Крысобой

Содержание

Биография[править]

В 16 г. н. э. центурион Марк Крысобой принимал участие в битве против германцев при Идиставизом. В этой битве Марк очень сильно пострадал, германцы вцепились ему в шею, в руки, в ноги, палицей разбили нос. Только атака с фланга кавалерийской турмы во главе с Понтием Пилатом спасла Крысобоя от смерти.

Позже, когда Иешуа Га-Ноцри, пойманный за подстрекательство беспорядков в Ершалаиме, предстал перед прокуратором Понтием Пилатом и назвал его «добрым человеком», Понтий приказал Крысобою следующее:

Выведите его (т. е. Иешуа) отсюда на минуту, объясните ему, как надо разговаривать со мной. Но не калечить.

Выведя арестованного из-под колонн в сад, Крысобой вынул из рук у легионера, стоявшего у подножия бронзовой статуи, бич и, несильно размахнувшись, ударил арестованного по плечам. Движение кентуриона было небрежно и легко, но связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились. Марк одною левою рукой, легко, как пустой мешок, вздернул на воздух упавшего, поставил его на ноги и заговорил гнусаво, плохо выговаривая арамейские слова:

Римского прокуратора называть — игемон. Других слов не говорить. Смирно стоять. Ты понял меня или ударить тебя?

Иешуа сказал, что понял Марка и попросил больше его не бить. После разговора Понтия с Иешуа, прокуратор снова позвал Крысобоя, что бы тот сдал преступника начальнику тайной службы. По знаку Марка вокруг Иешуа сомкнулся конвой и вывел его с балкона.

Затем Марк Крысобой командовал центурией, которая конвоировала преступников, повозки с приспособлениями для казни и палачей при отправлении на Лысую Гору, а при прибытии на нее вошла в верхнее оцепление.

Во время казни, когда легионеры стояли под изнуряющим солнцем, один Марк не страдал от жары, и всем своим видом показывал, что способен простоять таким образом весь день, всю ночь и еще один день. На его лице не выражалось ни утомления, ни неудовольствия, в то время как простые легионеры практически умирали от невыносимой жары.

Возможные прототипы

Большая часть булгаковедов считает барона Майгеля собирательным образом. В качестве реальных прототипов упоминаются три человека, носившие фамилии, имеющие фонетическое созвучие с фамилией этого булгаковского персонажа:

  • бывший барон Борис Сергеевич Штейгер, уроженец Киева, в 1920-е и 1930-е годы работавший в Москве в качестве уполномоченного Коллегии Наркомпроса РСФСР по внешним сношениям. Одновременно Штейгер являлся штатным сотрудником ОГПУ-НКВД. Он следил за входившими в контакт с иностранцами советскими гражданами и стремился получить от иностранных дипломатов сведения, интересовавшие советские органы безопасности. В апреле 1937 года Штейгер был арестован, обвинён в шпионаже в пользу неназванного империалистического государства и в августе того же года расстрелян как враг народа. Не реабилитирован;
  • комендант Петропавловской крепости барон Егор Иванович Майдель, ранее послуживший также прототипом коменданта барона Кригсмута из романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Равно как интеллигентный, знающий языки и приятный в общении барон Майгель безразличен к жертвам своих доносов, так и интеллигентный и увлечённый своим делом тюремщик Майдель, по воспоминаниям шурина Льва Толстого Степана Андреевича Берса, стремился произвести на графа хорошее впечатление, проявляя полное равнодушие к заключённым.
  • ленинградский литературовед Михаил Гаврилович Майзель. В начале 1930-х годов написал ряд критических статей о творчестве Булгакова, в которых называл писателя представителем «новобуржуазного направления» и обвинял его в непринятии революции и в «апологетическом отношении к дореволюционному прошлому». Майзель не был бароном, но, по мнению литературного критика Золотоносова, Булгаков нарочно называет персонажа романа «бароном Майгелем», в этом именовании звучит саркастический намек на баронскую фамилию Ротшильд. М. Майзель в 1936 году был арестован и расстрелян, а при Хрущёве реабилитирован.

Прототип барона Майгеля

«Направляясь к Воланду, вступал в зал новый одинокий гость. Внешне он ничем не отличался от многочисленных остальных гостей-мужчин, кроме одного: гостя буквально шатало от волнения, что было видно даже издали. На его щеках горели пятна и глаза бегали в полной тревоге. Гость был ошарашен, и это было вполне естественно: его поразило все, и главным образом, конечно, наряд Воланда.

Однако встречен был гость отменно ласково.

— А, милейший барон Майгель, — приветливо улыбаясь, обратился Воланд к гостю, у которого глаза вылезали на лоб. — Я счастлив рекомендовать вам, — обратился Воланд к гостям, — почтеннейшего барона Майгеля, служащего Зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы.

Тут Маргарита замерла, потому что узнала этого Майгеля. Он несколько раз попадался ёй в театрах Москвы и в ресторанах. «Позвольте… — подумала Маргарита, — он, стало быть, что ли, тоже умер?..» Но дело тут же разъяснилось.

— Милый барон, — продолжал Воланд, радостно улыбаясь, — был так очарователен, что, узнав о моем приезде в Москву, тотчас позвонил ко мне, предлагая свои услуги по своей специальности, то есть, по ознакомлению с достопримечательностями. Само собою разумеется, что я был счастлив пригласить его к себе.

В это время Маргарита видела, как Азазелло передал блюдо с черепом Коровьеву.

— Да, кстати, барон, — вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд, — разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности

Говорят, что она, в соединении с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать общее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово — наушник и шпион

И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее, чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно.

Барон стал бледнее, чем Абадонна, который был исключительно бледен по своей природе, а затем произошло что-то странное. Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло огнем в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло, как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу под бьющую струю и передал наполнившуюся чашу Воланду. Безжизненное тело барона в это время уже было на полу».

Барон Штейгер Анатолий Сергеевич (1907–1944) — русский поэт, адресат писем Цветаевой, юноша, умерший от туберкулеза в Швейцарии. А вот его родной брат, Борис Сергеевич Штейгер — прототип известного осведомителя из романа Булгакова барона Майгеля. Вот как о нем пишет латышский посланник Карлис Озолс в своих мемуарах: «Чтобы создать систематическую организацию для ловли иностранцев на женские чары, придумали даже специальную должность посредника между иностранцами и художественным миром Москвы. Эти обязанности выполнял бывший барон Борис Сергеевич Штейгер, теперь уже расстрелянный. Его главной заботой стало сближение иностранцев с актрисами и танцовщицами. В распоряжении Штейгера находились все балерины, он свободно распоряжался ими. Внимательно следил, какая из них нравится тому или иному иностранцу, и, когда было нужно, видя, что иностранец стесняется, шутя и откровенно говорил ему: „Ну что вы, любая из них может быть в вашем распоряжении“. Да, все знаменитые и незнаменитые балерины, певицы, молодые актрисы часто становились в руках ГПУ „рабынями веселья“…

Дипломатический корпус, конечно, знал о роли Штейгера, но строго его не осуждал, наоборот, жалел, как жертву ГПУ. Он рассказывал моему коллеге трагедию своей жизни. Сын известного в Южной России помещика барона Штейгера, обрусевшего немца, прежде Штейгер служил в гвардии. В дни революции, как антибольшевик, был приговорен к смертной казни. Его уже повели на расстрел, но указали выход и спасение: службу в ГПУ. Молодой Штейгер очутился между двумя безднами. Согласился оказывать услуги чекистам. Трудно осуждать человека за такой компромисс, когда его безнадежно и безжалостно окружила гробовая жуть! Бывают такие положения, при которых никто не смеет бросить камень даже в кругом виноватого человека. И когда я прочел в газетах, что Штейгер расстрелян ГПУ вместе с Караханом и Енукидзе, мне его как-то особенно стало жаль, жертву, которую ГПУ сначала деморализовало, потом уничтожило, возможно, как лишнего свидетеля.

Штейгера обвинили в связях с иностранцами, забыв, что десять лет назад обязали поддерживать эту связь. Он исполнял только навязанные ему обязанности, и, должно быть, хорошо исполнял, потому что его положение постоянно крепло».

Главные герои «Мастера и Маргариты»

Произведение Булгакова представляет собой «роман в романе», и главные герои «Мастера и Маргариты» Булгакова в части, повествующей о пребывании Сатаны в Москве – Воланд, Мастер и Маргарита, Иван Бездомный.

Воланд

Сатана, Дьявол, «дух зла и повелитель теней», могущественный «князь тьмы». Посетил Москву в роли «профессора черной магии». Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть. Посмотрев на москвичей в театре-варьете, делает вывод о том, что они «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Давая свой «великий бал», вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан. Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.

Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.

Мастер

Бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого. Воланд выполняет и просьбу Иешуа, прочитавшего роман – дать Мастеру покой.

«Прощание свершилось, счета оплачены», и Мастер с Маргаритой обретают покой и «вечный дом».

Маргарита

Красивая и умная женщина, жена «очень крупного специалиста», ни в чем не нуждавшаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером. Полюбив, Маргарита становится его «тайной женой», другом и единомышленником. Она вдохновляет Мастера на роман, побуждает бороться за него.

Заключив сделку с Сатаной, исполняет роль хозяйки у него на балу. Милосердие Маргариты, просящей пощадить Фриду вместо просьбы для себя, защита Латунского, участие в судьбе Пилата смягчают Воланда.

Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.

Бездомный Иван

Пролетарский поэт, написавший по заданию редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В начале романа –, «человек невежественный», недалекий, считает, что «сам человек и управляет» своей жизнью, не может поверит в существование Дьявола и Иисуса. Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, оказывается в клинике для душевнобольных.
После встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его «чудовищны», обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.

В финале романа Иван живет по настоящей фамилией – Понырев, он стал профессором, работает в институте истории и философии. Вылечился, но иногда так и не может справиться с непонятным душевным беспокойством.

Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. Остановимся на наиболее значительных для раскрытия замысла автора персонажах «Мастера и Маргариты» Булгакова.

Примечания[править | править код]


↑ «Затмение», списки племён

«River of Fire», списки племён

«Длинные тени», списки племён

«Четвёртый оруженосец», списки племён

«Tigerheart’s Shadow», page 21

«Гроза Ежевичной Звезды. Бедствие», 2017, с. 46

↑ «Tigerclaw’s Fury», chapter 5

«Главная надежда», 2015, с. 113

«Знамение Луны», 2013, с. 160

«Dovewing’s Silence», page 71

«Ярость Когтя», списки племён

«Главная надежда», 2015, с. 322

↑ «Гроза Ежевичной Звезды. Бедствие», 2017, с. 73

↑ Блог Кейт Кери

«Главная надежда», 2015, с. 64

Племя Теней
Предводители Сумрачная Звезда Крыло Ворона Острозвёздная Пятнистая Звезда Лилейная Звезда Вьюжная Звезда Снежнозвёзд Рыжеусая Стеблезвёздая Зыбкозвёзд Желтозвёзд Камышовая Звезда Рассветная Звезда Гончая Звезда Кедрозвёзд Клок Кометы Звездолом Ночная Звезда Звездоцап Чернозвёзд Рябинник Когтезвёзд
Глашатаи

Солнечная Тень
Озёрник Солнцехвостка Змеехвостый Камнезуб Лисохвостка Облако Головня Ржавница Враноклюв Рыжинка Можжевельник Клеверница

Целители

Галечник Шрамовник Мохогривка Кротовник Сливка Расторопша Полынница Щербатая Мокроус Пёрышко Огнехвост Лужесвет Тенесвет

Воители

Орляк Солнцецветик Вихренница Палёный Ящерка Царапан Белогрудый Острозуб Жабник Яблочница Светлоспинка Краснохвост Оливка Яблочница Снежинка Углехвост Сосногривая Хорьколаз Иглохвостая Гладкоусая Пчелоносая Ягодка Голубка Светогривка Когтистая

Старейшины

Ящер Пташка Сребросветица Валун Алоцветик Белопенная Змеехвост Кедровник Крысобой Дубравник Дымопят Плющехвостая Кудряшка

Оруженосцы

Барсучий Зуб Моховик Полёвка Буролапый Дымушка Когтишка

Котята

Сугробик Светлячок Цветик Цветинка Мятлик Надежда Желание Грязнуля

Грозовое племя Речное племя племя Ветра Небесное племя Звёздное племя Сумрачный лес

Отрывок, характеризующий Барон Майгель

– А если я хочу… – сказала Наташа. – Перестань говорить глупости, – сказала графиня. – А если я хочу… – Наташа, я серьезно… Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май». – Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать. – Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит. – Сходит? – повторила Наташа. – Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin… – Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик? – Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить… – Отчего же не надо, коли ему хочется? – Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится. – Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность. – Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать. – Не замуж, а так , – повторила она. – Как же это, мой друг? – Да так . Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так . – Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом. – Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый… – Что ты врешь! – сказала графиня. Наташа продолжала: – Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный. – Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня. – Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать… – Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату. Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть. «Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

Крыса

Наиболее вероятным кажется происхождение этого названия от славянского глагола «красть». А уж само слово «крыса» породило два распространенных и неприятных глагола: «крыситься» (т.е. «злиться») и «крысятничать» (на уголовном жаргоне «воровать у своих» или «укрывать посылки от сокамерников»).

Анекдот:

 — Следи за вещами, Золушка… — Это почему?! — Твой кучер — крыса!

Широко распространенным стало и обидное прозвище «канцелярская крыса», коим награждали мелких чиновников.

Что касается украинского прозвища крысы «пацюк», то на Украине оно изначально означало поросёнка. В «Этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера» указывается, что это связано с междометием «пацю-пацю», которым крестьяне подзывали свиней. Почему так стали называть и крысу, неясно. То ли её писк был похож на поросячий, то ли крысы на Украине были слишком упитанные…

Ура, война!

На ту же тему

Война, которую не ждали: 8 «школьных» заблуждений о Первой мировой

Пришлось ехать обратно в Ревель. Положение барона опасно склонялось к «демонстративно облажался», но тут незадачливого сотника запаса спасла начавшаяся Первая мировая война.

Воевал Унгерн по-настоящему храбро — награды, два чина, пять ранений, десяток дошедших до рукопашной атак. Но, как и многие из охочих до подвигов берсерков, барон любил знатно выпить в тылу. Что не могло не обернуться крупными неприятностями.

В 1916 году Унгерна отправили в отпуск в Черновицы. Там он неудачно попытался вселиться в номер — гостиничный швейцар отказался пускать без разрешения коменданта. Барон к этому времени успел набраться настолько, что вместо дальнейших разбирательств просто решил огреть несчастного швейцара шашкой в ножнах. В цель не попал — зато разбил стекло.

Сразу после этого Унгерн наткнулся на обалдевшего от таких раскладов прапорщика Загорского, в котором во хмелю узнал (ошибочно) другого человека, переходившего ему дорогу ранее. И с криком «А, сволочь прапорщик!» бросился в рукопашную. Трезвый, а оттого более ловкий Загорский увернулся от удара, но тогда барон прибегнул к испытанному средству — верной шашке в ножнах. С ней прапорщик уже не справился и больно получил по голове.

Загорский счёл за лучшее отступить и вернулся в компании другого прапорщика — покрупнее, да ещё и со звучной фамилией Лиховоз. Но применять к барону молодецкую удаль не пришлось — пьяный вдрызг Унгерн уже безмятежно дрых в первом попавшемся кресле. Отстегнуть шашку и арестовать буяна не составило труда.

На разборе дела Унгерна спасла исключительная храбрость, награды и военное время. За него вступился командир полка — сам Врангель. Дело кончилось заключением в крепости на два месяца и удалением из части.

Отслеживание температурного режима

Другие популярные книги

Герои московского мира

Характеристика героев романа «Мастер и Маргарита» будет неполной без описания персонажей литературной и художественной Москвы, современной автору.

Алоизий Могарыч. Новый знакомый Мастера, представившийся журналистом. Написал донос на Мастера, чтобы занять его квартиру.

Барон Майгель. Работник зрелищной комиссии, в обязанности которого входило знакомство иностранцев с достопримечательностями столицы. «Наушник и шпион», по определению Воланда.

Бенгальский Жорж. Конферансье театра Варьете, известный всему городу. Человек ограниченный и невежественный.

Берлиоз. Литератор, председатель правления МАССОЛИТа, крупного московского литературного объединения, редактор большого художественного журнала. В разговорах «обнаруживал солидную эрудицию». Отрицал существование Иисуса Христа, и утверждал, что человек не может быть «внезапно смертен». Не поверив предсказанию Воланда о неожиданной своей смерти, гибнет, попав под трамвай.

Босой Никанор Иванович. «Деловой и осторожный» председатель жилищного товарищества дома, в котором находилась «нехорошая квартира».

Варенуха. «Известный всей решительно Москве знаменитый театральный администратор».

Лиходеев Степан. Директор Театра Варьете, сильно пьющий и не выполняющий своих обязанностей.

Семплеяров Аркадий Аполлонович. Председатель акустической комиссии московских театров, настаивающий во время сеанса черной магии в Варьете на разоблачении «техники фокусов».

Соков Андрей Фокич. Маленький человечек, буфетчик театра Варьете, жулик-сквалыга, не умеющий получать радость от жизни, зарабатывающий нетрудовые деньги на осетрине «второй свежести».

Краткое описание героев понадобится для того, чтобы легче разобраться в событиях краткого содержания романа «Мастер и Маргарита» и не теряться в вопросе «кто есть кто».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Начать тест(новая вкладка)

За что убили Мишу Берлиоза?

Главная » Альтернативная История (художественная литература этого жанра) » За что убили Мишу Берлиоза?

Альтернативная История (художественная литература этого жанра)Альтернативная История (художественная литература этого жанра)

Aley 19.04.2012 114

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Уважаемые коллеги. В связи с развернувшейся дискуссией о религии, хочу предложить небольшое эссе на данную тему.

Обычно считается, что Михаил Булгаков вывел самого себя в образе Мастера в своем романе «Мастер и Маргарита». Но так ли это?

Единственным реально пострадавшим от рук Воландовской шайки, был Михаил Берлиоз. Он был убит, остальные отделались легким испугом. Ах, да – был еще барон Майгель, застреленный лично Воландом, но стукач (наушник и шпион – в романе) Майгель, личность не просто отвратительная, а нанесшая хозяину личное оскорбление: явиться шпионить за самим Сатаной…

А Берлиоз? Он то в чем провинился?

Могут возразить – гибель Берлиоза была случайной, Воланд лишь предсказал ее, читая судьбы людей как открытую книгу. Э, нет. Не присядь Воланд возле мирно беседующих литераторов, не заведи разговор об Иешуа, тогда не пришлось бы несчастному редактору бежать за врачами, чтобы помочь спятившему иностранцу, а значит, не попал бы он под трамвай, и не отрезала бы ему голову комсомолка-вагоновожатая (атеистка!).

И ведь играет с ним Сатана, явно играет. Вот он говорит: «А бывает еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, — тут иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что он сам собой управил так? Не правильнее думать, что управился с ним кто-то совсем другой?»

Конечно другой – и этот другой сидит рядом с Берлиозом!

А вот чуть ниже, Берлиоз просит Воланда предсказать, какой смертью он умрет. «Охотно, — отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть – несчастье… вечер – семь…» — и громко и радостно объявил: — Вам отрежут голову!»

Врет Лукавый, он уже все рассчитал и не нужно ему никаких дополнительных астрологических вычислений… Берлиоз обречен.

Но почему? В смысле – за что?

За атеизм, за неверие в Сатану? Но вот рядом сидит поэт Иван Бездомный, который гораздо более агрессивен по отношению к Воланду, но он не только остается в живых, но даже выигрывает – из бездарного поэта превращается в конце-концов в уважаемого члена общества. Профессор!

А Берлиоза убили.

Объяснить это можно только одним: Михаил Александрович Берлиоз — это Михаил Афанасьевич Булгаков, собственной персоной.

Вспомним, что «никому неизвестный композитор-однофамилец» Гектор Берлиоз, в молодости был врачом. После полного совпадения инициалов, это вторая точка пересечения с биографией бывшего врача Михаила Булгакова.

Вот теперь все встает на свои места – Берлиоза покарали не за атеизм, а за предательство, потому что, как и сам Булгаков, Берлиоз верующий человек. Верующий в душе и пропагандирующий (активно пропагандирующий) чуждое ему учение. Что там «дремучий» Иванушка Бездомный, он не ведает, что творит: объяснили ему, что бога нет — он и поверил. А Берлиоз не только предает сам, он еще и пытается обратить в свою псевдоверу других, трусливо служит сатанинской власти безбожников, как служит ей и сам Булгаков.

Автор жесток, приговор приведен в исполнение.

«Трусость, это самый страшный порок», — говорит Понтий Пилат.

Начальные симптомы коронавируса

Владимир Маяковский — Облако в штанах (Поэма): Стих

Вступление Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут: досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий. У меня в душе ни одного

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий