Анализ и краткое содержание «холодной осени» бунина

«Холодная осень», Бунин: содержание

«В июне того года он гостил у нас в имении…» — с этих слов начинается рассказ, и у читателя невольно создается впечатление, что перед ним некий отрывок из дневника, вырванный где-то посередине. Это одна из особенностей данного произведения. Главная героиня, от лица которой ведется повествование, начинает свой рассказ с прощальной встречи с ее возлюбленным. Мы ничего не знаем об их прошлых отношениях, о том, когда и как началась их любовь. Перед нами, по сути, уже развязка: влюбленные и их родители договорились о скорой свадьбе, и будущее видится в светлых тонах, но… Но отец героини приносит газету с печальными известиями: в Сараево убит Фердинанд, австрийский кронпринц, и значит, война неминуема, расставание молодых людей неизбежно, и до развязки еще далеко.

Сентябрь. Он приехал всего на один вечер, чтобы проститься перед отъездом на фронт. Вечер прошел удивительно тихо, без лишних фраз, без особенных чувств и эмоций. Каждый старался скрыть то, что творилось внутри: страх, тоску и бесконечную грусть. Она рассеяно подошла к окну и выглянула в сад. Там на черном небе холодно и остро сверкали ледяные звезды. Мама старательно зашивала шелковый мешочек. Все знали, что там внутри — золотой образок, который некогда служил оберегом на фронте для деда и прадеда. Это было трогательно и жутко. Вскоре родители пошли спать.

Оставшись одни, они еще недолго посидели в столовой, а затем решили пройтись. На улице стало холодно. На душе становилось все тяжелее… Воздух совсем зимний. Этот вечер, эта холодная осень навсегда останутся в их памяти. Он не знал, как сложится его судьба, но надеялся, что она не сразу забудет его, если он погибнет. Самое главное, чтобы она пожила, порадовалась, и прожила счастливую жизнь, а он обязательно будет ждать ее там… Она горько заплакала. Она боялась и за него, и за себя: а вдруг его и правда не станет, и однажды она забудет его, ведь все имеет свой конец…

Рано утром он уехал. Они долго стояли и смотрели ему вслед. «Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции» — вот она развязка, которая уместилась в одном единственном предложении. Эпилог — это дальнейшие тридцать лет — бесконечная череда событий, которые с одной стороны были важными, значительными, а с другой… Смерть родителей, революция, бедность, брак с пожилым военным в отставке, побег из России, еще одна смерть — кончина мужа, а затем и его племянника с женой, скитания по всей Европе с их маленькой дочкой. Что все это было? Главная героиня подводит итог и сама себе отвечает: только тот далекий, уже едва различимый холодный осенний вечер, а все остальное — ненужный сон.

«Холодная осень» очень краткое содержание

И. Бунин «Холодная осень» краткое содержание для читательского дневника:

Действие рассказа начинается в начале первой мировой войны и делится на две части: до ухода героя на фронт и после его смерти. Вечер в саду, проведенный влюбленными, описан в мельчайших подробностях. Юноша лиричен, ему вспоминаются стихи, где образ пожара — иносказание войны, красной и кровавой. Мать зашивает сыну шелковый мешочек, и все чувствуют трогательность скорого прощания молодых людей.

История жизни, типичная для того времени. Молодая девушка, выросшая в теплоте и уюте дворянского гнезда, оказалась в одночасье выброшена из родного дома в ужасы войны, революции, эмиграции.

И все долгие годы скитаний она мысленно возвращалась в тот единственный холодный осенний вечер, когда, прощаясь с любимым, уходящим на фронт, она вдруг осознала, что может потерять его навсегда, и во вспышке этого предчувствия очень остро отпечатались в ее памяти все, даже самые мелкие подробности этого расставания.

Тридцать лет позади. Жизнь прошла – знает она. И все, что было потом, ощущалось просто как фон, ненужный сон, а настоящим в ее жизни был только холодный вечер той осенью и ее первая любовь, с которой она наконец снова встретится, когда покинет этот мир.

Рассказ «Легкое дыхание» Бунин написал в 1916 году. В произведении автор затрагивает характерные для литературы этого периода темы любви и смерти. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Легкого дыхания». Несмотря на то, что рассказ написан не по главам, повествование идет фрагментарно и состоит из нескольких частей, выстроенных в нехронологическом порядке.

Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Смысл

Основная идея рассказа «Холодная осень» очень проста. Автор ставил перед собой цель показать истинную, чистую любовь, которая способна победить любые невзгоды. Даже смерть никогда не сможет разлучить близких людей, даже война бессильна перед ними. Бунин бросает вызов своему времени. Идёт одна из самых страшных и кровопролитных войн в истории человечества, а он пишет целый сборник рассказов о любви, доказывая, что именно она одержит верх над насилием и агрессией.

Главная мысль произведения «Холодная осень»: вооружённые столкновения не преграда сильному чувству и душевной привязанности людей друг к другу. Боевые действия могут разлучить влюблённых, но они некогда не смогут отобрать воспоминания о прекрасных моментах, проведённых с близким человеком. Эти воспоминания героиня сохранила на всю жизнь, именно они помогли ей выжить и пронести свои чувства сквозь войны и революции.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Никита Платонова

    Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.

  • Чему учит сказка Снежная королева Андерсена? сочинение 5 класс

    Андерсен один из любимых детских писателей. Его сказки читают и знают дети всего мира. Но как у любого большого писателя в его сказках заложен очень глубокий смысл. Каждая сказка может многому научить не только детей

  • Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

    Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина Поединок на Куликовском поле. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику.

  • Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

    Одним из реальных героев романа Льва Николаевича Толстого, был Багратион. Он был не только военачальником, но и героем Отечественной войны 1812года. Толстой описывает его как человека невысокого роста

  • Сочинение по картине Кипренского Портрет мальчика Челищева 8 класс

    Орест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля.

Главная героиня рассказа «Холодная осень», от лица которой ведется повествование, принадлежит к старинному дворянскому роду. Действие рассказа начинается в июне 1914 года, в имении родителей главной героини, куда приезжает погостить ее жених, сын давнего друга ее отца. На Петров день всем родственникам объявляют о помолвке двух влюбленных молодых людей. Но в связи с началом войны семья принимает решение перенести свадьбу на следующий год. Жених главной героини должен ехать на фронт и в сентябре он приезжает на один день в имение попрощаться с невестой.

Разговаривая с любимой девушкой в осеннем саду, он спросил, будет ли она помнить его, если он погибнет на этой войне? В ответ она сказала, что не переживет его смерти. На это молодой человек призвал свою невесту пожить и порадоваться жизни даже в случае его смерти, а лишь потом встречаться с ним на том свете. Через месяц жених главной героини погиб в Галиции.

А ее захватил и понес стремительный поток трагических событий. Героиня рассказа пережила войну и революцию, потеряла родителей. Восемнадцатый год двадцатого века она встретила в Москве, где пыталась выжить, продавая остатки фамильных драгоценностей. Здесь ей посчастливилось встретить порядочного человека, отставного военного, за которого она вышла замуж, и с которым вскоре уехала на юг России. Вместе с ними в путь отправился и племянник ее мужа, юноша семнадцати лет. Втроем они скитались по Дону и Кубани, юноша женился, и у него родилась дочь.

Затем было бегство в Турцию вместе с другими эмигрантами. Муж ее умер от тифа, а его племянник с молодой женой пропали без вести. Героиня рассказа в одиночку воспитывала их дочь, живя в крайне бедных условиях в Константинополе. Она справилась со всеми трудностями и вместе с девочкой сумела перебраться во Францию. Ее повзрослевшая воспитанница осталась жить в Париже, а сама главная героиня рассказа поселилась в Ницце.

С того памятного для нее осеннего вечера в родительском имении прошло уже тридцать лет. И она, перебирая в памяти воспоминания прошедшей жизни, признается себе, что тот вечер был и остается самым ярким событием всей ее жизни. А все, что было после этого, воспринимается как сон. И она искренне верит, что настанет тот день, когда она встретится с любимым, которого потеряла тридцать лет назад. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Холодная осень» состоит в том, что очень важно сегодня и сейчас ценить и любить близких людей. В суете будничных дней многие порой не понимают этого и, лишь оставшись в одиночестве, начинают жить воспоминаниями о тех, кого уже не вернуть

Рассказ «Холодная осень» учит не сдаваться в трудных ситуациях и не опускать руки перед лицом больших проблем. Главная героиня рассказа за свою долгую жизнь пережила многое. Она потеряла жениха, мужа, родителей, пережила войну, революцию, попала в эмиграцию, но при этом сумела помочь молодой семье и воспитала в труднейших условиях маленькую девочку, оставшуюся без родителей. Она с честью выполнила свой земной долг и с достоинством смотрит в вечность, туда, где ее ждет любимый человек.

Анализ «Холодной осени» Бунина И.А.

Время. Что это такое? Мы привыкли всему давать обозначение: часы, минуты, сутки. Мы делим жизнь на прошлое и будущее, стараясь все успеть и не пропустить главного. А что это — главное? Анализ «Холодной осени» Бунина И.А. показал, как автор передал условность существующего миропорядка. Пространство и время принимают другие формы и окрашиваются совсем в иные тона в душе человека. Описание последнего в их жизни осеннего вечера занимает большую часть произведения, в то время как тридцать лет жизни — всего один абзац

Во время ужина в столовой вместе с главной героиней мы ощущаем едва уловимые вздохи, замечаем каждый наклон головы, видим бесконечно меняющиеся всех присутствующих, и незаметно к нам приходит понимание того, что все эти малозначительные на первый взгляд детали и есть самое важное

Детальное описание столовой с запотевшими от самовара окнами, жаркой лампы над столом в первой части рассказа противопоставляется бесконечному списку городов и стран, в которых пришлось побывать нашей героине: Чехия, Турция, Болгария, Бельгия, Сербия, Париж, Ницца… От небольшого и уютно-нежного дома веет теплом и счастьем, в то время как от прославленной Европы с «коробками из шоколадного магазина в атласной бумаге с золотыми шнурочками» — серостью и равнодушием.

Продолжая анализ «Холодной осени» Бунина И.А., хочется остановиться на «тайном психологизме», который используется писателем для передачи внутренних переживаний главных действующих лиц. Прощальная встреча имеет свое лицо и изнанку: внешняя безучастность, притворная простота и рассеянность главных героев скрывают их внутреннее смятение и страх перед будущим. Вслух произносятся незначительные фразы, преувеличенно спокойные слова, в голосе звучат ноты безразличия, но за всем этим чувствуется возрастающее волнение и глубина чувств. От этого становится «трогательно и жутко», «грустно и хорошо»…

Заканчивая анализ «Холодной осени» Бунина И.А., обратим внимание еще на одну немаловажную деталь. Персонажей в рассказе не так много: герой и героиня, родители, муж, его племянник с женой и маленькой дочкой..

Но кто они? Ни одно имя не названо. Хотя в самом начале звучит имя кронпринца — Фердинад, убийство которого стало предлогом для и привело к описываемой трагедии. Таким образом, автор пытается донести, что трагическая судьба главных героев как исключительна, так и типична, потому что война — это всеобщая трагедия, которая редко кого обходит стороной.

Мещерякова Надежда.

Классика.

Две основные части повествования

Анализируя «Холодную осень» Бунина понимаешь, что рассказ разделен на две части: локальную и историческую. В локальной задействованы герои, их проблемы, близкое окружение, а в историческую часть вошли такие имена и термины как Фердинанд, Первая мировая война, европейские города и страны, например, Париж, Ницца, Турция, Франция, Екатеринодар, Крым, Новочеркасск и так далее. Этот прием погружает читателя в конкретную эпоху. На примере одной семьи можно глубоко вжиться в состояние людей того времени. Очевидно, что писатель осуждает войну и ту разрушительную силу, которую она несет. Не случайно лучшие книги и кинофильмы о войне пишутся и снимаются без военных сцен. Так, фильм «Белорусский вокзал» — картина о судьбах людей, выживших после Великой отечественной войны. Фильм считается шедевром отечественного кинематографа, хотя в нем полностью отсутствуют батальные сцены.

Короткий пересказ «Холодная осень»

Краткое содержание «Холодная осень» Бунин:

Рассказчица вспоминает о женихе. Он всегда считался в семье своим человеком: его покойный отец был другом и соседом отца. В июне того года он гостил у них в имении. На Петров день были именины отца, и за обедом он был объявлен женихом.

Девятнадцатого июля Германия объявила войну России. В сентябре он приехал на сутки — проститься перед отправлением на фронт. Все считали, что война кончится быстро, и свадьба не отменена, а всего лишь отложена.

После ужина рассказчица долго гуляла с женихом по саду, и он вспоминал стихи Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот». Она сказала, что не переживёт его смерти, а он ответил, что будет ждать её там: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Утром он уехал. Мать рассказчицы надела ему на шею маленький шёлковый мешочек — в нём был золотой образок, который носили на войне её отец и дед.

Убили его через месяц в Галиции. С тех пор прошло тридцать лет, рассказчица многое пережила. Весной восемнадцатого года, когда отца и матери уже не было в живых, она жила в подвале у торговки на Смоленском рынке и продавала кое-что из оставшегося у неё — колечко, крестик, меховой воротник, побитый молью.

Здесь на Арбате рассказчица встретила прекрасного человека, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж. С мужем и его племянником, семнадцатилетним мальчиком, она уехала в Екатеринодар и пробыла на Дону и на Кубани больше двух лет.

Зимой с огромной толпой беженцев они отплыли из Новороссийска в Турцию. По дороге, в море, муж рассказчицы умер от тифа. У неё осталось только трое близких: племянник мужа, его молоденькая жена и их семимесячная дочь.

Через некоторое время племянник с женой уплыли в Крым, к Врангелю, где пропали без вести. Их дочь рассказчице пришлось воспитывать одной.

Рассказчица долго жила в Константинополе, тяжёлым, чёрным трудом зарабатывала на жизнь себе и девочке. Потом они скитались, прошли Болгарию, Сербию, Чехию, Бельгию, Париж, Ниццу. Девочка выросла, осталась в Париже, стала француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной к вырастившей её женщине. Рассказчица осталась жить в Ницце «чем бог пошлёт».

Так рассказчица пережила смерть единственного любимого человека. Она горячо верит: где-то там он ждёт её. Она «пожила, порадовалась» и уже скоро придёт к нему.

Рассказ «Грамматика любви» Бунина был написан в 1915 году. Как и большинство произведений писателя, книга посвящена любви. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Грамматика любви» на нашем сайте. Это была излюбленная тема всего творчества Бунина, который мог, как никто другой, показать всю многоликость и многогранность этого чувства. Сжатый пересказ будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Известные названия проекта

Анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»

Анализ рассказа следует начать
с достаточно традиционной, но действенной
формы — чтения учителем самого текста. Как
известно, преподаватель, читающий вслух,
становится первым интерпретатором произведения,
расставляет с помощью голоса и интонации его
смысловые акценты. Бунинский рассказ небольшой
по объёму, и чтение его в начале урока тем более
целесообразно, что не занимает много времени.

Следующий этап урока — “слово учителя”,
необходимо и как вступление, и как напоминание
ученикам о главных темах бунинской прозы (лекция
по творчеству писателя и анализ стихотворений
уже проводились ранее).

Сам анализ текста целесообразно начать с
выделения в рассказе базовых мотивов и
художественных приёмов. На доске предварительно
выписаны эти моменты.

Фабула и персонажи.

Хронотоп: бытийное и бытовое пространство и
время, реальное и космическое.

Цветопись и “тактильность” текста.

Мотивы (любви, смерти, памяти, жизни).

Дома ученики должны были найти в тексте
проявления этих мотивов и выписать как можно
больше примеров на каждый из пунктов. По ходу
урока схема на доске будет расширяться и
дополняться сделанными на уроке наблюдениями.
Учителю необходимо подчеркнуть принципиальную
последовательность зафиксированных на доске
тем.

Первый вопрос учителя звучит так:

— Какова фабула рассказа? Изложите её в
нескольких предложениях.

Есть некий он, есть она — они любят друг
друга; должна была состояться свадьба. Девушка
очень боится потерять его. Он убит на войне. И
потом всю свою жизнь (тридцать лет) она сохраняет
память об одном-единственном вечере — их
самой счастливой встрече.

Необходимо начать с того, что лежит на
поверхности текста, что может воспринять любое
обыденное сознание. Ученики выясняют, что фабула
слишком проста, значит, смысл нужно искать
глубже.

Если школьники не обратят внимания на важную
черту бунинской любовной прозы — отсут­ствие
у героев имён, обозначение их только
местоимениями (особый приём Бунина,
подчёркивающий обобщённость судеб людей,
трагедию всех), можно задать провокационный
вопрос: почему при пересказе фабулы вы
постоянно делаете “речевую ошибку” —
повторяете местоимения “он” и “она”?

От обыденного уровня восприятия текста
переходим к работе с художественными
категориями.

— Любой художественный текст, как вам
известно, соотносится с универсальными
категориями — пространством и временем,
которые в тексте приобретают значение
символическое. Как “сконструировано” данное
произведение, какие хронотопы мы можем выделить
и как они связаны друг с другом?

Один из учеников составляет схему, а остальные
комментируют текст. Постепенно вырисовывается
такая картина.

  • Дом как храм и оберег и последующее его
    разрушение; соответственно жизнь как путь и
    скитание.
  • Путь как жизненный путь одного человека и как
    исторический вектор России начала XX века.
  • Наконец, дом, лишённый пространственных границ,
    дом, находящийся за пределами земного мира. Это
    то пространство, куда стремится героиня к своему
    возлюбленному, это движение к бессмертию: “И я
    верю, горячо верю: где-то там он ждёт
    меня — с той же любовью и молодостью, как в тот
    вечер
    ”. “Ты поживи, порадуйся на свете,
    потом приходи ко мне…” “Я пожила,
    порадовалась, теперь уже скоро приду”. Вместе с
    учениками учитель отмечает ключевые слова
    фрагмента: “где-то там”, “тот вечер”, “ко
    мне”
    . Таким образом, Бунин переводит
    пространство земное в пространство космическое,
    время линейное во время вечное.

· Время как мгновение (жизнь человеческая) и
как вечность. Вечность у Бунина всегда циклична и
неуничтожима

Так, героиня говорит в конце
рассказа про единственный их вечер: “И это всё,
что было в моей жизни — остальное ненужный сон”.
Учитель обращает внимание старшеклассников на
слова “сон” и “ненужный”

— Почему жизнь названа сном?

Мотив жизни как сна (в буддистском понимании)
вообще свойственен бунинской поэтике. Жизнь —
это иллюзия, но иллюзия горестная и трагическая.

— Кто виноват в этой трагедии? Война?
Революция? Бог? Неправильное социальное
устройство?

Бунин внесоциален, поэтому и война, и революция,
и история для него лишь частные проявления
мирового зла, которое неуничтожимо. Весь
рассказ — это попытка писателя понять и
осмыслить, как мировое зло отражается на судьбе
отдельного человека. Опять вспомним: у героев нет
имён, и это подтверждение тому, что разные
человеческие судьбы одинаковы, что человек
является игрушкой в руках рока.

Затем учитель акцентирует внимание
старшеклассников ещё на одном важном временном
аспекте произведения:

— Обратим внимание, что весь рассказ
написан как воспоминание героини о прошлом.
Какой мотив в связи с таким построением
художественного времени проявляется в тексте?

Память. В мировом хаосе она является спасением
от забвения. Память, по Бунину, не менее, а более
реальна, чем поток действительности. Она всегда
связана с культурой, которая есть сохранение
всего того, что уходит в небытие.

Преподаватель может прочитать ряд
стихотворений Осипа Мандельштама (например, из
цикла «Камень»), в которых наиболее ярко
проявляется так называемая “культурная
память” — особого рода поэтическая
категория, служившая Мандельштаму основой его
отношения к ценностям культуры. Такое обращение
к “чужому” голосу позволит проложить пути к
изучению поэтики акмеизма, а также сравнить “две
памяти” великих художников слова.

— Какие художественные средства
использует Бунин, чтобы подчеркнуть реальность
памяти и ирреальность действительности? Как
известно, Бунин — мастер описания тонких
человеческих ощущений и состояний природы. И в
этом он близок к импрессионизму.

Прежде всего цветопись, светопись и
“тактильность”. Также в произведении мы видим
прямое включение стихотворной цитаты. Что
касается импрессионизма, то герой в рассказе
словно намеренно читает своей возлюбленной
стихотворение Фета, так как именно в творчестве
Фета много импрессионистических черт.

— Поработаем с этими категориями: назовите
основные цвета, описания физических ощущений
героев и определите значения цитируемых героем
строчек Фета в контексте рассказа (один ученик на
доске выписывает слова: “цвет”,
“тактильность”, “интертекст”).

Цвет и свет. Ученики называют слова,
обозначающие цвета, и дают их символическую
интерпретацию, используя «Словарь символов»:
“чёрное”, “блестящее”, “красное”,
“солнечное”, “минерально-блестящие звёзды”,
“сверкающее солнце”. Чёрный цвет — трагедия
человека, предчувствие беды. Красный — цвет
крови и также трагедии, цвет, знаменующий будущую
катастрофу. Золотой (осень) связан с природой.
Сочетаясь, цвета подчёркивают неразрывную связь
человеческих ощущений с природным началом.
Школьники отмечают, что эпитет “блестящие”
(“светящиеся”, “сверкающие”) объединяет такие
художественные детали, как звёзды (“блестящие
звёзды”), окна дома (“как… по-осеннему светят окна
дома”), глаза героини (“как блестят глаза”) и
делают вывод о единстве всего в мире: природы,
человека, неодушевлённых объектов (дом).

Много слов в рассказе посвящено ощущениям
героев. Уже само название — «Холодная
осень» — обозначение не только холодного
времени года, но и метафорически — холода
этого мира по отношению к человеку, всё того же
мирового зла. Старше­классники называют слова и
словосочетания, связанные с темой холода:
“запотевшие от пара окна”, “удивительно ранняя
и холодная осень”, “протёрла стекло платком”,
“ледяные звёзды”, “сверкающий изморозью”.

Что же касается Фета, то это и символ русской
дореволюционной старины, и поэтическое
осмысление природы, и наконец, приятие смерти,
вечности. У Фета не замерзание и умирание, а
вечное грандиозное движение по кругу; недаром в
стихо­творении употреблено слово “пожар” —
антитеза холодному и ледяному миру.

— Какие ещё традиционные мотивы
встречаются в тексте?

Любовь и смерть. Любовь, по Бунину, тоже
прикосновение к вечности, а не путь к земному
счастью, в художественном мире Бунина не найти
счаст­ливой любви. Любовь у Бунина вне законов
времени и пространства, и поэтому смерть не
только не уничтожает любви, но является
продолжением её в вечности. Несмотря на
кратковременность любви, она всё равно остаётся
вечной — она неуничтожима в памяти героини
именно потому, что мимолётна в жизни. Неслучайно
рассказ заканчивается мотивом любви: “Но,
вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда
спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей
жизни? И отвечаю себе: только тот холодный
осенний вечер”.

Заканчивая анализ рассказа, отметим, что его
финал открыт для дальнейших интерпретаций.
Поэтому в качестве домашнего задания дадим
небольшое сочинение-эссе, темой которого станут
слова героини в конце рассказа: «И это всё, что
было в моей жизни — остальное ненужный сон».

Главные герои и их характеристика

Основными действующими лицами рассказа «Холодная осень» являются двое влюблённых, образы которых Многомудрый Литрекон объединил в таблице. Автор намеренно не называет их имена. Эта деталь не столь важна, гораздо значимее сама история, отражающая судьбу России.

Она В начале повествования главная героиня предстаёт перед нами молодой девушкой, тонкой и романтичной натурой. Она по-настоящему любит своего жениха, боится мыслей о том, что его могут убить в кровавом сражении. Девушка пытается прятать свои истинные чувства за маской безразличия в момент прощания с уходящим на войну офицером. В один момент рушится вся её привычная жизнь. После смерти возлюбленного героиня сильно меняется, перестаёт быть ребёнком. Она называет себя «бабой в лаптях», практически перестаёт радоваться всему происходящему вокруг. Жизнь данного персонажа сводится лишь к одному холодному осеннему вечеру: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер».
Он Главный герой — добрый, чуткий человек, который без страхов и сомнений отправляется на войну, чтобы выполнить свой долг, защитить Отечество. В сцене прощания чётко видно, что офицер — отличный психолог. Он чувствует настроение своей возлюбленной и делает всё, чтобы успокоить её, разрядить напряжённую обстановку прощания. Герой философски относится к жизни, его не страшит возможная смерть. Кроме того, персонаж желает лишь счастья своей невесте. Он просит её радоваться всему происходящему, не торопиться умирать.
Россия Образ России в рассказе «Холодная осень» тоже очень важен. Для основных действующих лиц рассказа страна — это место, где расположен их тёплый и столь любимый дом. Однако из-за революции и бесконечных боевых действий главная героиня была вынуждена уехать. В эмиграции девушка так и не смогла найти себе кров. Счастье ассоциировалось у неё именно с Родиной, а не с вечными скитаниями. Хоть в рассказе и нет чёткого описания страны и того, что на тот момент происходило в ней, некоторые события произведения дают понять: привычный мир рушился. Многие интеллигенты вынуждены были покидать свои дома, отправляться за границу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Россия больше не является самодержавной. Во время войны происходит революция, появляется новое правительство, полностью меняются социальные роли людей в обществе. Начинается абсолютно новый этап в развитии страны.И только время покажет, к чему приведут эти изменения.

Демократия характеристика политического режима, плюсы и минусы

Смоленский рынок

Прошло четыре года. Не осталось ни отца, ни матери главной героини. Она жила в Москве, недалеко от Смоленского рынка. Как и многие занималась торговлей: продавала то, что у нее осталось от былых времен. В один из этих серых дней девушка познакомилась с человеком удивительной доброты. Это был немолодой отставной офицер, который вскоре женился на ней.

После Октябрьской революции гражданских чинов и сословий больше не существовало. Дворяне лишились также и земельной собственности, которая являлась для многих основным источником существования. Найти новые источники было сложно еще и в силу классовой дискриминации.

При анализе текста Бунина «Холодная осень» стоит привести несколько цитат. В свой недолгий московский период героиня проживала в подвале у одной торговки, которая к ней обращалась не иначе как «ваше сиятельство». В этих словах было, конечно, не уважение, а издевательство. Представители дворянства, которые еще несколько лет назад жили в огромных роскошных усадьбах, вдруг оказались на самом дне социальной жизни. Справедливость восторжествовала – примерно так думали те, что еще вчера перед ними раболепствовали.

Чему учит?

После прочтения рассказа «Холодная осень» вывод напрашивается сам собой: лишь любовь способна подарить людям радость и счастье. Её нужно беречь, сохранять в течение всей жизни, ведь никогда не знаешь, что может случиться завтра.

О чем заставляет задуматься рассказ «Холодная осень»? О том, что судьба — это то, над чем мы не имеем власти. Стоит спокойно принимать все лишения и утраты, стараться находить что-то хорошее во всех происходящих событиях. Ко всему в жизни нужно относиться философски. Смерть является одним из жизненных этапов. Её не стоит бояться. Такова мораль произведения.

Смоленский рынок

Прошло четыре года. Не осталось ни отца, ни матери главной героини. Она жила в Москве, недалеко от Смоленского рынка. Как и многие занималась торговлей: продавала то, что у нее
осталось от былых времен
. В один из этих серых дней девушка познакомилась с человеком удивительной доброты. Это был немолодой отставной офицер, который вскоре женился на ней.

После Октябрьской революции гражданских
чинов и сословий больше не существовало. Дворяне лишились также и земельной собственности, которая являлась для многих основным источником существования. Найти новые источники было сложно еще
и в силу классовой дискриминации.

При анализе текста Бунина «Холодная осень» стоит привести несколько цитат. В свой недолгий московский период героиня проживала в подвале у одной торговки, которая к ней обращалась не иначе как «ваше сиятельство». В этих словах было, конечно, не уважение
, а издевательство. Представители дворянства, которые еще
несколько лет назад жили в огромных роскошных усадьбах, вдруг
оказались на самом дне социальной жизни
. Справедливость восторжествовала — примерно так думали те, что еще
вчера перед ними раболепствовали.

Скачать:

Эмиграция

О том, что происходило после гибели возлюбленного, героиня рассказывает как о странном непонятном сне. Она вышла замуж, затем уехала в Турцию. Муж по дороге умер от тифа. Близких у неё совсем не осталось. Только племянник мужа и его жена. Но они вскоре отправились к Врангелю, в Крым, оставив ей семимесячную дочку.

С ребёнком она долго скиталась. Была и в Сербии, и в Болгарии, и в Чехии, и во Франции. Обосновалась в Ницце. Девочка выросла, живёт в Париже, к женщине, которая ее воспитала, дочерних чувств не испытывает.

В 1926 году в Европе проживало около тысячи русских беженцев. Пятая часть из них осталась во Франции. Тоска по родине, которой больше не существует – вот основа душевных терзаний русского эмигранта.

Анализ текста «Холодная осень»

И.А. Бунин в этом коротком произведении старается изобразить важнейший момент в жизни героини. Описанию холодного и прощального вечера отводится более половины произведения, а тридцатилетним скитаниям – остальная небольшая часть.

Однако образ мысли героини не настолько критичен, чтобы обвинять кого-либо или что-либо. Рассказчица тоскует только по одному фрагменту жизни и желает вернуться в ту холодную осень.

Рассказы Ивана Бунина всегда отличались проникновенностью и своеобразной тонкостью повествования. Это произведение — рассказ женщины, которая описывает свою жизнь. В частности, она описывает один вечер своей молодости, когда она чувствовала себя почти счастливой и ярко проживала каждый момент.

Сюжет рассказа прост — главная героиня повествует о начале Первой Мировой войны и о знаковом вечере, который навсегда остался в её памяти. Далее она рассказывает о том, что было дальше, о лишениях, о смерти, о миграции. Но, подводя некий итог своей жизни, она всякий раз возвращается к холодной осени 14-го года. Тогда вся семья её была жива, а чувства с ныне погибшим женихом только разгорались. Композиция рассказа и построена на факте возвращения повествования в прошлое.

В рассказе все действующие лица прописаны не очень подробно. Известно, что у девушки, влюблённой в будущего солдата, есть отец и мать, много родни. Так же позже, после смерти последних, появляется сварливая московская торговка, новый муж, девочка, которая забывает доброту женщины. Все эти сумбурные события, лица были и прошли. Но, кажется, что лишь тот холодный осенний вечер, любимый жених и родители остаются в душе у героини.

Отношение писателя к этой женщине по-отечески тёплое. Он понимает её мысли, её боль. Он знает, что война и революция сломали личное счастье многих, и пишет об одной из жертв эту самую историю. Бунин использует изобразительно- выразительные средства. Среди них эпитеты — «ранняя», «холодная»- отображающие осень, олицетворение – «светят окна дома», метафоры- «сучья, осыпанные звёздами». Все средства создают в произведении особую, мягкую атмосферу. Любовь девушки и её жениха, тишина прекрасного вечера, мерцание звёзд, вечность…

Это — рассказ — воспоминание. Воспоминание сквозь сон всей жизни, как выразилась в тексте сама героиня. Дорогая сердцу ностальгия живёт в её памяти и сердце навсегда. Ивану Бунину присуще такое тонкое понимание душевной организации людей. В особенности эта его работа глубока с психологической точки зрения. Небольшой по размеру, рассказ вбирает в себя трагедию одной нежной души. Её простое счастье украло противостояние держав и гонка оружия. А ведь как много тех, кто лишь хочет жить в спокойствии и ценить каждый момент жизни, как героиня ценила тот прохладный вечер осени.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий