Жизнь и труды аристотеля

Принципы государственного управления

Взгляды Аристотеля на государственное управление сформировались в противопоставлении платоническим воззрениям. Здесь, как и во всем, Стагирит пытается быть практиком. Три формы правления Платона – аристократия, демократия и монархия – вовсе не обязаны сменять друг друга в череде неудержимых потоков. Каждому народу присуща та форма государственности, которую он заслужил. Но все они должны строиться по принципу иерархии, на вершине которой находятся наиболее достойные граждане. Аристотель оправдывает рабство, называя его состоянием, естественным для неразвитых и примитивных людей.

Аристотель формулирует постулаты, которые нам кажутся сами собой разумеющимися, но в то далекое время это было новым и непривычным. Человек – социальное существо, а государство является проявлением желания жить вместе, и жить счастливо. Для достижения благополучия общество не может быть «равномерным». Иерархия Аристотеля включает три класса, что, в общем-то, соответствует ведической кастовой системе (как справедливо указывает профессор В.С. Терловая). Класс воинов и жрецов принимает на себя всю полноту власти и ответственности, руководствуясь принципами благоразумия и рассудка. Снизу находятся неимущие и рабы, которые не несут ответственности за судьбу государства и не проливают за него кровь. Между правителями и рабами находится среднее сословие, состоящее из купцов и ремесленников. Право этих людей на влияние в государстве должно быть достаточным. Они находятся под эгидой правителей, чье существование обязаны поддерживать финансово и материально.

Аристотель предупреждал, что стабильность и благосостояние любого государства зависит от благополучия среднего класса. Как мы знаем, недооценка третьего сословия привела к Великой Французской революции. Аристотелианская модель общественного устройства легла в основу римской государственности и стратификации средневековой Европы. Аристотель стал основателем политологии как науки и наилучшей социальной организации. Он утверждал, что ни одному гражданину не следует давать возможности увеличивать свое политическое влияние сверх надлежащей меры. Наилучшими законами являются такие, которые помогают сохранять баланс между притязаниями отдельных индивидуумов и целых социальных групп. Эта доктрина стала основой государственного управления в США и стран, придерживающихся демократического принципа правления.

Философия Аристотеля

Аристотель-философ повлиял на идеи поздней античности на всем протяжении эпохи Возрождения. Одним из основных направлений философии Аристотеля была его концепция логики. Задача Аристотеля заключалась в том, чтобы придумать универсальный процесс рассуждений, который позволил бы человеку узнать все мыслимые вещи о реальности. Первоначальный процесс включал описание объектов на основе их характеристик, состояний бытия и действий.

В своих философских трактатах Аристотель также рассуждал, как человек может получить информацию об объектах методом дедукции и заключения. Для Аристотеля дедукция была рациональным методом, в котором «когда определенные вещи заложены, что-то другое следует из необходимости в силу их существования». Его теория является основой того, что философы теперь называют силлогизмом, логичным аргументом, когда вывод сделан из двух или более других предпосылок определенной формы.

Логика

Другим наиболее известным произведением Аристотеля является сборник его трактатов о логике. Разумеется, законам логики в своих размышлениях люди следовали и раньше благодаря обычному здравому смыслу, но именно Аристотель первым их систематизировал и обобщил, а некоторые даже и впервые установил. Им были впервые сформулированы:

  • закон тождества, запрещающий подмену понятий (логические высказывания надежны, если все термины и понятия в ходе рассуждения имеют один и тот же смысл);
  • закон запрета противоречия (два противоположных мнения об одном и том же предмете не могут быть верными одновременно);
  • термины «понятие», «суждение», «умозаключение».

Всю созданную им логическую систему Аристотель использовал для дальнейшего глубокого изучения метода познания. Сам философ считал весь мир познаваемым и верил в объективность реальности. С помощью логических рассуждений в своих трактатах Аристотель опровергает популярные в его время методы познания скептицизм и субъективный идеализм.

Конечно, в этой статье приведена лишь краткая биография и философия Аристотеля. Освятить всю значимость его трудов в рамках статьи невозможно. Если вас заинтересовала эта тема, то всегда можно найти множество литературы об этом великом человеке. Например, в СССР была издана книга о нем А.Н. Чанышевым, где содержится полная биография Аристотеля со списком литературы, основанным на оригинальных произведениях античности.

Работает

Аристотель не написал ничего, что напоминало бы современный унифицированный учебник биологии. Вместо этого он написал большое количество «книг», которые вместе взятые дают представление о его подходе к науке. Некоторые из них связаны друг с другом, в то время как другие, такие как рисунки Анатомии , утеряны, но упоминаются в Истории животных , где читателю предлагается взглянуть на диаграммы, чтобы понять, как описанные части животных устроены так. устроил.

Основные биологические труды Аристотеля — это пять книг, иногда сгруппированных как О животных (De Animalibus), а именно с условными сокращениями, указанными в скобках:

  • История животных или исследования животных (Historia Animalium) (HA)
  • Генерация животных (De Generatione Animalium) (GA)
  • Движение животных (De Motu Animalium) (DM)
  • Части животных (De Partibus Animalium) (PA)
  • Прогресс животных или Походка животных (De Incessu Animalium) (IA)

вместе с On the Soul (De Anima) (DA).

Кроме того, группа из семи коротких произведений, условно составляющих Parva Naturalia («Краткие трактаты о природе»), также в основном носит биологический характер:

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категория». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Открытия Аристотеля

Аристотель и Македонский

Если задуматься о том, что открыл Аристотель и чем мир обязан ему, можно насчитать десятки важных достижений. Он опубликовал большое количество работ в самых разных областях — от поэзии и политики, религии и риторики до теории литературы и метафизики.

Аристотель считается отцом метеорологии. Именно в его трактате о небесных явлениях впервые встречается этот термин. Аристотель, как Евдокс Книдский, считал Землю центром вселенной и впервые упомянул о её шарообразной форме. Его открытия в космологии оказывали влияние на науку вплоть до XV века. Также Аристотелю принадлежит принцип создания классификаций, которым человечество пользуется до сих пор.

Без Аристотеля нельзя представить себе современную химию, которая основана на созданной им классификации древних элементов. А ещё интересно проследить связь философа с биологией. Иногда его называют первым натуралистом в истории. Аристотель создал классификацию животных и сгруппировал их по общим признакам. Выходя в море с рыбаками, он стал первым учёным, который заметил: дельфины — млекопитающие, дышат лёгкими и не являются рыбами. Их Аристотель поместил в одну группу китообразных вместе с китами.

Но совершенно особую роль в жизни Аристотеля играла философия. В то время, когда человечество верило в богов, а в природных явлениях виделось влияние стихий на человека, он выдвинул революционное для той эпохи учение о причинности. Аристотель настаивал: у всего происходящего есть определённая причина, а в упорядоченной Вселенной ничто не происходит просто так.

Согласно Аристотелю, душа — нечто неотделимое от тела. Она нетелесна, но человек ощущает и мыслит именно душой. Также Аристотеля принято называть основоположником логики. И хотя до этого данная тема поднималась в трудах предшественников, он смог систематизировать знания, сформулировал законы противоречия и тождества.

В работах Аристотеля особенно выделяются этические взгляды. И здесь он тоже стал первопроходцем, введя термин «этика». Он даёт определение нравственным добродетелям – щедрости, мужеству, правдивости, справедливости.

Книги Аристотеля

Аристотель написал около 200 работ. Одни из них имеют форму диалогов, другие представляют собой записи научных наблюдений и работ по систематизации. Сохранением его работ занимался его ученик Теофраст: он присутствовал при их написании, а затем передавал их своему ученику Нелею, тот относил их в хранилище, чтобы защитить от влаги, а впоследствии собрание сочинений отвезли в Рим, и там над ним работали ученые. Из 200 работ Аристотеля сохранилась всего тридцать одна. Большинство датируется периодом, когда Аристотель работал в Лицее.

«Поэтика»

Одна из известнейших его работ «Поэтика» ― это научное исследование драмы и поэзии. В ней Аристотель рассматривает и анализирует, в основном, греческую трагедию и эпос. По его мнению, в сравнении с философией, основа которой идея, поэзия ― это подражание языку, ритму и гармонии для воспроизведения объектов и событий. В трактате он исследует основу сюжета, развитие персонажа и сюжетных линий.

«Этика Никомаха» и «Эвдемоническая этика»

В «Никомаховой этике», которая, как считается, была так названа в честь сына Аристотеля, Никомаха, содержится моральный кодекс поведения. Он утверждал, что правила жизни в какой-то степени противоречат законам логики, поскольку в реальном мире существуют обстоятельства, которые могут вступить в конфликт с личными ценностями. Тем не менее, человек должен научиться рассуждать, развивая свое собственное видение. «Эвдемоническая этика» ― еще один из основных трактатов Аристотеля о поведении и нравственных рассуждениях, которые помогают выбрать правильный жизненный путь.

В этих трудах Аристотель выделяет понятия «счастье» и «добродетель»: высшая польза для человека, по его словам, ― это стремление к счастью. Наше счастье ― это не состояние, а активность, и это определяется нашей способностью жить жизнью, которая позволяет нам использовать и развивать наш разум. Добродетель, по мнению Аристотеля, была конечной целью. Это означает, что каждую дилемму нужно рассматривать, находя середину между недостаточным и избыточным с учетом потребностей и обстоятельств человека.

«Метафизика»

Предметом этого трактата является различие между материей и формой. Для Аристотеля материя была физической субстанцией вещей, а форма была уникальной природой вещи, которая определяет ее идентичность.

«Политика»

Труд посвящен поведению человека в контексте общества и правительства. Аристотель считал, что цель правительства ― дать гражданам возможность достичь добродетели и счастья. В помощь государственным деятелям и правителям в «Политике» рассматриваются вопросы о том, как и почему возникают города; роль граждан и политиков; богатство и классовая система. Какова цель политической системы, какие бывают типы правительств и демократий; какова роль рабов и женщин в семье и обществе.

«Риторика»

Здесь изложен анализ публичных выступлений, чтобы научить читателей, как быть более эффективными ораторами. Аристотель считал, что риторика важна в политике и праве. Она помогает отстоять правду и справедливость. Риторика, по мнению Аристотеля, может воспитывать людей и побуждать их учитывать обе противодействующие стороны в споре.

Работы по научным дисциплинам

Сохранились труды Аристотеля по астрономии, в том числе о небесах и науках о Земле, включая метеорологию. Метеорология, по Аристотелю, не просто изучение погоды. Его определение включало в себя «все появления, которые мы можем назвать общими для воздуха и воды, а также виды и части земли и проявления ее элементов». В «Метеорологии» Аристотель определил круговорот воды и затронул темы, начиная от природных катастроф до астрономических явлений. Хотя многие из его взглядов на природу Земли были спорными в то время, они были вновь приняты и популяризированы в позднем Средневековье.

Работы по психологии

В книге «О душе» Аристотель рассматривает человеческую психологию. Выводы Аристотеля о том, как люди воспринимают мир, по-прежнему лежат в основе многих принципов современной психологии.

Почему имя Аристотеля обладало таким могущественным действием


Аристотель. Римская копия с греческого оригинала работы Лисиппа

Аристотель жил больше двадцати трех веков назад, а все-таки превзойти его вклад в науку, судя по всему, не удалось никому. Эту науку он, вообще говоря, и создал – как способ познавать объективную действительность и самого человека. На основе учения Аристотеля построены и «теоретические» науки – математика, физика, метафизика, и «практические» – политика, этика, и «поэтические» – то есть творческие. Аристотель описывал причины всего сущего, разрабатывал систему философских категорий, касался соотношения пространства и времени, да и вообще создал почву для развития научного знания.


Ф. Хайез. Аристотель

А потому нетрудно предположить, что все написанное этим мыслителем по умолчанию будет иметь особенную ценность. Определить ее, эту ценность, в количественном выражении практически невозможно, настолько она высока – все равно что рассуждать о значимости внезапно найденной третьей поэмы Гомера.Кто первый придумал увековечить свое произведение, написав на нем имя Аристотеля как автора, сказать трудно. Слава ученого уже при его жизни была очень велика, и, по всей видимости, под его именем выпускали в свет труды еще его ученики и последователи – то есть происходило это в четвертом веке до нашей эры.

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагира во Фракии. Он рано потерял родителей, но успел перенять от отца начальные знания и интерес к учебе, и в возрасте семнадцати лет приехал в Афины, где стал учеником Платона.


Место в Афинах, где существовал Ликей Аристотеля

Время было не самое спокойное, античный мир сотрясали военные конфликты; на тот же период пришлись завоевания Филиппа Македонского, который узнал о мудреце-Аристотеле и пригласил его обучать его сына Александра. В то время будущему великому полководцу было около тринадцати лет. После смерти царя Филиппа, когда власть перешла к новому правителю Македонии, Аристотель оставил ученика и уехал обратно в Афины, где основал свою школу – Ликей. Учеников Ликея называли еще перипатетиками, то есть «прогуливающимися», поскольку именно так последователи Аристотеля предпочитали овладевать мудростью – на ходу, прогуливаясь.


Аристотель работы Рафаэля (фрагмент)

Грек из Стагиры за свою довольно долгую, в 62 года, жизнь создал большое количество произведений. Они касались онтологии, учения о бытии, его принципах и главных категориях. Аристотеля считают основоположником логики как науки, он упорядочил все имеющиеся тогда в распоряжении человека знания.

Аристотель объяснял соотношение души и тела, теоретического знания и практического опыта, заложил основы этики, создал учение о государстве, посвящал внимание космологии и Земле как планете, создал ряд трудов по риторике, писал о естественных науках, в том числе давал описания природы и разных видов животных. На учение Аристотеля во многом опирается и наука психология

Контекст

Аристотель провел около 20 лет в академии Платона в Афинах .

История Аристотеля

Аристотель (384–322 до н. Э.) Учился в Академии Платона в Афинах , оставаясь там около 20 лет. Подобно Платону , он стремился к универсальности в своей философии , но в отличие от Платона он подкреплял свои взгляды подробными и систематическими наблюдениями, в частности, естественной истории острова Лесбос , на котором он провел около двух лет, и морской жизни в окружающих его морях. это, особенно лагуны Пирра в центре острова. Это исследование сделало его первым ученым, чьи письменные работы сохранились. До XVI века не предпринималось никаких подобных подробных работ по зоологии ; соответственно, Аристотель оставался очень влиятельным около двух тысяч лет. Он вернулся в Афины и основал свою школу, Ликей , где преподавал последние десять лет своей жизни. Его труды по зоологии составляют около четверти его сохранившихся работ. Аристотель ученик Теофраст позже написал подобную книгу по ботанике , запрос на растения .

Аристотелевские формы

По аналогии с резьбой по дереву Аристотель утверждал , что форма вещи определяется как своим дизайном, так и используемым материалом.

Биология Аристотеля построена на основе его теории формы , которая происходит от теории форм Платона , но существенно отличается от нее. Формы Платона были вечными и неизменными, являясь «чертежами в разуме Бога». По мнению Платона, реальные вещи в мире в лучшем случае могут быть приближениями к этим совершенным формам. Аристотель услышал точку зрения Платона и развил ее в совокупности трех биологических концепций. Он использует то же греческое слово εἶδος ( эйдос ) для обозначения, прежде всего, набора видимых черт, которые уникально характеризуют вид животного. Аристотель использовал слово γένος (génos) для обозначения рода. Например, у животного, называемого птицей, есть перья, клюв, крылья, яйцо с твердой скорлупой и теплая кровь.

Аристотель далее отмечал, что среди птиц есть много форм — журавли , орлы , вороны , дрофы , воробьи и т. Д. , Точно так же, как есть много видов рыб внутри вида рыб. Иногда он называл эти atoma eidē , неделимые формы. Человек — одна из этих неделимых форм: Сократ и все мы индивидуально разные, но все мы имеем человеческую форму.

Наконец, Аристотель заметил, что ребенок не принимает какую-либо форму, но ему дают семена родителей, которые объединяются. Таким образом, эти семена содержат форму, или, говоря современным языком, информацию. Аристотель поясняет, что иногда он имеет в виду это третье чувство, проводя аналогию с резьбой по дереву . Он принимает форму дерева (его материальная причина); инструменты и техника резьбы, использованные для его изготовления (его действенная причина); и его дизайн (его эйдос или встроенная информация). Аристотель далее подчеркивает информационную природу формы, утверждая, что тело состоит из элементов, таких как земля и огонь, точно так же, как слово состоит из букв в определенном порядке.

Аристотель и биология

Хотя Аристотель не был ученым в современном нашем представлении, наука была среди тех предметов, которые он подробно исследовал в свое время в Лицее. Аристотель считал, что знание может быть получено путем взаимодействия с физическими объектами. Он пришел к выводу, что объекты состоят из сущностного потенциала, который оттачивают обстоятельства, чтобы в результате получить объект.

Исследования Аристотеля в области наук включали изучение биологии. Он предпринял попытку, хотя и ошибочную, классифицировать животных на роды, основываясь их сходными характеристиками. Затем он поделил животных на тех, у кого была красная кровь, и тех, у кого ее не было. Животные с красной кровью были, в основном, позвоночными, а «бескровных» животных он назвал «головоногие». Несмотря на относительную неточность, классификация Аристотеля использовалась как основная на протяжении сотен лет.

Аристотель также был очарован биологическим миром моря. Он внимательно изучил анатомию морских существ. В отличие от классификации наземной фауны, наблюдения за морскими обитателями, описанные в его книгах, значительно более точны.

Биография: краткие сведения

Биография Аристотеля ещё во времена античности вызывала некоторые споры. Касались они места рождения Аристотеля. Известно, что это был город Стагира, по которому он получил своё прозвище – Стагирит. Однако где именно находилась Стагира, в точности неизвестно. По одним данным, она располагалась у подножия горы Афон, по другим – во Фракии.

Известно, что Стагира была захвачена и разрушена македонским царём Филиппом II, когда Аристотель находился в Афинах, в школе Платона. Позже Аристотель попросил Филиппа восстановить город и сам написал для него новые законы.

Существенную роль в ранней биографии Аристотеля сыграл его отец – Никомах. Он был греком с острова Андрос и являлся так называемым асклепиадом – якобы потомком медицинского бога Асклепия. Асклепиады, согласно семейной традиции, занимались медициной. Врачебное искусство у них было принято передавать по наследству, поэтому Никомах стал для сына первым учителем. Судя по всему, ещё будучи мальчиком, Аристотель помогал отцу лечить людей, благодаря чему у него пробудился интерес к биологии.

Аристотель довольно рано потерял отца и мать, и его дальнейшим воспитанием занимались родственники. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины, однако не сразу поступил в школу Платона (которого тогда не было в городе). Сначала он, как повествуют некоторые источники биографии Аристотеля, изучал ораторское искусство у Исократа – знаменитого ритора. В пользу этого говорит и то, что Аристотель всегда испытывал интерес к риторике и посвятил ей немало своих работ. Его учение о логике берёт начало именно в основах ораторского искусства, которые подразумевали умение убеждать публику.

После обучения у Исократа Аристотель наконец поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до самой смерти учителя. Отношения двух великих философов были весьма непростыми. С одной стороны, они были очень дружны и близки. С другой стороны, Аристотель часто совершал в отношении Платона дерзкие и нелицеприятные поступки. Однажды он попросту прогнал его с территории школы, упрекая в разных пороках. Платон с тех пор не выходил за пределы своего сада, однако ученики его не забыли и каждый день посещали его дом, где слушали лекции.

В тот момент Платон был уже глубоким стариком, благодаря чему пользовался всеобщим почтением; и только Аристотель, как казалось окружающим, этого почтения не проявлял. В Академии он фактически самовольно занял место изгнанного учителя. Впрочем, вскоре в школу вернулся влиятельный её деятель Ксенократ, который вынужден был до этого временно покинуть Афины. Ксенократ вернул Платона на предназначавшееся ему место в Академии, а Аристотеля прогнал.

Известно, что Аристотель во многом не соглашался с идеями своего учителя. Однако, несмотря на всё перечисленное, он отзывался о Платоне весьма достойно, называя его своим другом и близким человеком. Впоследствии Аристотель сблизился и с Ксенократом.

В дальнейшем Аристотель начал преподавательскую деятельность, учительствуя в разных городах и местностях. Его учениками были в том числе и влиятельные правители, такие как тиран Гермий и юный Александр Македонский. Философ пользовался у правителей большим почтением; так, Гермий позволил ему взять в жёны свою приёмную дочь Пифиаду.

После того, как Филипп II был убит и Александру пришлось взять управление государством на себя, Аристотель отправился в Афины. Там он основал собственную школу, получившую название Ликей, или Лицей. Её также называли «перипатетической» школой, то есть «прогулочной», поскольку философ вместе с учениками во время преподавания нередко прогуливался

Не очень ясно, почему современники обратили внимание именно на этот факт, ведь прогуливаться во время чтения лекций любили многие философы того времени

После смерти Александра Македонского в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Одним из его жертв стал и Аристотель, который был близок с македонскими царями и преподавал им. Философ был изгнан из города и отправился в Халкиду Эвбейскую, где жил в доме своей матери со своей семьёй.

В 322 году Аристотель умер от болезни желудка (или от отравления). Его тело было отправлено на историческую родину – в Стагиру, где жители воздвигли для него склеп. В честь своего знаменитого согражданина жители Стагиры организовали ежегодные празднества, его именем даже был назван один из месяцев в году.

Логика и теория познания Аристотеля

Поныне сохраняет свое значение труд Аристотеля по логике. Он разработал теорию человеческого мышления, его понятия и формы, умозаключения и суждения.

Им были сформулированы основные логические законы:
закон противоречия: не противоречьте сами себе;
закон тождества: в ходе рассуждений понятие должно не менять значения;
закон исключенного третьего: А – это истина или нет, третьего не дано.

Теория относительности Эйнштейна заменила теорию «абсолютного покоя», выдвинутую Аристотелем в IV веке до нашей эры («покой является естественным состоянием любого тела, и, предоставленное само себе, тело непременно вернется в это естественное состояние») только спустя 16 веков.

Детство и юность

Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.

Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia

Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.

Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н. э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет.

Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Портрет двух мыслителей, ведущих спор, увековечил мастер эпохи Возрождения – Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа».

Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана

В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.

Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.

Сочинения Аристотеля

Аристотель в своих многочисленных сочинениях охватил практически все области существующих тогда знаний. Они получили в его работах глубокое философское обоснование и приведены были в строгий и систематизированный порядок.

По преданиям Плутарха и Старбона Аристотель свои сочинения завещал Феофрасту. От него они перешли к Нелию, наследники которого потом спрятали важные рукописи в погребе, где от плесени и сырости они сильно пострадали. В 1 веке их продали любителю книг и богачу Апелликону в жалком состоянии. Он уже пытался восстановить наиболее пострадавшие места рукописей, делая свои собственные записи, но не всегда правильно. При правлении римского императора Сулле рукописи Аристотеля попали в число добычи. В Риме их издали такими, какими они известны сегодня.

№2. Большая часть его работ, которые сохранились, находятся в форме лекционных заметок.

Аристотель записал большую часть своих работ в виде заметок и рукописей, которые необходимо было защитить от клещей и пыли, чтобы сохранить их содержание. Это одна из главных причин, почему даже после кропотливой работы над его более чем 200 рукописями, только около 31 из них остаются доступными современному миру. Последователи Аристотеля, такие как Феофраст и его ученик Нелей, занимают значительное место в истории благодаря своей роли в наблюдении за работами Аристотеля. Они, наряду с другими более поздними членами аристотелевской школы лицея, сосредоточились на сохранении его работы и комментировании ее, а не на ее расширении. Хотя Аристотель написал много изящных трактатов и диалогов для публикации, ни одна из его работ, предназначенных для публикации, не сохранилась. Его сохранившиеся работы в основном представляют собой конспекты лекций, не предназначенные для публикации.

Феовраст, ученик Аристотеля.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о Сократе, Платоне и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что,  отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий