Архитектура древнего египта

Рассмотрите иллюстрации

На картине мы видим реку Нил, зеленеющую травами пойму реки, редкие деревья южного типа (пальмы, акации), правда почему-то не видим заросли тростника по берегу реки. В долине мы видим светло-коричневые участки — возможно, это ил, оставшийся после разлива. Пойма реки ограничена крутыми скалами. Вероятно, это начало зимнего периода, когда Нил находится в своих обычных берегах, а берега еще полны влаги.

В моем регионе очень много зелени, травы и деревья. Есть река, но нет гор. Для моего региона в отличие от Египта характерен большее количество деревьев и постоянный зеленый покров в летний период.

Речь идет о палетке Нармера. У нее есть две стороны — аверс и реверс. На аверсе смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы, которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны.

В верхнем регистре, над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычьим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп. Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками. Внизу изображён бык, разбивающий рогами вражескую стену и олицетворяющий царя.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6На обратной стороне палетки изображён царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счёта означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников.

За головой пленника справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».

Внизу палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин могут изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.

Стоит обратить внимание, что изображенные на палетке фигуры имеют разный масштаб. Традиционно в египетских рисунках и рельефах размер фигуры зависел от социальной значимости персонажа

Именно поэтому фараон изображен самым большим на рельефе.

Подумайте. Что означают слова из хвалебной песни египтян Нилу: «Все живут благодаря ему»?

Чтобы понять эту фразу, достаточно посмотреть на примерный перевод гимна, посвященного Нилу.

«О Нил, всемогущий, дарующий жизнь среди скал и пустыни!Долина твоя — как зеленый оазис надежды.Акации, пальмы, высокий папирус растут вдоль твоих берегов.И много животных и птиц находят еду и защиту в густых этих зарослях.

Когда же вода убывает в тебе, О великий Нил,То солнце, светило небесное, землю кругом иссушает.Живое в долине твоей, умирая от жажды,К тебе с мольбой обращает печальные взоры,Молясь неустанно великому ХАПИ, послать поскорее разлив твой,Вернуть жизнь в долину.

Когда же вода твоя красная вновь появлялась с верховьев.О Нил, все живое кругом ликовало от счастья, развивалось и пело.Хвала тебе, Нил, приносящий с водою и ил плодородный, который,Когда ты в свои берега возвратишься, дает урожаи не малые,Кормит людей и дает им уверенность в завтрашним дне.»

Топ-10 древнеегипетских памятников

Какие архитектурные сооружения Древнего Египта самые знаменитые? Самые масштабные архитектурные шедевры Древнего Египта – это, безусловно, пирамиды. Также к популярным постройкам относятся статуи и храмы.

пирамида Джосера

Ступенчатая пирамида Джосера

Это одна из древнейших пирамид. При её постройке Имхотепом впервые реализована идея вертикальной гробницы со ступенями (самое древнее каменное здание в мире). Её высота – 62,5 м. Имеет 6 ступеней-оснований размером 121х109 м. Есть глубокая шахта, которая сверху перекрывается куполом. С ней связана легенда о подземном городе, путь в который открывается только через неё.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Это заупокойный скальный храм, представляющий собой 3 ступени, которые соединены друг с другом пологими пандусами. На ступенях ранее размещались цветочные оранжереи с прудами. В храме большое количество колон и содержательных рельефов.

Пирамиды Гизы

Наиболее известные, внушительных размеров пирамиды в мире – пирамиды Гизы (по возрастанию размеров): пирамиды Микерина, Хафра, Хуфу и самая известная – Хеопса. Высота пирамиды Хеопса – 140 м. Внутри неё 3 усыпальницы и погребальные помещения для фараона и царицы. О ней нет никаких сведений в древних папирусах (1-е упоминание сделал греческий историк Геродот). В пирамиде много загадочных коридоров, которые так и не удаётся окончательно исследовать.

пирамиды Гизы

Карнакские храмы Египта

Они представляют собой совокупность храмов, статуй и поразительных резных фигур. Этот комплекс делится на 4 отдельных участка, посвящённых разным богам. В комплексе полно лабиринтов, пилонов и сфинксов, создающих иллюзию среды животного мира. В Луксорском храме, сделанном в прямоугольном виде, с абсолютно симметричными формами и пропорциями есть обилие колон, а при входе находится статуя Рамзеса II и крупнейший обелиск.

Ломаная пирамида в Дахшуре

Её отличительная характеристика – неповторимые формы: высота более 100 м., основа увеличивается под 54 градуса, а верхняя часть – под 43 градуса.

Храмы Абу Симбел

Они построены из камня и имеют огромные размеры. Храм Рамзеса II окружён 4-мя грандиозными статуями, а королевы Нефертари – 6-ю. Внутри много каменных резных фигурок и статуй.

Храмы Луксора

Это целый комплекс зданий, статуй и храмов. Самая очаровывающее в нём – центральный коридор со сфинксами, создающий аутентичную атмосферу.

Розовая пирамида

Её высота – 104 м. и это 3-я пирамида по высоте в мире. Она имеет красноватый яркий окрас.

Долина царей

Тут расположены кладбища египетских фараонов 1600-1100 гг. до н.э. Тут же есть известная гробница Тутанхамона, сидячие титаны Мемнона и др. Это архитектурное воплощение идеи вечной жизни.

Великий Сфинкс

Это самая огромная в мире монолитная статуя (длина – 70 м., высота – 20 м.) и представляет собой смесь человека и льва.

Древний Рим

Расположение

Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове, который разделяет Средиземное море на западную и восточную часть.

Ищем в Средиземном море сапог. Штрихуем смело. Это ныне Италия, а когда-то — главная часть Римской империию

Климатические условия и занятия

Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат. В Италии было много плодородных земель, люди занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк, железо.

Персонажи исторических источников

Увидели в источнике название планеты — смело отнесли его к Древнему Риму. Янус (двуликий бог, в том числе — дверей), Марс (бог войны), Юнона (богиня семьи, брака), Юпитер (бог неба, грозы, дневного света), Нептун (бог воды)

Термины

  • Латины —племя, жившее по берегу Тибра
  • Ромул и Рем — основатели Рима.
  • Весталка — жрица богини домашнего очага (Весты).
  • Ликторы — охрана древнеримского царя.
  • Патриции — жители Рима,потомки его древнейших жителей, имели более высокий статус и преимущество по сравнению с другими жителями.
  • Плебеи — жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.
  • Консулы — два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.
  • Народный трибун — должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.
  • Сенат — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (их было 300) становились консулы, после годичной службы.
  • Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.
  • Легионер — воин-землевладелец в Древнем Риме.
  • Пуны — название жителей Карфаге́на.
  • Пунические войны — войны Рима с Карфаге́ном (их было три). Итог: победа Рима.
  • Ганнибал — командующий войсками Карфаге́на во время второй (Пунической) войны.
  • Диадема — головной убор, знак царской власти.
  • Император — повелитель, главнокомандующий.
  • Триумф — торжественный въезд в Рим полководца-победителя
  • Провинция — область, завоеванная Древнем Римом.
  • Гладиатор —сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике.
  • Амфитеатр — специальное сооружение для гладиаторских игр.
  • Гражданская война —война между гражданами одного государства.
  • Тиберий Гракх — народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.
  • Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов.
  • Гай Юлий Цезарь — диктатор, великий полководец Древнего Рима.
  • Ветераны — старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.
  • Диктатор — правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.
  • Преторианцы— личная стража императора в Римской империи.

Архитектура Среднего царства

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к её углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через различные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Одежда

Самым распространенным материалом для пошива одежды служил белый лен. Пояса делали из кожи, а сандалии — из тростника. Историки отмечают, что на протяжении нескольких веков одежда мужчин и женщин была очень открытой. Люди не смущались своих тел, считая наготу естественной. Из одежды сельские жители использовали только набедренные повязки. Среди знатных египтянок были распространены полностью прозрачные платья, соединяемые с помощью бретелей. Наиболее распространенным цветом являлся белый, иногда носили одежды красного и желтого цветов. Фараоны носили юбки и большие короны. Позднее появились плащи и туники. Вопреки расхожему мнению, фараоны не обновляли одежду постоянно. Ее часто стирали, пользуясь глиной в качестве мыла. Обувь египтяне не любили. Ее редко надевали даже представители знати. Она была нужна лишь для долгой дороги или путешествий в горы. Греки и римляне на заключительном этапе существования египетской цивилизации завезли закрытые туфли. Сандалии, которые носили египтяне, изготавливались из папируса. В доме носить обувь запрещалось. Даже фараоны ходили босыми, а следом за ними шли носильщики обуви. Соблюдение погребального обряда подразумевало оставление обуви в комплекте вещей, которые будут нужны для загробной жизни. Удивительно, но самыми роскошно одетыми в Египте всегда оставались статуи богов. Их пальцы украшали пластинами из чистого золота, на ногах и руках закрепляли золотые браслеты, даже ногти покрывали ляпис-лазурью. Считается, что накладные ногти были изобретены именно в Древнем Египте. Сами египтяне тоже любили украшения. Они придавали им мистический смысл. Излюбленными украшениями оставались кольца: соломенные, стеклянные и золотые. На кольцах изображали богов и богинь, жуков-скарабеев. Много внимания египтяне уделяли волосам. В жарком климате приходилось постоянно стричься, однако бороды и усы египетские мужчины очень любили, поэтому использовали накладные. В какой-то момент в моду вошли тонкие и аккуратные пучкообразные бороды, которые носили даже женщины. Среди них была царица Хатшепсут. За волосами было трудно ухаживать, поскольку у большинства египтян они были жесткими. Поэтому люди стриглись коротко, предпочитая пользоваться париками из овечьей шерсти. Женщины пользовались заколками, лентами, носили диадемы. Даже современная мода потакает египтянам, популяризируя знаменитые прически в стиле фокстрот.Практически все египтяне мылись регулярно. Даже беднякам были доступны пруды с чистой водой. После омовения обязательно использовались мази и масла, чтобы тело благоухало. Женщины и мужчины красили волосы в черный, скрывая седину

Красота тела воспринималась, как нечто сакральное и важное, поэтому каждый египтянин уделял ей много внимания

Архитектура Позднего Царства


Храм Гора в Эдфу

В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослаблении роли царского единодержавия. Бразды государственного правления в 1085 году до н. э. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии — правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Новое объединение страны в так называемый саисский период сменяется персидским владычеством. Персидские правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александра Македонского.

В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают своё политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры — гипостили, пилоны, цепочки зал.

В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним богам, теперь становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.

После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филэ, названный Геродотом «жемчужиной Египта».

Характеристики архитектуры Древнего Египта

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Деревьев было так же мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Её оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе.

что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее сохранившихся. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Этим приемом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (Луксорский обелиск)

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами. Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например — скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса. Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но, и чтобы сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.

Источники

  • Строительство храмов// Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1975.
  • Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности:Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. — М., 2001.
  • Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
  • Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В.В.- М., 1963.
  • Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. — М., 1976.
  • Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. — М., 1956.
  • Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. — М., 2000.
  • Кинк Х.А. Древнеегипетский храм — М., 1979.
  • Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. — М., 1976.
  • Матье М.Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.
  • Перепёлкин Ю.А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. – ч. 4.1. – М., 1967.
  • Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. – М., 1976.
  • История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т.,Мальцевой Н.Л. – М., 1984.
  • Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История

художественной культуры. Первобытность. Древний мир.– Харьков, 1998.

  • Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. — М., 1997.
  • Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов. — М., 2002.
  • Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В.М. – Т.1. (А-К) – М., 1991.

Комплекс пирамид Гизы

Некрополь Гизы расположен на плато Гиза , на окраине Каира , Египет . Этот комплекс древних памятников расположен примерно в 8 километрах (5 миль) от суши в пустыне от старого города Гиза на Ниле, примерно в 20 километрах (12 миль) к юго-западу от центра Каира. Этот древний египетский некрополь состоит из пирамиды Хуфу (также известной как Великая пирамида или пирамида Хеопса), несколько меньшей пирамиды Хефрена (или Кефрена / Хефрена) и пирамиды Менкаура (или Микерина ) относительно скромных размеров. Mycerinus), а также ряд небольших спутниковых построек, известных как пирамиды «королев», Большой Сфинкс, а также несколько сотен мастаб и часовен.


Три главных пирамиды в Гизе, вместе с дополнительными пирамидами и остатками других структур комплекса пирамид Гизы

Пирамиды, построенные во времена Четвертой династии, свидетельствуют о могуществе религии и государства фараонов. Они были построены как могилы, а также как способ сохранить свои имена навсегда. Размер и простой дизайн демонстрируют высокий уровень египетского дизайна и инженерии в больших масштабах. Великая пирамида в Гизе , который, вероятно , был завершен с. 2580 г. до н.э., это самая старая из пирамид Гизы и самая большая пирамида в мире, а также единственный сохранившийся памятник семи чудес древнего мира . Считается, что пирамида Хефрена была построена около 2532 г. до н.э., в конце правления Хефрена. Хафр амбициозно поместил свою пирамиду рядом с пирамидой своего отца. Она не такая высокая, как пирамида его отца, но он смог создать впечатление, будто она кажется выше, построив ее на участке с фундаментом на 33 фута (10 м) выше, чем у его отца. Наряду со строительством своей пирамиды, Хефрен заказал строительство гигантского Сфинкса в качестве хранителя над его могилой. Человеческое лицо, возможно, изображение фараона на теле льва, пятнадцать столетий спустя считалось у греков символом божественности . Большой Сфинкс вырезан из известняковой породы и имеет высоту около 20 метров. Пирамида Менкаура датируется примерно 2490 годом до нашей эры и имеет высоту 213 футов (65 м), что делает ее самой маленькой из Великих пирамид.

Популярная культура заставляет людей думать, что пирамиды очень сбивают с толку, поскольку внутри пирамиды есть множество туннелей, которые создают путаницу для грабителей могил. Это неправда. Стволы пирамид довольно простые, в основном ведущие прямо к гробнице. Огромные размеры пирамид привлекали грабителей к богатству, которое лежало внутри, что в некоторых случаях приводило к ограблению гробниц относительно вскоре после того, как гробница была запечатана. Иногда есть дополнительные туннели, но они использовались строителями, чтобы понять, насколько глубоко они могут вкопать гробницу в земную кору. Кроме того, широко распространено мнение, что из-за грабителей могил будущие короли были похоронены в Долине царей, чтобы скрыть их. Это также неверно, поскольку строительство пирамиды продолжалось во многих династиях, только в меньших масштабах. В конце концов, строительство пирамиды было остановлено из-за экономических факторов, а не воровства.

1. Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.

В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

пирамиды в Гизе

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона.

Так же, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.

Знакомство с островом

На первый взгляд, остров гористый и суровый. Тем не менее, как и вся Греция, Кефалония (фото просто впечатляют) не теряет своего очарования. Во время продвижения по крутому серпантину взору открываются пейзажи сказочной красоты: лазурное море, гармонично очерченные скалы, а также зеленые маленькие островки приморских поселков. Ландшафтную картину острова дополняют оливковые и миртовые рощи с трепещущими листьями, виноградники, самобытные и непохожие друг на друга прибрежные городки. Особого колорита Кафалонии добавляют пришвартованные у берегов белоснежные яхты и рыбацкие лодки. Своей необычайной красотой потрясают все острова Греции. Кефалония, конечно же, не стала исключением. Путешественников этот регион покоряет своими кипарисовыми аллеями, свежайшим воздухом с ароматом сосен, кристальной гладью моря. В целом, отдых в этом месте отличается спокойствием и размеренностью.

Тест Древний Египет история 5 класс

1. Где находился Древний Египет?

A) Евразия  B) Африка  C) Австралия

2. Какая река протекала по территории Древнего Египта?

A) Тигр  B) Ганг  C) Нил

3. Что делало землю в Египте  плодородной?

A) Глина  B) Речной ил  С) Песок

4. Первая столица Древнего Египта?

A) Мемфис  B) Фивы  C) Каир

5. Какое название имели письменные знаки в Древнем Египте?

A) Картинки  B) Иероглифы  C) Буквы

6. На чем писали древние египтяне?

A) На глиняных дощечках  B) На папирусе  С) На листьях пальмы

7. Какой титул имели правители Древнего Египта?

A) Фараон  B) Главный вельможа  C) Жрец

8. Для чего воздвигали пирамиды в Древнем Египте?

A) Для красоты  B) Для изучения небесных светил  C) Для усыпальниц фараонов

9. Для кого из фараонов построили первую пирамиду?

A) Для Хеопса  B) Для Джосера C) Для Рамсеса II

10. Сколько богов было у древних египтян?

A) Один  B) Два  C) Много

Правильные ответы:

1 — B);  2 — C);  3 — B);  4 — A);  5 — B); 6 — B);  6 — B);  7 — A);  8 — C);  9 — B);  10 — C)

И напоследок — посмотрим увлекательный мультфильм:

n1.doc

Нубийская граница

Южная граница с Нубией, или Кушем, была очень важна для Египта, так как Нубия богата золотом и камнем. Город Асуан, где были богатейшие гранитные каменоломни, лежал на границе страны, и караваны, доставлявшие золото, слоновую кость, шкуры пантер, рабов, проходили здесь. Здесь же находились поместья египтян, храмы. Победные походы фараонов Нового царства в Нубию и Переднюю Азию укрепили авторитет Египта. Силой оружия и хит-ростью египтяне заставили признать свою власть на огромной территории. Нубия, наконец, стала египетской провинцией, а изображения темнокожих нубийцев появились в гробницах этого времени.

Абу-Симбел

Несмотря на то что храмы высечены в скале, они повторяют традиционную планировку египетских храмов. Это самые большие и величественные соору-жения. которые были созданы на протяжении всей истории Египта. Главное их украшение – рельефы с изображением битвы при Кадеше. фараона Рамсеса, жертвующего пленных богам.

Храм в Абу-Симбеле. Нубия (ок. 1260 г. до Р. X.), построенный Рамсесом II. этот монументальный храм был вырублен в скале в Абу-Симбеле. По сторонам входа возвышаются четыре огромные портретные статуи Рамсеса II на троне. Карниз украшен небольшими статуями сидящих павианов – священных животных бога Тота. Над входом высечено изображение бога солнца с головой сокола.

Портал храма имел традиционную форму с узким входом. За ним располагался зал с восемью столбами, к которым были приставлены статуи Рамсеса в виде бога Осириса. За первым залом располагался поперечный зал. в котором хранилась священная ладья, святилище и узкие камеры, которые, видимо, являлись складскими помещениями.

Статуи Осириса. Абу-Симбел

Восемь статуй, изображающих Рамсеса II в облике бога Осириса, царя мертвых, располагались в пёрвом зале храма.
В эпоху Нового царства культ Осириса переживал возрождение. Наличие характерного для Осириса головного убора, короны Атеф, свидетельствует о том, что фараон изобразил себя в виде бессмертного бога еще при своей жизни.

Ворота были узкими. Над ними возвышалась наблюдательная вышка. Большой отряд следил за безопасностью.

По крайней мере восемь крепостей из камня « кирпича-сырца было сооружено вдоль Нила.
На юге две крепости из кирпича-сырца, облицованные внутри камнем, стояли на берегу Нила, охраняя границы египетских завоеваний.

Как сам форт, так и огораживающая его стена демонстрируют особенности конструкций, предвосхитивших устройство позднейших европейских замков. Амбразуры в стене, зубцы, из-за которых стреляли лучники, были уже в Египте, тогда как рвы и парапеты – изобретения более поздние.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий