Иоганн себастьян бах

Творчество

Среди его сочинений, из которых опубликована была только малая часть, многочисленные церковные кантаты и инструментальные произведения, из которых наиболее известны фуги, полонезы и фантазии для клавира, а также секстет для струнных, кларнета и рожков. Некоторые из его рукописей хранятся в Берлинской библиотеке.

Для нумерации произведений В. Ф. Баха обычно используется система Мартина Фалька, опубликованная в каталоге произведений Вильгельма в 1913 году. Например, обозначение F. 12 — фальковский номер «Двенадцати полонезов», сочинённых в 1765 году.

Вильгельм Фридеман вместе со своим братом Карлом Филиппом Эммануилом сообщили много важной информации первому биографу Баха, Иоганну Николаю Форкелю. Эту информацию Форкель использовал в биографии Иоганна Себастьяна, увидевшей свет в г

Однако, в отличие от своего брата, Вильгельм был очень плохим хранителем рукописей своего отца, многие из которых он получил в наследство. Мало того, что при нём бесследно исчезли многие рукописи Иоганна Себастьяна, Вильгельм ещё и перемаркировывал некоторые из них, чтобы выдать произведения отца за свои. Так, например, органный концерт BWV 596 долгое время ошибочно приписывали Вильгельму Фридеману из-за его надписи на рукописи Баха-старшего.

Описание дезодоранта Тианде и отзывы покупателей и врачей

Сравнительная таблица

Сравнительная таблица Баха и Бетховена
холостяк Бетховен
  • текущий рейтинг 4.43 / 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(201 рейтинг)

  • текущий рейтинг 4.33 / 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(217 оценок)

Дата рождения 21 марта 1685 г. 16 декабря 1770 г.
средства к существованию Придворный музыкант, органист, концертмейстер, музыкальный руководитель Давал уроки игры на фортепиано, зарабатывал доходы от публикации своих произведений и от публичных выступлений, он также зависел от щедрости покровителей.
Музыкальный стиль Противозачаточная техника, непревзойденный контроль над гармонической и мотивной организацией, а также адаптация ритмов, форм и текстур из-за рубежа, особенно из Италии и Франции. Под влиянием Гайдна и Моцарта в раннем периоде. Средний период характеризовался множеством инновационных композиций. Более поздняя работа характеризовалась их интеллектуальной глубиной, их формальными новшествами и их интенсивным, очень личным выражением.
Дети С Марией 7 (4 дожили до совершеннолетия); С Анной 13 детей (6 дожили до совершеннолетия) Никто
Супруг (ы) Мария Барбара Бах (1707-1720); Анна Магдалена Вильке в 1721 году Никогда не был женат
религия Христианин (лютеранин) Был привлечен к идеалам Просвещения.
Учителя музыки в ранние годы Отец научил его играть на скрипке и клавесине. Один из его дядей научил его органу. Его старший брат Иоганн Кристоф Бах наставлял его на клавикорде. Его отец; придворный органист Жиль ван ден Эден; Тобиас Фридрих Пфайффер (преподавал фортепиано); Франц Ровантини (преподавал скрипку и альт); придворный органист Кристиан Готтлоб Неефе (преподавал композицию).
Национальность Немецкий Немецкий
Имя при рождении Иоганн Себастьян Бах Людвиг ван Бетховен
Дата смерти 28 июля 1750 г. 26 марта 1827 г.
Временной период Барокко От классики к романтике
История семьи Младший ребенок Иоганна Амброзиуса Баханда и Марии Элизабет Ламмерхирт. Его отец был директором Stadtpfeifer или городскими музыкантами. Все его дяди были музыкантами. Второрожденный ребенок от Иоганна ван Бетховена и Марии Магдалены Кеверих. Дед Бетховена был музыкантом. Он стал капельмейстером (музыкальным руководителем) при дворе курфюрста

Музыка

После окончания гимназии в 1703 г. Иоганн Себастьян устроился придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста.

Благодаря прекрасной игре на скрипке, он приобрел определенную известность в городе. Вскоре ему наскучило ублажать своей игрой разных вельмож и чиновников.

Желая продолжать развивать свой творческий потенциал, Бах согласился занять должность органиста в одной из церквей. Играя всего 3 дня в неделю, он получал весьма неплохой оклад, что позволяло ему сочинять музыку и вести довольно беспечную жизнь.

В данный период биографии Себастьян Бах написал массу органных композиций. Однако натянутые отношения с местными властями подтолкнули его уехать из города через 3 года. В частности, церковники критиковали его за новаторское исполнение традиционных духовных произведений, а также за самовольные выезды из города по личным делам.

В 1706 г. Иоганна Баха пригласили работать органистом в церковь Св. Власия, расположенной в Мюлюхаузене. Ему начали платить еще большую зарплату, а уровень мастерства местных певчих был гораздо выше, чем в предыдущем храме.

Как городские, так и церковные власти были очень довольны Бахом. Более того, они согласились реставрировать церковный орган, выделив для этой цели крупную сумму денег, а также выплатили ему солидный гонорар за сочинение кантаты «Господь – мой царь».

И все же, примерно через год Иоганн Себастьян Бах покинул Мюлюхаузен, вернувшись обратно в Веймар. В 1708 г. он занял пост придворного органиста, получая еще больший оклад за свою работу. В это время биографии его композиторский талант достиг рассвета.

Бах написал десятки клавирных и оркестровых произведений, с жадностью изучал творчество Вивальди и Корелли, а также овладел динамичными ритмами и гармоническими схемами.

Через несколько лет герцог Иоганн Эрнст привез ему из-за границы множество партитур итальянских композиторов, открывших для Себастьяна новые горизонты в искусстве.

У Баха были все условия для плодотворной работы, учитывая то, что он имел возможность пользоваться оркестром герцога. Вскоре он начал работу над «Органной книжечкой» – сборником хоральных прелюдий. К тому моменту мужчина уже имел репутацию виртуозного органиста и клавесиниста.

В творческой биографии Баха известен весьма интересный случай, произошедший с ним в то время. В 1717 г. в Дрезден приехал популярный французский музыкант Луи Маршан. Местный концертмейстер решил устроить состязание между двумя виртуозами, на что оба дали свое согласие.

Однако долгожданного «поединка» так и не произошло. Маршан, услышавший накануне игру Иоганна Баха и испугавшись провала, спешно покинул Дрезден. В результате, Себастьян был вынужден играть перед публикой один, показывая свою виртуозную игру.

В 1717 г. Бах снова решил сменить место работы, однако герцог не собирался отпускать любимого композитора и даже на какое-то время арестовал его за постоянные просьбы об отставке. И все же, ему пришлось смириться с уходом Иоганна Себастьяна.

В конце того же года Бах занял пост капельмейстера у князя Ангальт-Кетенского, который понимал толк в музыке. Князь восхищался его творчеством, вследствие чего щедро платил ему и позволял импровизировать.

В тот период Иоганн Бах стал автором знаменитых «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир». В 1723 г. он устроился кантором хора Св. Фомы в церкви Лейпцига.

Тогда же публика услышала гениальное произведение Баха «Страсти по Иоанну». В скором времени он стал «музыкальным директором» всех городских церквей. В течении 6 лет пребывания в Лейпциге мужчина издал 5 годовых циклов кантат, 2 из которых до наших дней не сохранились.

Кроме этого Иоганн Себастьян Бах сочинял светские произведения. Весной 1729 г. ему доверили возглавить Музыкальную коллегию – светский ансамбль.

В это время биографии Бахом была написана известная «Кофейная кантата» и «Месса си минор», которая считается лучшей хоровой работой в мировой истории. Для духовного исполнения он сочинил «Высокую мессу си-минор» и «Страсти по Матфею», удостоившись за это титула королевско-польского и саксонского придворного композитора.

В 1747 г. Бах получил приглашение от прусского монарха Фридриха II. Правитель попросил композитора исполнить импровизацию на предложенную им музыкальную зарисовку.

В результате, маэстро моментально сочинил 3-голосную фугу, которую позже дополнил циклом вариаций на эту тему. Он назвал цикл «Музыкальным приношением», после чего преподнес его в дар королю.

За годы творческой биографии Иоганн Себастьян Бах стал автором более 1000 произведений, многие из которых сегодня исполняются на крупнейших площадках мира.

Бетховен

Музыкальный вклад Бетховена обычно делится на три периода:

  • Ранний период — на его работу в этот период большое влияние оказали Гайдн и Моцарт. Некоторыми важными пьесами были первая и вторая симфонии, набор из шести струнных квартетов Opus 18, первые два концерта для фортепиано и первые дюжина или около того фортепианных сонат, включая знаменитую сонату Pathétique, Op. 13.
  • Средний период — этот период называется Героическим периодом. Именно в этот период он начал терять слух. Произведения этого периода включают шесть симфоний (№ 3–8), последние три концерта для фортепиано с оркестром, Тройной концерт и концерт для скрипки, пять струнных квартетов (№ 7–11), несколько сонат для фортепиано с оркестром (включая сонаты «Лунный свет», «Вальдштейн» и «Аппассионата»). Соната для скрипки Крейцера и единственная опера Бетховена «Фиделио».
  • Поздний период — работы этого периода характеризуются интеллектуальной глубиной, их формальными нововведениями, интенсивным и личным выражением. Струнный квартет, соч. У 131 есть семь связанных движений, и Девятая Симфония добавляет хоровые силы к оркестру в последнем движении. Другие композиции этого периода включают в себя Missa Solemnis, последние пять струнных квартетов (в том числе массивный Große Fuge или Grand Fugue) и последние пять фортепианных сонат.

Клавирные сочинения.

Большая часть клавирных сочинений Баха создана им в зрелом возрасте и обязана своим появлением его глубокому интересу к музыкальному образованию. Эти пьесы написаны в основном для обучения собственных сыновей и других одаренных учеников, но под рукой Баха упражнения превращаются в музыкальные жемчужины. В этом смысле подлинный шедевр изобретательности представляют собой 15 двухголосных инвенций и столько же трехголосных инвенций-синфоний, которые демонстрируют разные типы контрапунктического письма и разные типы мелодики, соответствующие определенным образам. Самое известное клавирное сочинение Баха – Хорошо темперированный клавир (Das Wohltemperierte Clavier), цикл, содержащий 48 прелюдий и фуг, по две для каждой минорной и мажорной тональности. Выражение «хорошо темперированный» относится к новому принципу настройки клавишных инструментов, при котором октава делится на 12 равных в акустическом смысле частей – полутонов. Успех первого тома этого собрания (24 прелюдии и фуги во всех тональностях) побудил композитора к созданию второго такого же тома. Бахом написаны также циклы клавирных пьес, сочиненных по моделям распространенных танцев той эпохи – 6 Английских и 6 Французских сюит; еще 6 партит были опубликованы между 1726 и 1731 под названием Клавирные упражнения (Clavierübung). Во вторую часть Упражнений вошли еще одна партита и блестящий Итальянский концерт, в котором сочетаются стилистические черты клавирных жанров и жанра концерта для клавира с оркестром. Серию Клавирных упражнений завершают появившиеся в 1742 Гольдберг-вариацииАрия и тридцать вариаций, написанные для ученика Баха И.Г.Гольдберга. Точнее, цикл был написан для одного из почитателей Баха – графа Кайзерлинга, русского посла в Дрездене: Кайзерлинг тяжело болел, страдал бессонницей и часто просил Гольдберга ночью играть для него баховские пьесы.

Веймарский период

С 1708 года Бах приступает к службе в качестве придворного органиста к веймарскому герцогу. Параллельно работает в капелле камерным музыкантом. Жизнь и творчество Баха в этот период весьма плодотворны. Это годы первой композиторской зрелости. Появились самые лучшие органные произведения. Это:

  • Прелюдия и фуга c-moll, a-moll.
  • Токката C-dur.
  • Пассакалия c-moll.
  • Токката и фуга d-moll.
  • «Органная книжечка».

Одновременно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в кантатном жанре, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты.

Wilhelm Friedemann Bach – Organ Fugue in C Minor

К.Ф.Э. Бах – Соната фа мажор 3 часть…

И выпить не дурак

В райдере группы Guns N’ Roses есть обязательный пункт про «водку, виски, сигареты и подборку порножурналов». Если думаете, что все это прихоти современных развращенных рок-звезд, то не забывайте, что, устроившись на работу к герцогу Вильгельму Эрнсту Саксен-Веймарскому, Бах потребовал неограниченные поставки из пивоварни. Кстати, проработав на герцога девять лет, композитор нашел более выгодный контракт, но плохо изучил то, что было написано «мелким шрифтом» в текущем. За что отправился на месяц в темницу. А во время своего двухнедельного турне в 1713-м Бах выставил счет на «18 грошей за пиво», высосав 30 литров пенного! Другой страстью композитора стал кофе. По заказу хозяина кафе Циммермана в Лейпциге он писал музыку, которая исполнялась в кафе-хаусе раз в неделю. А когда бюргеры-традиционалисты начали кампанию против импортных товаров и распространили слух, что кофе вызывает бесплодие, Бах создал «Кофейную кантату»: «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!» — гласит главная партия.

Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»

Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.

Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.

Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.

Значение имени Баха

  1. Бах, Иоганн Себастьяннумерации произведений Баха Список произведений Иоганна Себастьяна Баха Музей И. С. Баха (Лейпциг) Страсти (Бах) — пассионы Баха. Бах (кратер) — кратер на
  2. Бах, БарбараВ Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Бах (значения) и Гольдбах. Барбара Бах (англ. Barbara Bach, при рождении Гольдбах (англ. Goldbach);
  3. Маруф аль-БахитМаруф аль-Бахит (араб. ‏معروف سليمان البخيت‎, родился 7 мая 1947 г. в Махисе) — с 27 ноября 2005 года по 22 ноября 2007 года и с 1 февраля 2011 года по
  4. Бах, Карл Филипп Эммануилвторой из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального
  5. Султанов, Бахыт ТурлыхановичСултанов, Бахыт Турлыханович (29 ноября 1971, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — государственный деятель Республики Казахстан, министр торговли и интеграции
  6. Бахаулла(перс. میرزا حسین علی‎) — иранский религиозный деятель, основатель Веры Бахаи. По мнению приверженцев, он является явлением Бога для нашего времени (список
  7. Бах, Алексей Николаевич(1945) Медаль «Серп и Молот» (1945) Институт биохимии имени А. Н. Баха РАН В честь А. Н. Баха названы улицы в Бишкеке (где он жил здесь в годы Великой Отечественной
  8. Бахауддин Накшбанд11-м поколении 11-го шиитского имама аль-Хасан аль-Аскари. «Родословное Баха-уд-дина Накшбанда описывается так: Сайид Бахауддин Накшбанд, сын Сейид Мухаммад
  9. Бах, Себастьян14-летний Бах участвовал в прослушивании и был успешно нанят гитаристом и лидером группы Джесоном Делормом. Kid Wikkid вернулись в Торонто и отец Баха, в конце
  10. Бах, Иоганн Кристиантринадцати детей Иоганна Себастьяна Баха во втором браке. Известен как «Миланский Бах» и «Лондонский Бах», или «Английский Бах» (прожил в Милане 8 лет и в Лондоне
  11. Бах, Ричард1999 года третьей супругой Баха стала Сабрина Нельсон-Алексопулос. После замужества она взяла фамилию Баха, и уже как Сабрина Бах выпустила книгу «Ред Делишес»
  12. Бах, Эрих фон дем1939 году принял фамилию фон дем Бах, официально отказавшись от кашубской фамилии Желевский (Żelewski). Сестра фон дем Баха, Ванда Хедвиг Матильда фон Зелевски
  13. Кенжеев, Бахыт ШкуруллаевичБахы́т Шукурулла́евич Кенже́ев (каз. Бақыт Шүкіроллаұлы Кенжеев; 2 августа 1950, Чимкент, Казахская ССР) — русский поэт казахского происхождения. По национальности
  14. Сарсекбаев, Бакыт АбдирахмановичСарсекбаев, Бакыт Абдрахманович (или Бахыт Сарсекбаев, каз. Бақыт Сәрсекбай; 29 ноября 1981, Павлодар, Казахской ССР, СССР. Казахский боксёр-любитель
  15. Абдул-БахаАбду-ль-Баха́ (Абд эль-Баха; араб. ‏عبد البهاءله‎ — «раб Баха»; урождённый Аббас-эфенди; 1844—1921) — религиозный деятель, один из основателей веры бахаи, известной
  16. Ланком, КаренКаре́н Ланко́м (англ. Karen Lancaume; урождённая Карен Бах англ. Karen Bach; 19 января 1973, Лион — 28 января 2005, Париж) — французская порноактриса
  17. Бах, Томасолимпийского движения на Украине Биография Томаса Баха (рус.). РИА Новости (10.09.2013). Немец Бах станет первым официальным кандидатом на пост президента
  18. Родригес, ИгнасиоИгнасио Родригес Бахена (исп. Ignacio Rodríguez Bahena; родился 12 июня 1956 года в Сакатепек-де-Идальго, Мексика) — мексиканский футболист, вратарь, известный
  19. Бах, Вильгельм ФридеманФридеман Бах (нем. Wilhelm Friedemann Bach; 22 ноября 1710 (1710-11-22), Веймар — 1 июля 1784, Берлин) — старший сын Иоганна Себастьяна Баха, известный
  20. Бах, Роберт РомановичРоманович Бах родился в Петербурге семье художника и скульптора Романа Ивановича Баха (нем. Robert-Heinrich Bach). Брат архитекторов Е. Р. Баха и А. Р. Баха, скульптора

Иоганн Кристиан Бах (1735–1782).

Младшего сына Иоганна Себастьяна обычно называют «миланским» или «лондонским» Бахом. После смерти отца 15-летний Иоганн Кристиан продолжил свое обучение в Берлине, у сводного брата Филиппа Эмануэля, и делал большие успехи в игре на клавире. Но особенно его привлекала опера, и он уехал в Италию – классическую страну оперы, где вскоре получил место органиста в миланском соборе и добился признания как оперный композитор. Слава его распространилась за границы Италии, и в 1761 его пригласили к английскому двору. Там он провел всю оставшуюся жизнь, сочиняя оперы и обучая музыке и пению королеву и представителей аристократических семейств, а также дирижируя с большим успехом циклами концертов.

Слава Кристиана, временами превосходившая известность его брата Филиппа Эмануэля, оказалась не столь долговечной. Трагедией для Кристиана стала слабость характера: он не выдержал испытания успехом и довольно рано остановился в своем художественном развитии. Он продолжал работать в старом стиле, не обращая внимания на новые течения в искусстве; так и получилось, что баловня лондонского высшего общества постепенно затмили на музыкальном небосклоне новые светила. Кристиан умер в возрасте 47 лет разочарованным человеком. И все же его влияние на музыку 18 в. было значительным. Кристиан давал уроки девятилетнему Моцарту. В сущности, Кристиан Бах дал Моцарту не меньше, чем Филипп Эмануэль – Гайдну. Таким образом, двое из баховских сыновей активно способствовали рождению стиля венской классики.

В музыке Кристиана немало красоты, живости, выдумки, и хотя его сочинения принадлежат к «легкому», развлекательному стилю, они до сих пор привлекают теплом, нежностью, выделяющими Кристиана из массы модных авторов той эпохи. Он работал во всех жанрах, с равным успехом – в вокальных и инструментальных. Его наследие включает около 90 симфоний и других сочинений для оркестра, 35 концертов, 120 камерных инструментальных произведений, более 35 клавирных сонат, 70 опусов церковной музыки, 90 песен, арий, кантат и 11 опер.

Память

Борис Фальков – В.Ф.Бах Полонез 6

Примечания

Биография

Маленький Иоганн Себастьян Бах с семьей

Иоганн Себастьян родился 31 марта 1685 года в немецком городке Эйзенах. В многодетной семье Бахов он был младшим, восьмым ребёнком (четверо из них умерли в младенческом возрасте). Их род ещё с начала XVI века славился своей музыкальностью, многие из его родственников и предков были профессионалами в музыке (исследователи их насчитали около полусотни). Прапрадед композитора Фейт Бах имел профессию пекаря и отлично играл на цитре (это такой щипковый музыкальный инструмент в виде ящичка).

Отец мальчика, Иоганн Амброзиус Бах, играл в церкви Эйзенаха на скрипке и работал придворным концертмейстером (на этой должности он занимался организацией светских концертов). Старший брат, Иоганн Кристоф Бах, служил в церкви органистом. Из их рода вышло столько трубачей, органистов, скрипачей и флейтистов, что фамилия «Бах» стала нарицательной, так называли любого более или менее стоящего музыканта сначала в Эйзенахе, а потом и во всей Германии.

При такой родне естественно, что маленький Иоганн Себастьян начал обучаться музыке раньше, чем научился говорить. Первые уроки игры на скрипке он получал от отца и очень радовал родителя своею жадностью к музыкальным познаниям, усердностью и способностями. Мальчик обладал превосходным голосом (сопрано) и, будучи ещё совсем маленьким, солировал в хоре городской школы. В его будущей профессии не сомневался никто, из Себастьяна обязательно должен был получиться музыкант.

Когда ему было девять лет, умерла мама Элизабет Леммерхирт. Спустя год скончался и отец, но ребёнок не остался одинок, его забрал к себе старший брат Иоганн Кристоф. Он был степенным и уважаемым в городе Ордруф музыкантом и учителем. Вместе со своими учениками Иоганн Кристоф учил младшего брата играть церковную музыку на клавесине.

Однако юному Себастьяну эти занятия казались однообразными, скучными и мучительными. Он стал заниматься самообразованием, тем более когда прознал, что у старшего брата в закрытом шкафу имеется тетрадка с произведениями известных композиторов. По ночам юный Бах проникал в шкаф, доставал тетрадь и при свете луны переписывал ноты.

От такой утомительной ночной работы у юноши начало портиться зрение. Как же было обидно, когда старший брат обнаружил Себастьяна за таким занятием и отобрал все записи.

Оркестровые сочинения.

Среди оркестровой музыки Баха следует выделить концерты для скрипки со струнным оркестром и Двойной концерт для двух скрипок с оркестром. Кроме того, Бах создает новую форму – клавирный концерт, используя сольную скрипичную партию написанных ранее скрипичных концертов: она исполняется на клавире правой рукой, тогда как левая рука аккомпанирует и дублирует басовый голос.

Шесть Бранденбургских концертов относятся к другому типу. Второй, третий и четвертый следуют итальянской форме concerto grosso, в которой небольшая группа солирующих («концертирующих») инструментов «состязается» с полным оркестром. В пятом концерте имеется большая каденция для клавира соло, и это произведение представляет собой, по сути дела, первый в истории клавирный концерт. В первом, третьем и шестом концертах оркестр делится на несколько хорошо сбалансированных групп, которые противопоставляются одна другой, причем тематический материал переходит от группы к группе и солирующие инструменты лишь иногда перехватывают инициативу. Хотя в Бранденбургских концертах немало всяких полифонических ухищрений, они легко воспринимаются неподготовленным слушателем. Эти произведения излучают радость, и кажется, что они отражают веселье и роскошь княжеского двора, при котором тогда работал Бах. Вдохновенная мелодика, яркий колорит, технический блеск концертов делают их уникальным достижением даже для Баха.

Столь же блестящи и виртуозны 4 оркестровые сюиты; каждая из них включает увертюру во французском стиле (медленное вступление – быстрая фуга – медленное заключение) и вереницу очаровательных танцевальных частей. Сюита № 2 си минор для флейты и струнного оркестра содержит столь виртуозную сольную партию, что вполне может быть названа флейтовым концертом.

В последние годы жизни Бах достиг высочайших вершин контрапунктического мастерства. После написанного для прусского короля Музыкального приношения, в котором представлены все возможные типы канонических вариаций, композитор начал работу над циклом Искусство фуги (Die Kunst der Fuge), который остался незавершенным. Здесь Бах использует разнообразные типы фуги, вплоть до грандиозной четверной (она обрывается на 239 такте). Неизвестно в точности, для какого инструмента предназначался цикл; в разных изданиях эта музыка адресована клавиру, органу, струнному квартету или оркестру: во всех вариантах Искусство фуги звучит превосходно и покоряет слушателей величием замысла, торжественностью и изумительным мастерством, с которым Бах решает сложнейшие полифонические задачи.

Постскриптум с ложкой дёгтя

Все дети Баха (исключая блудного Готфрида) были дружны между собой и всегда поддерживали друг друга.

И так же дружно они бросили на произвол судьбы свою мать и мачеху – вторую жену своего отца Анну Магдалену, когда Иоганн Себастьян умер. Она осталась одна с тремя маленькими дочерьми на руках, была выселена из служебного жилья в маленькую квартирку на окраине Лейпцига, и жила фактически на подаяния соседей.

Позже она заболела и закончила свои дни в местной богадельне в 59 лет. Её сыновья и пасынки, которых она вырастила (всего она родила 13 детей), в это время занимали престижные и денежные посты, но никто не прислал ей даже талера. Этот факт совершенно не поддаётся объяснению.

Где её могила – неизвестно, поскольку она была погребена в общем захоронении для нищих.

Это как-то омрачает все блестящие заслуги сыновей Баха.

Тем не менее, они создали в музыке новый стиль и затмили славу своего отца. Но когда в начале 19 века была возвращена к публике музыка Иоганна Себастьяна Баха, ситуация поменялась на противоположную: тень его гения на сто лет накрыла творчество его сыновей. Только в середине 20 века началась систематизация их наследия, издание нот и записи музыки.

Разновидности

Сочинения для органа.

Музыку для органа Бах писал всю жизнь. Его последним сочинением стал органный хорал на мелодию Пред Твой престол я предстаю (Vor deinem Thron tret’ ich hiemit), продиктованный слепым композитором своему ученику. Здесь мы сможем назвать лишь немногое из множества великолепных органных произведений Баха: широко известная блестяще-виртуозная токката и фуга ре минор сочинена в Арнштадте (популярностью пользуются также ее многочисленные оркестровые переложения); грандиозная пассакалья до минор, цикл из 12 вариаций на тему, постоянно проходящую в басу, и заключительной фуги, появилась в Веймаре; «большие» прелюдии и фуги до минор, до мажор, ми минор и си минор – произведения лейпцигского периода (между 1730 и 1740). Особого внимания заслуживают хоральные обработки. 46 из них (предназначенных для разных праздников церковного года) представлены в собрании под названием Органная книжечка (Orgelbüchlein): она появилась в конце веймарского периода (возможно, во время пребывания в тюрьме). В каждой из этих обработок Бах воплощает внутреннее содержание, настроение текста в свободно разработанных трех нижних голосах, в то время как хоральная тема звучит в верхнем, сопрановом голосе. В 1739 он напечатал 21 хоральную обработку в сборнике, который называется Третья часть Клавирных упражнений (цикл известен также под именем Немецкой органной мессы). Здесь духовные гимны следуют в порядке, соответствующем лютеровскому катехизису, причем каждый хорал представлен в двух вариантах – сложном для знатоков и простом для любителей. Между 1747 и 1750 Бах подготовил к публикации еще 18 «больших» органных хоральных обработок (т.н. Шюблеровские хоралы), для которых характерны несколько менее сложный контрапункт и изысканность мелодической орнаментики. Среди них особенно выделяется цикл хоральных вариаций Укрась себя, блаженная душа (Schmücke dich, o liebe Seele), в котором композитор из начального мотива гимна выстраивает великолепную сарабанду.

Творческое наследие Баха

Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

  • Органная музыка.
  • Вокально-инструментальная.
  • Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других).
  • Музыка для инструментальных ансамблей.

Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий