействе купцов. Как говорится, в семье не без… странного дядюшки. Несчастный Любим пьёт и плохо шутит. Дошутился он до того, что (назло брату Гордею) пошёл на паперть. Опозорил семью, как считает Гордей, хотя он сам всегда всех обижает, считая «мужичьём».

Но у него других забот достаточно – дочка Люба на выданье. Лучший вариант, ка считает отец, для неё – коммерсант Африкан, а он пьющий и грубый старик, да ещё и обманувший когда-то на деньги Любима. Давно братья разделили наследство. Любиму пришлось ехать в Москву, там у него несколько закружилась голова – деньги в неё ударили. Всё наследство он спустил по кабакам, да ещё «добрые» люди помогли. Африкан был в их числе, а после совсем аферу с деньгами доверчивого Любима устроил. Прошли годы, и Африкан начал спаивать Гордея, поддакивать ему, строить из себя столичного чина, а дочке его бриллианты дарить, ведь любил старик общество юных особ.

Дочка любит бедняка Митю, который у них работает, чтобы прокормить больную мать – старухе больше не на кого надеяться. Жалование маленькое, обращение сомнительное, но Митя любит дочку хозяина, не может уйти из этого дома. Люба очень боится, что все мужчины «таковы» — им нельзя доверять. Но любовь пересиливает, она признаёт свои чувства.

В ссоре с братом Гордей восклицает, что пусть дочь хоть за Митьку выходит. И жена вовремя его пристыдила, что он к Любе, как к вещи своей, относится. Молодые тут же признаются в своих чувствах, Дмитрий обещает работать усердно, ведь бедность – не… не преступление, всё можно исправить.

Важно, что героям удалось и не нарушить родительскую волю, и не поступить против сердца. Злые посрамлены, у добрых всё хорошее ещё впереди

9 класс.

Оцените произведение:

3.83

Голосов: 157 Читать краткое содержание Бедность не порок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бешеные деньги: краткое содержание, описание и аннотация

Действие первое

Уездный город. Святки. День. Небольшая приказчичья комната в доме купца Торцова. Митя ходит по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича», затем останав­ливается и рассказывает Мите, что все домашние уехали кататься. Остался только Гордей Карпыч, он ужасно сердит на своего брата, Любима Карпыча. Накануне на праздничном обеде Любим Карпыч захмелел, начал разные колена выкидывать и насмешил всех гостей. Гордей Карпыч посчитал это за обиду, рассердился и прогнал брата. В отместку Любим Карпыч созорничал: встал с нищими у собора. Гордей Карпыч пуще прежнего разошёлся и сердится теперь на всех без разбору.

Продолжение после рекламы:

За окнами раздаётся шум — приехали Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна и гости. Егорушка хватает книжку и убегает. Митя остаётся один, он сетует на жизнь («Всем-то я здесь чужой, ни родных ни знакомых!»), садится к конторке и пытается работать. Но работа не идёт, все мысли Мити заняты любимой.

В комнату входит Пелагея Егоровна, останав­ливается в дверях и ласково приглашает Митю прийти к ним вечером в гости. Она замечает, что Гордея Карпыча дома не будет, он уедет к своему новому приятелю — фабриканту Африкану Савичу Коршунову. Пелагея Егоровна жалуется на Коршунова, человека буйного, часто выпивающего в компании своего директора-англичанина. Раньше Торцов отличался рассуди­тельностью, но как в прошлом году съездил в Москву, все русское стало ему не мило. Теперь он хочет жить по-заграничному, возгордился: «Мне здесь не с кем компанию водить, все сволочь, мужики, и живут по-мужицки», — и завёл знакомство с «московским» богатеем Коршуновым, который просто спаивает нового приятеля. На упрёки жены властный Торцов не реагирует; а дочь свою, Любовь Гордеевну, хочет выдать замуж исключительно в Москве: в этом городе ей нет ровни.

Брифли существует благодаря рекламе:

Под конец монолога Пелагеи Егоровны входит Яша Гуслин, племянник Торцова. Его тоже приглашают вечером в гости, и Яша с радостью соглашается. Когда Пелагея Егоровна выходит, Митя делится своими заботами с Яшей: Митя, единственный сын старой и бедной матери, должен содержать её на своё маленькое жалованье; от Гордея Карпыча он видит только обиду, брань и попрёки бедностью; Митя мог бы перейти к Разлюляевым, но у Торцова его держит зазноба сердечная — Любовь Гордеевна. Яша советует Мите выкинуть из головы эту любовь, потому что Гордей Карпыч никогда не благословит их неравный брак: «Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, — да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего».

В комнату входит Разлюляев с гармоникой, он весел и беззаботен, играет и поёт, заявляет, что весь праздник гулять будет, а потом женится, да на богатой. Он садится рядом с Гуслиным, слушает написанную им песню. Митя предлагает спеть, и все поют. Посередине песни входит Гордей Карпыч Торцов; все сразу умолкают и встают. Торцов со злыми упрёками набрасывается на Митю: «Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Что бумаги-то разбросал!…». Он замечает книгу стихотворений Кольцова, которую читает Митя, и следует новая порция попрёков: «Какие нежности при нашей бедности! Знаешь ли ты, что такое образование?… Ты бы вот сюртучишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь… Срам!». В ответ Митя оправдывается, рассказывает, что посылает все деньги престарелой матери. Гордей Карпыч замечает: «Матери-то не Бог знает что нужно, не в роскоши воспитана, чай сама хлевы затворяла. Разве в этом образование-то состоит, что дурацкие песни петь? Ты и не смей показываться в этом сюртучишке наверх!» Затем достаётся и Разлюляеву: «А ты тоже! Отец-то, чай, деньги лопатой загребает, а тебя в этаком зипунишке водит. Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен… целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросве­щёнными живёте, дураками и умрёте». И после этой гневной тирады Гордей Карпыч уходит.

Продолжение после рекламы:

После того, как Гордей Капыч уезжает к Коршунову, в комнату Мити заходят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза. Им скучно сидеть наверху, и они стали искать интересной компании. Анна Ивановна ведёт себя весьма вольно; Митя, Любовь Гордеевна и её подруги напротив — скованно и неловко. Анна Ивановна в открытую спрашивает Гуслина, когда тот на ней женится. Гуслин отвечает, что женится, как только получит разрешение от Гордея Карпыча; затем жестом подзывает Анну Ивановну и шепчет ей на ухо, показывая на Любовь Гордеевну и Митю. В это время Разлюляев веселит девушек: «Я больно плясать горазд. Девушки, полюбите меня кто-нибудь… за мою простоту». Девушки отвечают, что таких слов девушкам не говорят, а Любовь Гордеевна добавляет, глядя на Митю: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться». Анна Ивановна, закончив совещание с Гуслиным и двусмысленно поглядывая то на Любовь Гордеевну, то на Митю, предлагает всем подняться наверх. Она открывает дверь и пропускает всех, а перед Любовью Гордеевной — захлопывает. Любовь Гордеевна стучится, просит выпустить; девушки за дверью веселятся.

Брифли существует благодаря рекламе:

Митя и Любовь Гордеевна остаются одни, и Митя робко говорит, что сочинил для неё стихи. Любовь Гордеевна, стараясь скрыть радость, просит Митю почитать их. Митя садится возле стола, Любовь Гордеевна подвигается к нему очень близко. Митя читает: «…Понапрасну своё сердце парень губит, Что неровнюшку девицу парень любит…» Любовь Гордеевна сидит некоторое время задумавшись, потом пишет ответ («Только стихами я не умею, а так, просто») и отдаёт его Мите с условием, что Митя прочтёт его потом, когда Любовь Гордеевна уйдёт. Она собирается уходить и в дверях сталкивается с дядей, Любимом Карпычем. Тот веселится, видя испуг племянницы, потом уверяет, что ничего не скажет брату. Любовь Гордеевна убегает.

Любим Карпыч проходит в комнату и просит Митю приютить его на некоторое время: после того званого обеда брат не пускает его на порог. Любим Карпыч рассказывает Мите историю своей жизни: когда отец умер, Любиму Карпычу было двадцать лет. Братья поделили наследство: Гордей взял себе заведение, а брату отдал деньгами и векселями. Любим Гордеич поехал в Москву получать по билетам деньги и с головой окунулся в московскую красивую жизнь: одевался франтом, обедал по трактирам, ездил по театрам; друзей у него завелось множество. И через некоторое время почти все наследство было истрачено. То, что осталось, Любим Гордеич доверил своему приятелю, Африкану Коршунову, который его и обманул. Остался Любим Гордеич ни с чем. Прикинул он, как жить дальше и, поскольку путь в отчий дом был заказан, остался в Москве, стал скоморохом ходить: как приедет какой купец, Любим выскакивает, веселит, прибаутки рассказывает, а там кто что подаст. Той зимой Любим Гордеич сильно простудился, свезли его в больницу; там-то и нашло на Любима просветление ума. Решился он, как выздоровеет, сходить Богу помолиться да идти обратно к брату. Только брат принял его неласково, стыдиться стал, пенять: «Я, видишь, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был? С меня и этого стыда довольно, а то ещё тебя на шею навязать». А после пресловутого обеда обида взяла Любима Гордеича, решил он проучить кичливого брата («…У него вот эта кость очень толста. Ему, дураку, наука нужна»).

Любим Гордеич устраивается на кровати Мити, чтобы вздремнуть немного; просит у него денег. Митя ни в чем не отказывает Любиму Гордеичу, и тот благодарит Митю и грозит брату: «Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю». Митя собирается подняться наверх, он подходит к двери, вспоминает о письме. Дрожащими руками он достаёт его и читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Митя хватается за голову и убегает.

Реклама:

5. Бедность не – порок

Эта комедия была написана Островским и опубликована в середине 50-х годов XIX столетия. А её премьера состоялась вскоре в Малом театре в Москве и в Александринке в Петербурге. Произведение посвящено актеру Малого театра Садовскому.

Это были времена, когда молодому автору удавалось всё, он пользовался огромным успехом у публики и критики. Комедия «Бедность – не порок» и сегодня востребована в театре и кино, как отечественная театральная классика.

Сюжет рассказывает о любви между приказчиком Митей и купеческой дочкой Любой, которые проходят свои тернии и обретают наконец семейное счастье, хотя до этого отец хотел отдать свою дочь за старика. Таковы были нравы того общества.

Живопись

10. Бешеные деньги

Еще одно известное произведение Островского, написанное на рубеже 60-70 десятилетий XIX ст. Премьера спектакля по этому произведению состоялась меньше, чем через год, в Малом театре.

Главным героем вновь становится молодой циник, любитель больших состояний и приданных Глумов. На этот раз он превращается в пошлого интригана, а в финале становится секретарем на содержании у престарелой барыни.

Автор вновь представляет публике злободневную тему кризиса российского дворянства, и выход на первый план буржуазии. Дворяне в России постепенно превращаются в мелких воришек, они без стыда становятся на содержание к буржуа средней руки.

Эта тема только набирала злободневность в те времена, а в полной мере была раскрыта Чеховым. В XX веке были созданы две замечательные экранизации «Бешеных денег», пьеса любима театральной публикой по сей день.

7 1

Навигация

Список и краткая характеристика персонажей комедии «Свои люди — сочтемся!»

Главные герои:

  • Самсон Силыч Большов — главный герой, богатый купец-самодур. Большое состояние он нажил нечестным путем. Всю жизнь Большов обманывал людей и в таком же духе воспитал своего главного помощника. Самсон Силыч держит семью в страхе и полном повиновении. Единственной дочери он делает кое-какие поблажки, но в конце концов выдает ее замуж по своей прихоти.
  • Аграфена Кондратьевна — жена Большова. Это типичная купчиха, привыкшая во всем повиноваться мужу. Она безумно любит дочь и всячески ее балует.
  • Олимпиада Самсоновна (Липочка) — дочь Большовых, изнеженная и избалованная барышня. Девушка на дому «нахваталась» поверхностных знаний (танцы, игра на фортепьяно, французский язык) и поэтому считает себя очень «образованной». В финале выясняет истинный уровень ее образования и культуры: дорогие вещи и роскошный образ жизни.
  • Лазарь Елизарыч Подхалюзин — приказчик Большова, очень ловкий плут, бессердечный и наглый человек. Его предательство по отношению к бывшему хозяину легко объяснить: Самсон Силыч сам постоянно твердил приказчику, что без обмана прожить нельзя.
  • Сысой Псоич Рисположенский — стряпчий, которого уволили со службы за пьянство. Это абсолютно беспринципный человек, который за деньги пойдет на любое мошенничество.
  • Устинья Наумовна — сваха, являющаяся символом этой сомнительной женской «профессии». Устинья Наумовна ради хорошего вознаграждения готова сосватать кого угодно. Ложь и грубая лесть — ее главные способы в работе.

Второстепенные персонажи:

  • Фоминишна — ключница в доме Большовых. Это старая, глуховатая женщина, привязанная к Липочке не меньше матери.
  • Тишка — слуга Большовых, бойкий и острый на язык мальчик.

LiveInternetLiveInternet

«Бешеные деньги» — художественный фильм, поставленный по одноимённой комедии

А. Н. Островского в 1981 году.

Сюжет:

Москва. Середина XIX века..

Савва Геннадьевич Васильков, провинциальный

коммерсант средних лет, влюбляется в местную

«светскую львицу» Лидию Юрьевну Чебоксарову и

мечтает на ней жениться. Желая познакомиться с

ней он просит представить себя своего нового друга

Телятева. Узнав о любви Василькова, Телятев и его

приятель Глумов решают разыграть Лидию Юрьевну

и её мать Надежду Антоновну, представив Савву

Геннадьевича как золотопромышленника-

миллионщика из Сибири. Савва начинает посещать

дом Чебоксаровых, но его природная скромность и

строптивый характер Лидии мешают им найти

общий язык.

Тем временем, Надежда Антоновна получает письмо

от своего мужа, где он говорит, что вынужден

продать последнее имение, и что их фамилия

полностью разорена. Понимая трудность ситуации,

Надежда Антоновна начинает искать «спасительную

соломинку»: она обращается за помощью к богатому

другу семейства, пожилому князю Кучумову и

намекает Лидии, что её нужно срочно найти

богатого мужа. В качестве «жертвы» Лидия

избирает Телятева, однако поняв что к чему, тот

заявляет, «что брак — это не его дело».

Тогда Надежда Антоновна сватает за Лидию

Савву Геннадьевича и через неделю он стано-

вится её мужем.

Благодаря деньгам Василькова Чебоксаровы

продолжают жить на широкую ногу. Однако вскоре

Савву ждёт неприятный сюрприз — он узнаёт, что

даже после продажи имения у Чебоксаровых у них

остаётся огромный долг в тридцать тысяч, и что этот

долг придётся платить ему. Савва Геннадьевич

соглашается, но при условии, что Чебоксаровы

перестанут жить не по средствам, распустят

прислугу и переедут в более скромный дом. Лидия

считает такое предложение оскорбительным для

себя, но всё же вынуждена согласиться. Переехав в

новый дом она, она, тем не менее, продолжает

оказывать знаки благоволения своим прежним

поклонникам — Телятеву и князю Кучумову. Вскоре,

вняв уговорам «князеньки» и его обещаниям дать на

новоселье 40 тысяч, она решает оставить мужа и

переехать на старую квартиру. В этот же день

происходит разрыв с Васильковым — получив

анонимное письмо (написано Глумовым), Савва

неожиданно возвращается домой, и видя, что его

жена открыто флиртует с Кучумовым, прогоняет её.

Лидия Юрьевна и Анна Антоновна покидают

убитого горем Савву, которого безуспешно пыта-

ется успокоить Телятев.

Вернувшись в прежний роскошный особняк, Лидия

ждёт обещанной помощи от Кучумова. Тот

приезжает каждый день, но денег, под разными предлогами, не привозит.

Наконец, пришедший к Лидии Телятев раскрывает ей

глаза — своё состояние Кучумов давно уже промотал,

и теперь, как Чебоксаровы и сам Телятев, не имеет

за душой ни гроша. Придя в отчаяние, Лидия

Юрьевна посылает мать за Васильковым, чтобы

сказать, что она умирает и желает проститься с ним.

Савва Геннадьевич приходит, однако на

предложение Лидии снова жить вместе с ним

отвечает отказом. Но, поскольку он по-прежнему

любит Лидию, предлагает ей следующее: он платит

за Лидию все новые долги, а она за это будет какое-

то время нести службу ключницы в доме матери

Василькова. По истечении «воспитательного срока»

Васильков обещает взять её в Петербург.

Взбалмошная красавица поначалу отвергает это

предложение, но, в итоге, решает встать на путь

исправления.

В Ролях:

Людмила Нильская-Лидия Чебоксарова.

Алекскандр Михайлов-Савва Геннадич

Васильков.

Елена Соловей-Надежда Антоновна Чебоксарова.

Юрий Яковлев-Иван Петрович Телятев.

Павел Кадочников-Григорий борисович Кучумов.

Вадим Спиридонов-Егор Дмитрич Глумов.

Ленид Куравлев-Василий.

Александр Пятков-Андрей.

Татьяна Новицкая —Горничная.

Съемочная Группа:

Автор сценария-Евгений Матвеев.

Режиссер-постановщик-Евгений Матвеев.

Оператор-постановщик-Леонид Калашников.

Художник-постановщик-Семён Валюшок.

Художник по костюмам-Ганна Ганевская.

Композитор- Евгений Птичкин.

Премьера в СССР-29 Марта 1982г.

Критика

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 22 декабря 2020 года

В этой пьесе, как и в большинстве своих работ, Островский разрабатывает тему кризиса дворянства. Островский отметил в дворянстве его новое отношение к буржуазии. Оно приспосабливается к новому порядку вещей, некоторые его представители становятся приживальщиками буржуазии, учатся у неё новым методам воровства и грабежа. Самодурство и наглость, уверенность в своём праве на привилегированное положение уступают место хитрости, лицемерию, расчёту.

Большую трезвость и проницательность проявляет Островский и в изображении «дельцов». Отношение его к буржуазии нового типа очень сложно. На первый взгляд может показаться, что Островский на стороне Василькова. «Честный промышленник» Васильков, восстающий против обмана и плутовства, так как в «практический век честным быть не только лучше, но и выгодно», в сравнении с Кучумовым может показаться вполне приемлемым для автора и достойным сочувствия. Но Островский не может принять целиком Василькова. И он не может стать для него носителем положительного начала

Он ясно видит их моральную неполноценность, обращает внимание на внутреннее сродство их с откровенными хищниками. Недаром Лидия Чебоксарова смиренно идёт в «экономки» и на выучку к Василькову

Пьеса кончается торжеством «делового человека». Васильков купил Чебоксарову в тот самый момент, когда следственный пристав стоит за дверью и ждёт результатов «торговли», чтобы приступить к описи имущества Чебоксаровых. Правда, торговля начинается с упрёков со стороны Василькова: «вы не жалели моей простоты, моей доброты сердечной», но суть дела от этого не меняется. Конечно, отнюдь не возмездием за пренебрежение «простотой и добротой сердечной» Василькова определяется идейный смысл комедии «Бешеные деньги». Торжествующий Васильков не стал от этого лучше. «Честность» и жизненные принципы Василькова («из бюджета не выйду») аморальны. Брак для него — торговая сделка, а любовь — предмет купли-продажи. Лидия Чебоксарова, расценивающая все человеческие чувства на вес золота, является достойным партнёром Василькова в его больших коммерческих операциях в Петербурге. Для обоих денежный интерес — единственный движущий мотив их поведения.

Островский «Свои люди – сочтемся» очень кратко

Свои люди сочтемся Островский краткое содержание для читательского дневника:

Действите пьесы происходит в середине XIX века в Москве. Главный герой пьесы – купец Самсон Силыч Большов. Он женат и имеет 18-летнюю дочь Олимпиаду (Липочку). Большов владеет тремя торговыми лавками и является небедным человеком. При этом он ведет свои дела нечестно и требует, чтобы продавцы в его лавках обсчитывали клиентов.

Однажды Большов решает провернуть аферу: он хочет объявить себя банкротом и выплатить своим кредиторам лишь часть долгов: вместо каждого рубля вернуть только 25 копеек. Чтобы полиция не отобрала у него дом и лавки, Большов должен оформить (якобы продать) их на кого-то, кто не является его родственником. На эту роль Большов выбирает своего приказчика Лазаря Подхалюзина, который работает у него уже 20 лет.

Подхалюзин, такой же хитрый и подлый человек, обещает Большову полную поддержку, но при этом думает только о своей выгоде. Подхалюзин также убеждает Большова выдать за него дочь Липочку. Тот дает согласие на брак, хотя дочь противится этому замужеству: Липочка мечтает выйти замуж за дворянина, а не за купца. Однако Подхалюзин убеждает ее в том, что она будет счастлива с ним.

Большов оформляет дом и лавки на Подхалюзина, называя это приданым. Липочка и Подхалюзин женятся. Тем временем афера Большова не удается: кредиторы отказываются принимать 25 копеек вместо 1 рубля и требуют полной уплаты. У Большова не оказывается нужной суммы денег, и он оказывается в долговой яме. Ему грозит ссылка в Сибирь.

Большов умоляет зятя Подхалюзина и дочь Липочку выплатить его долг, чтобы спасти его от ссылки. Он напоминает Подхалюзину, что тот владеет его имуществом, поэтому обязан помочь ему. Молодожены на словах сочувствуют Большову, но отказываются платить его долг, так как хотят протратить деньги на другие нужды. Большова потрясает подлость и безразличие дочери и зятя, но старик ничего не может сделать.

О дальнейшей судьбе героев неизвестно. Вероятно, Большов все-таки отправляется в ссылку в Сибирь.

Главные герои:

Самсон Силыч Большов – богатый купец, наживший состояние бесчестным путем.

Аграфена Кондратьевна – жена Большова, мечтающая только о счастье единственной дочери.

Олимпиада Самсоновна – дочь Большовых, молодая недалекая девушка. Она получила поверхностное образование и считает себя очень “культурной”. Главная мечта Олимпиады Самсоновны – поскорее выйти замуж за “образованного” человека.

Устинья Наумовна – сваха, которая уже долгое время безуспешно подыскивает жениха для младшей Большовой.

Лазарь Елизарыч Полхалюзин – главный приказчик Большова, превзошедший его по части обмана.

Сысой Псоич Рисположенский – стряпчий, уволенный со службы за пьянство.

«Бешеные деньги» в Малом театре

Спектакль успешно шел в Малом театре с момента первой премьеры 1870 года много лет, но был снят с показа на рубеже веков — гражданская война и революция требовали совсем других постановок. Однако уже к 30-м годам на сцену стали возвращаться классические спектакли — тем более Островский, настолько совпадавший в своих идеях с идеями нового, советского государства. Первая советская постановка пьесы состоялась в 1933 году, именно на сцене Малого театра. Содержание спектакля «Бешеные деньги» 1933 года было максимально близко к первоисточнику — режиссер-постановщик Иван Степанович Платонов не терпел отсебятины по отношению к классике, а потому были соблюдены абсолютно все ремарки Александра Островского. Все тогдашние гении театральной сцены были задействованы в постановке. Роль Надежды Чебоксаровой исполнила величайшая русская актриса Александра Александровна Яблочкина. Ее работа была высоко оценена как зрителями и критиками, так и партнерами по сцене, хотя сама актриса говорила, что изначально не поняла Чебоксарову и в первых постановках играла ее неправильно:

Прежде Чебоксарова казалась мне положительным типом, я видела только ее огромную любовь к дочери, извиняющую все ее действия, оправдывающую ее поступки. Позднее я поняла свое заблуждение и стала играть Чебоксарову как отрицательный образ. Я верила раньше, что Чебоксарова не лжет внутренне, когда говорит: «Страшные слова говоришь ты, Лидия: страшней бедности ничего нет. Есть, Лидия: порок!» — и потому вкладывала в эти слова подлинную взволнованность благородной души. Но ведь это неверно: Чебоксарова скрывается за ширмой достоинства и честности. Она вся во власти расчета, ее «достоинства» хватает только на стремление «приличие соблюсти». На самом деле это циничное, эгоистическое существо, ее любовь к Лидии — это желание продать ее подороже, любыми средствами заполучить для нее богатого человека

По теме: Тонизируем мышцы пресса: 25 лучших упражнений

Роль ее дочери Лидии исполнила не менее гениальная актриса Елена Николаевна Гоголева, которой на момент премьеры было 33 года. Благодаря прекрасным внешним данным, она продолжала играть 24-летнюю Лидию до 48 лет. Старшая и младшая Чебоксаровы в исполнении Яблочкиной и Гоголевой — на фото ниже.

Среди других знаменитых актеров спектакля «Бешеные деньги» 1933 года — Николай Капитонович Яковлев в роли Василькова, Константин Александрович Зубов в роли Телятева и Петр Иванович Старковский в роли Кучумова.

Следующая постановка спектакля на сцене Малого театра была не только осуществлена в 1978 году, но еще и экранизирована в виде телеспектакля. Режиссерами данной постановки выступили Николай Александрович, Владимир Бейлис и Леонид Варпаховский. В данной постановке тоже было задействовано немало звезд экрана и сцены СССР, но уже более известных современному зрителю. Так, роль Лидии досталась звезде своего времени Элине Быстрицкой — несмотря на то что на момент премьеры ей было ровно 40 лет. Роль ее будущего избранника Василькова досталась Юрию Каюрову, Надежду Антоновну сыграла Ирина Ликсо, а Телятева — Никита Подгорный.

Ну а первая премьера спектакля «Бешеные деньги» в Малом театре, который успешно ставится и в настоящее время, состоялась спустя 20 лет — в 1998 году. Продолжительность этого спектакля 2 часа 45 минут и состоит он из двух действий с антрактом. Возрастное ограничение 12+. Стоимость билетов на спектакль от 200 до 3000 рублей. Постановка проходит на другой сцене Малого театра, которая находится по адресу Большая Ордынка, 69.

Режиссером-постановщиком четвертой — для Малого театра — версии пьесы стал Виталий Николаевич Иванов, заслуженный деятель искусств РФ, а главным режиссером Виталий Анатольевич Коняев, народный артист РФ. В ролях:

  • Васильков — Виктор Низовой/Дмитрий Кознов.
  • Лидия — Полина Долинская/Дарья Новосельцева.
  • Чебоксарова — Алефтина Евдокимова/Людмила Полякова.
  • Телятев — Валерий Бабятинский.
  • Кучумов — Владимир Дубровский.
  • Глумов — Михаил Фоменко.

У Малого театра есть даже трейлер данного спектакля с одним из актерских составов. Его можно посмотреть в видеоролике, представленном ниже.

Заключение

Зачастую в школах предлагают написать сочинение следующего содержания: «Бешеные деньги» (Островский). Тема отношений Лидии Чебоксаровой и Саввы Василькова», но это касается скорее школьников, выбравших гуманитарный профиль обучения. Любовь у них, конечно же, односторонняя, причем любит, как может, лишь Васильков, а Лидия Юрьевна пользуется этим. В конце пьесы все как-то меняется, Васильков уже не вызывает сочувствия, особенно после его вечно повторяющегося слова «бюджет». Читатель сочувствует скорее Лидии, которая наконец становится разумной и даже готова «проплакать» свою молодость и готовится к труду.

Сам А. Н. Островский всю жизнь которая отвергала его чувства, прикрываясь мужем, но и овдовев, она не отвечала взаимностью драматургу. Связавшись с сыном богатого купца, она написала Островскому, что не хочет отнимать его любви ни у кого. Через некоторое время драматург женился на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой и у них родились четыре сына и две дочери.

Комедия “Бешеные деньги” высмеивает людишек, готовых на любые поступки ради денег. Первым со зрителем знакомится Телятев, типичный представитель “барства”, он всегда процветает, не без помощи десятка своих тетушек из Москвы. Сладкоежка-балетоман богат долгами, их у него на целых триста тысяч. Квартира, в которой он живет, лошадь и экипаж, а также мебель и предметы обихода – все чужое. Но этот факт мало беспокоит Телятева. Не считая деньги, он с радостью возьмет их у кого-то, поживет за чужой счет, и вообще, завтра будет новый день и деньги найдутся сами собой.

Параллельно существует другой тип “барина” – злобный лжец и сладострастник – “князинька” Кучумов. Дворцы, экипажи и богатство только в его мечтаниях, а в реальности пустой карман. Спасает его, только его наглость и вранье. Он всех вокруг себя обманывает и надувает, лишь бы достичь желаемого, здесь и сейчас. Если разоблачат, он обязательно выкрутится. По ходу произведения становится ясно, что предыдущие персонажи всего лишь предисловие к новому герою – Василькову. Его образ покрыт тайной, он говорит с особой манерой, носит с собой набитый до отказа деньгами кошелек, чем вызывает благоговение окружающих.

Сам автор произведения, не до конца решил, как относится к Василькову. Его образ вызывает очень много споров по поводу истинного облика героя, тяжело сходу определить его натуру. Он слишком деловит и просчитывает каждый свой ход, у него имеется “бюджет”, выбиваться из которого он не намерен. Кажется, что ему под силу любая жизненная ситуация. Но при встрече с любовью его расчеты неэффективны. Он хочет отношений с Лидией, считая, что именно такая женщина нужна ему для жизни. Но любовь безответна, да нужно отметить, что и сама Лидия недостойна его чувств. Васильков ратует за честное отношение ко всему, он считает, что выгоднее жить честно.

Честность как способ извлечения выгоды проповедует буржуа Васильков. Обиженная Лидией, душа Василькова, забывает о всяких расчетах, и тот вызывает Телятина на дуэль.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий