Анализ романа «идиот» (ф. м. достоевский)

Мышкин и Барашкова

События следующей части романа развиваются через полгода. За это время Мышкин получает наследство от своей тетки. Он теперь самодостаточный и состоятельный аристократ. У него был роман с Настасьей Филипповной, которая так и не вышла ни за него, ни за Рогожина.

На фоне нервного напряжения, связанного с проблемами в личной жизни, у Мышкина прогрессирует душевная болезнь и эпилепсия. Он лечится. После реабилитации князь приезжает в дом Епанчиных. Аглая в него влюблена, Лев Иванович решает на ней жениться. Идет подготовка к свадьбе, но внезапно появляется Настасья Филипповна, и Мышкин уже сомневается в правильности своего решения.

В результате он снова отдает предпочтение своей бывшей любовнице. Князь предлагает Барашковой выйти за него замуж. Настасья Филипповна соглашается. Готовится новая свадьба, но невеста сомневается в своем решении. Она просит помощи у Рогожина, который приезжает к ней и забирает к себе.

Характеристика

Настасья Филипповна — героиня довольно противоречивая. Действующие лица романа характеризуют ее по-разному. Какой эту женщину видит Мышкин? Впервые взглянув на ее портрет, он поражен. Однако поражен не красотой, а скорее страшным сочетанием гордости и презрения, которое можно прочитать в ее взгляде. Бледное лицо, чуть впалые щеки, странный огонь в глазах — всё это видит князь на портрете 25-летней женщины. В этот момент он словно угадывает прежнюю и дальнейшую судьбу Настасьи Филипповны. Затем, став миллионером, пытается спасти ее. Но тщетно. Это женщина испытывает презрение не только к окружающим, но и к самой себе.

Экранизации[править | править код]

Флоренция. Мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот»

  • «Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
  • «Идиот» — фильм Сальваторе Аверсано (Италия, 1919)
  • «Князь-идиот» — фильм Эудженио Перего (Италия, 1920)
  • «Неверные души» — фильм Карла Фрёлиха (Германия, 1921)
  • «Идиот» — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946). В главной роли Жерар Филип, его роль в немецком переводе озвучил актёр Макс Эккард)
  • «Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
  • «Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
  • «Идиот» — телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
  • «Идиот» (ТВ) / L’idiot — фильм Андре Барсака (Франция, 1968)
  • «Идиот» — фильм Александры Ремизовой (СССР, театр им. Вахтангова, 1979)
  • «Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
  • «Идиот» — фильм/мини-сериал Мани Каула (Индия, 1992)
  • «Настасья» — фильм Анджея Вайды (Польша, 1994)
  • «Возвращение идиота» — фильм Саши Гедеона (Германия, Чехия, 1999)
  • «Даун Хаус» — фильм-пародия Романа Качанова (Россия, 2001)
  • «Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
  • «Идиот» — фильм Пьера Леона (Франция, 2008)
  • В августе 2010 года эстонский режиссёр Райнер Сарнет приступил к съёмкам фильма «Идиот» по одноимённой книге Достоевского. Премьера состоялась 12 октября 2011 года.

Темы

Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:

  1. Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
  2. Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
  3. Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
  4. Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
  5. Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
  6. Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.

Персонажи

  • Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.
  • Настасья Филипповна Барашкова — красивая женщина из дворянской семьи. Содержанка А. И. Тоцкого. Она вызывает сострадание и жалость князя Мышкина, который жертвует многим, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
  • Парфён Семёнович Рогожин — сероглазый, тёмноволосый двадцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.

Семейство Епанчиных:

  • Лизавета Прокофьевна Епанчина — дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Весьма вздорная порой, но очень ранимая и чувствительная.
  • Иван Фёдорович Епанчин — богатый и уважаемый в петербургском обществе, генерал Епанчин. Родился в низшем слое.
  • Александра Ивановна Епанчина — старшая сестра Аглаи, 25 лет.
  • Аделаида Ивановна Епанчина — средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
  • Аглая Ивановна Епанчина — самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский, протеже княгини Белоконской. Впоследствии вышла замуж за польского графа «после короткой и необычайной привязанности».

Семейство Иволгиных:

  • Ардалион Александрович Иволгин — отставной генерал, отец семейства. Лгун и пьяница.
  • Нина Александровна Иволгина — жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
  • Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин — амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну, но всё равно готов жениться на Настасье Филипповне за обещанное приданое 75 000 рублей.
  • Коля Иволгин — младший брат Гани,16 лет.
  • Варвара Ардалионовна Птицына — сестра Гани Иволгина. Категорически против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Умелая интриганка, вхожа в дом Епанчиных, для того, чтобы свести Аглаю с Ганей.
  • Иван Петрович Птицын — ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.

Другие немаловажные лица:

  • Фердыщенко — арендует комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль шута.
  • Афанасий Иванович Тоцкий — миллионер. Растил, а затем содержал Настасью Филипповну Барашкову после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
  • Ипполит — чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
  • Келлер — боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
  • Лебедев — чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.

Епанчин Иван Федорович — генерал, герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»

Data: 08.10.2011 12:37 |


Епанчин Иван Федорович — персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот», генерал, муж Елизаветы Прокофьевны Епанчиной, отец Александры. Аделаиды и Аглаи Епанчиных.

Вид: персонажи романа Ф.М.Достоевского «Идиот» 

«Генерал Епанчин жил в собственном своем доме, несколько в стороне от Литейной, к Спасу Преображения. Кроме этого (превосходного) дома, пять шестых которого отдавались в наем, генерал Епанчин имел еще огромный дом на Садовой, приносивший тоже чрезвычайный доход. Кроме этих двух домов, у него было под самым Петербургом весьма выгодное и значительное поместье; была еще в Петербургском уезде какая-то фабрика. В старину генерал Епанчин, как всем известно было, участвовал в откупах. Ныне он участвовал и имел весьма значительный голос в некоторых солидных акционерных компаниях. Слыл он человеком с большими деньгами с большими занятиями и с большими связями. В иных местах он сумел сделаться совершенно необходимым, между прочим и на своей службе. А между тем известно тоже было, что Иван Федорович Епанчин — человек без образования и происходит из солдатских детей; последнее, без сомнения, только к чести его могло относиться, но генерал, хоть и умный был человек, был тоже не без маленьких весьма простительных слабостей н не любит иных намеков. Но умный и ловкий человек он был бесспорно. Он. например, имел свойство не выставляться, где надо стушевываться, и его многие ценили именно за его простоту, именно за то, что он знал всегда свое место. А между тем, если бы только ведали эти судьи, что происходило иногда на душе у Ивана Федоровича, так хорошо знавшего свое место! Хоть и действительно он имел и практику, и опыт в житейских делах и некоторые, очень замечательные способности, но он любит выставлять себя более исполнителем чужой идеи, чем с своим царем в голове, человеком «без лести преданным» и — куда не идет век? — даже русским и сердечным. В последнем отношении с ним приключилось даже несколько забавных анекдотов; но генерал никогда не унывал, даже и при самых забавных анекдотах; к тому же и везло ему, даже в картах, а он играл по чрезвычайно большой и даже с намерением не только не хотел скрывать эту свою маленькую будто бы слабость к картишкам, так существенно и во многих случаях ему пригождавшуюся, но и выставлял ее. Общества он был смешанного, разумеется, во всяком случае, «тузового» Но все было впереди, время терпело, время все терпело, и все должно было придти со временем и своим чередом. Да и летами генерал Епанчин был еще, как говорится, в самом соку, то есть пятидесяти шести лет и никак не более, что во всяком случае составляет возраст цветущий, возраст, с которого, по-настоящему, начинается истинная жизнь. Здоровье, цвет лица, крепкие, хотя и черные зубы, коренастое, плотное сложение, озабоченное выражение физиономии поутру на службе, веселое в вечеру за картами или у его сиятельства, — все способствовало настоящим и грядущим успехам и устилало жизнь его превосходительства розами…»Генерал Епанчин, желая выдать замуж за Тоцкого свою старшую дочь Александру, активно участвует в планах последнего по «освобождению» от Настасьи Филипповны Барашковой путем выдачи ее замуж за протеже генерала — Ганю Иволгина. Но планы Ивана Федоровича простирались намного дальше устройства семейного счастья своего помощника: несмотря на солидный возраст, положение, строгую супругу и трех взрослых дочерен, генерал Епанчин «не без труда познакомится с Настасьей Филипповной» с весьма определенными планами, надеясь стать затем «другом дома» в семействе Гани. Именно с такими далеко идущими целями дарит генерал Епанчин Настасье Филипповне на ее 25-летие роскошный жемчуг, который она. впрочем, в тот же день обидно вернула ему при всем обществе.

Развитие отношений

С самого начала князь Мышкин предсказывает, что Рогожину и Настасье нельзя быть вместе — это плохо закончится. Лев Николаевич хорошо понимает, что творится у каждого человека в душе. Видимо, за это его и полюбила несчастная надломленная женщина. Он никого не осуждает, даже за самые тяжелые грехи. А она всегда мучается угрызениями совести, потому что жила с Тоцким, хоть и не по своей воле.

Хотя Лев Николаевич делает несчастной предложение руки и сердца, она отвергает его, чтобы пойти с купцом. И так она поступает неоднократно, то приближая к себе князя, то отталкивая его. А Парфен терпеливо ждет, хотя в душе у него бушует вулкан ревности.

Например, в порыве великодушия он «отдает» свою возлюбленную князю, хотя до этого хотел его убить из ревности. Но твердо держит слово, правда, лишь до тех пор, пока гордячка сама не обращается к нему с просьбой увезти ее. Рогожина, в отличие от Ганечки и Тоцкого, не волнует общественное мнение. Он готов предложить свою руку невзирая на сомнительную репутацию бывшей содержанки.

Примечания

Анализ финала

Трагичным выглядит финал произведения. К нему приводит отсутствие веры и абсолютная бездуховность большинства героев. В концовке романа Достоевский делает особый акцент на душевной и физической красоте, которые оказываются не в состоянии выжить среди жажды наживы, корысти и лицемерия.

Автор подчеркивает, что в обществе растет идеология «наполеонизма» и индивидуализма. В этом он видит серьезную проблему. Писатель выступает за свободу, на которую имеет право абсолютно любая личность. При этом он также убежден, что даже антигуманные поступки совершаются из-за бесконтрольного и неограниченного своеволия.

К преступлению, по мнению Федора Михайловича, приводит попытка индивида самоутвердиться. Считается, что в такой манере Достоевский негативно оценивал революционное движение, которого в то время активно зарождалось, отмечая, что оно становится самым типичным бунтом анархистов.

Значение имеет и то, что характеры всех без исключения персонажей при взаимодействии с князем Мышкиным развиваются исключительно в положительную сторону. Это происходит из-за того, что Лев Иванович становится олицетворением доброго человека, который живет в полном соответствии с библейскими традициями.

Подвиг и гибель

В октябре 1941 года Малоярославецкое направление считалось слабым местом при обороне Москвы. Чтобы защитить Ильинский рубеж, было решено направить туда курсантов подольских училищ, которые должны были удержать натиск противника до прихода подмоги. Алешкин тоже оказался на поле боя в качестве командира 4-й батареи артиллерийского училища.

Ситуация осложнялась тем, что большинство вчерашних курсантов, отправленных на передовую, были совсем юными. Многие не умели обращаться с оружием, которого тоже катастрофически не хватало. Приходилось использовать учебные образцы и даже музейные экспонаты.

Но защитники Ильинского рубежа отличались мужеством и желанием послужить на благо родине. Уже после прибытия на огневую точку они приступили к обороне и сражались, демонстрируя храбрость и самоотверженность, которой никто не ожидал от 17-летних мальчишек. В итоге удалось уничтожить десятки танков и бронемашин противника, а также тысячи немецких солдат, которые были поражены таким сопротивлением со стороны советских военных.

Но оборону не удалось бы долго удерживать, если бы не находчивость командиров. Особое значение имеет подвиг Афанасия Ивановича. Лейтенант замаскировал дот под сруб сарая и вел обстрел по противнику оттуда. Когда немецкие солдаты открывали ответный огонь, офицер отдавал приказ переместить орудие в запасной окоп, где пережидал атаку.

Алексей Бардуков в роли Афанасия Алешкина (кадр из фильма «Подольские курсанты»)

Гитлеровцы были уверены, что после такого сильного обстрела в укрытии никто не мог выжить и уверенно шли в атаку, но подчиненные Алешкина вновь занимали оборонительную позицию и продолжали уничтожение вражеских солдат. За это дот Афанасия Ивановича был назван неумолкающим, или оживающим дотом.

Лейтенанту удавалось сдерживать натиск противника больше недели, хотя изначально подольским курсантам требовалось продержаться хотя бы 5 дней, но в итоге хитрость военного раскрыли. 16 октября 1941 года немцы подобрались к доту с тыла и забросали его гранатами, что стало причиной смерти командира и еще 6 артиллеристов, которые были у него в подчинении.

В целом при обороне Ильинского рубежа из 3500 подольских курсантов выжили около 1000. Они дождались прибытия резервных сил и смогли продолжить учебу в Иваново. Благодаря этим солдатам следующие поколения узнали об Алешкине, который сумел задержать врага ценой жизни и повлиять на исход Второй мировой войны.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

2 вариант

Фигура Афанасия Ивановича Тоцкого – одна из центральных в литературном русском классическом произведении, романе Достоевского « Идиот».

Это мужчина средних лет. Он довольно богатый помещик, натуральный дворянин, пользующийся почтением между представителями высших сословий петербуржского общества. Его авторитет достаточно влиятелен. Афанасий Иванович отличался умом и утонченностью. Его взгляды на жизнь консервативны и своеобразны. Он самовлюблен, но характер его слаб.

Слабохарактерность в большей мере проявлялась в сострадании и доброте. После смерти Филиппа Александровича Барашкова он воспитывал и содержал его дочку Настасью. Дворянин окружил ее заботой, дал ей образование и привил правила этикета, без которых она не выжила бы в обществе того времени. Она ни в чем не нуждалась. Девушка росла вместе с детьми Афанасия, как родная. По правде сказать, он не по доброте душевной согласился помогать молодой девушке. Все дело в том, что Тоцкий очень любил красивых девушек и в будущем планировал вступить с ней в брак. По мере взросления девочки их отношения становились все более непростыми.

Настасья Филипповна стала красавицей. Она была интересна и образована. Девушка стала жить с Афанасием Ивановичем в его имении в Отрадном. Несмотря на желание Тоцкого жениться на юной красавице, Настасья имела множество ухажеров, и предпочитала их. Общество приняло девушку уважением и почтением. Ей удавалось очаровывать людей с первого взгляда. Проблема отношений Тоцкого и Настасьи чуть не обернулась трагедией для героев. Афанасий Петрович чуть не стал причиной самоубийства Настасьи, а Девушка своим равнодушием чуть не толкнула мужчину под ружье. Молодая красавица возымела необычайную власть над помещиком. Он исполнял все ее прихоти и иногда даже боялся ее. Перед ней он чувствовал свою беспомощность.

В связи с побегом Настасьи Тоцкий принимает решение сочетаться браком с дочкой генерала Епанчина Александрой. Но и эта затея не заканчивается для него благоприятно. Афанасий желает прекратить все отношения с Настасьей Филипповной. Она стала ему в тягость, и дворянин решает отдалить от себя девушку с помощью замужества ее с Ганей Иволгиным. Он даже не жалеет денег на приданное для Настасьи. Но и эта идея остается неосуществленной.

Произведение заканчивается тем, что Афанасий влюбляется во французскую маркизу и уезжает жить на ее родину.

Какие художественные средства в жуковского «ивиковы журавли» , ! 15 !

1.в лирических стихотворениях фета незнакомое, единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое, как близкое тебе, быть может, даже бывшее и с тобой. это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя.

5.лирический герой восторгается чудесной майской ночью, именно по этой причине во всем тексте произведения множество восклицаний: какая ночь! на всем какая нега! , родной полночный край! из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май! 3.стихотворение начинается демонстрацией общей картины этой дивной ночи. главная характеристика прекрасной майской ночи — это «нега». ночь нежна, спокойна. ее теплый воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. за это герой родному краю. в майскую ночь герой фета вспоминает о зимнем «царстве».

2.может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег? а еще май «свеж и чист» своей юной, едва распустившейся зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не узнавшего, что такое изнурительная жара. именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе: какая ночь! все звезды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь, и в воздухе за песнью соловьиной разносятся тревога и любовь. конкретные образы: звезды, соловьиная песня. слова поэта противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное. 1ерой пейзажной лирики фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, именно поэтому стихи фета заключают в себе такую точность и одновременно неуловимость образов, удивительную лиричность и красоту в описании природы. 3.фет и его лирический герой стремятся постичь красоту и таинственность этой чудесной ночи, и стихотворение обретает все большую точность, приближаясь к пейзажной зарисовке: березы ждут. их лист застенчиво манит и тешит взор. они дрожат. так деве новобрачной и радостен и чужд ее убор. как тонко подмечена каждая деталь! ничто не ускользнуло отвнимательного взгляда автора.

4.многие из его стихов положены на музыку. фет воспевает любовь и красоту в каждом своем стихотворении. описание природы в его стихах удивительно тонко, поэзия фета передает неуловимые изменения в природе, и в его стихах все живое отражается в движении.

Профилактика — забота о своем будущем

Профилактические мероприятия, проводимые на уровне государственной системы здравоохранения, должны иметь систематический характер и включать комплекс таких мер, как:

  • обеспечение населения качественной питьевой водой;
  • контроль состояния водозаборных сооружений и канализационных стоков;
  • диспансеризация населения, своевременное выявление и санация зараженных лямблиозом лиц;
  • организация санитарного просвещения, особенно среди лиц, имеющих высокий риск инфицирования;
  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в детских дошкольных и лечебных учреждениях.

Чтобы взрослым и детям избавиться от лямблий навсегда, нужно не только вылечиться от них, но и не заразиться снова. Индивидуальные меры защиты от заражения заключаются в строгом соблюдении правил личной гигиены, тщательной обработке сырых фруктов и овощей, уничтожении мух и тараканов, как потенциальных переносчиков инфекции.

Нельзя пить сырую воду из природных водоёмов в туристическом маршруте. Во время поездок и путешествий в районы повышенного риска следует избегать напитков и блюд, приготовленных с кубиками льда, и пить только бутилированную воду.

Биография Достоевского — кратко и самое главное

Ф.М. Достоевский

Будущий гениальный писатель родился в Москве и был вторым ребенком, из восьми, в семье. Отец Михаил Андреевич Достоевский зарабатывал на жизнь медициной, а мать Мария Федоровна Нечаева принадлежала купеческому сословию.  Не смотря на то, что семья Достоевских жила скромно, Федор Михайлович получил отличное воспитание и образование и с раннего возраст привил любовь к чтению книг. В семье боготворили творчество Пушкина. В довольно раннем возрасте Достоевский познакомился с классикой мировой литературы: Гомером, Сервантесом, Гюго и др.

Сам автор вспоминает: «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».

Но по исполнению 16 лет в жизни писателя случается первая трагедия – чахотка (туберкулёз легких) уносит жизнь его матери.

После чего отец семейства отправляет Федора и его старшего брата Михаила на обучение в Главное инженерное училище. Сколько бы сыновья не протестовали, отец настаивал на специальном образовании, которое в дальнейшем могло обеспечить материальное благополучие.

В 1843 году Достоевский оканчивает училище и зачисляется полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но через год службы подает в отставку, чтобы целиком и полностью посвятить себя литературе.

В 1845 году издается первый серьезный роман «Бедные люди», после которого литературная общественность признает талант писателя. Начали поговаривать о «новом Гоголе».

Вскоре на место резко обрушившейся славы на писателя надвигается очередная трагедия. В 1850 году Достоевского приговаривают к смертной казни. В самый последний момент её заменили каторгой и последующей ссылкой в Сибирь на четыре года.

Чего же противозаконного сотворил гениальный литератор? Дело в том, что с 1846 года писатель стал водить дружбу с Патрашевским Михаилом Васильевичем, убеждённым социалистом. Он посещал так называемые «пятницы Петрашевского», где в основном обсуждалась музыка, литература и отчасти политика. Кружок выступал за отмену крепостного права и призывал к борьбе с коррупцией.

В результате вся группа инакомыслящих по личном приказу императора Николая I* была взята под пристальное внимание, затем арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Для справки
*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855)

Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Для справки
*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855). Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Арестованных обвинили в вольнодумстве и приговорили к расстрелу.

Но затем приговор был смягчен. Николай I добавил лично: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни».

изображение смертной казни — расстрел

Инициирование приговора осуществилось 22 декабря 1849 года. После такой импровизации один из приговоренных (Григорьев) через некоторое время сошел с ума. Свое душевное потрясение Достоевский как раз и изложил в одной из глав романа «Идиот». Поэтому предлагаю переключиться на сюжет книги, но мы непременно вернемся еще к биографии писателя чуть ниже.

Экранизации

Флоренция. Мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот»

  • «Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
  • «Идиот» — фильм Сальваторе Аверсано (Италия, 1919)
  • «Князь-идиот» — фильм Эудженио Перего (Италия, 1920)
  • «Неверные души» — фильм Карла Фрёлиха (Германия, 1921)
  • «Идиот» / L’Idiot — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946). В главной роли Жерар Филип, его роль в немецком переводе озвучил актёр Макс Эккард)
  • «Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
  • «Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
  • «Идиот» — телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
  • «Идиот» (ТВ) / L’idiot — фильм Андре Барсака (Франция, 1968)
  • «Идиот» — фильм Александры Ремизовой (СССР, театр им. Вахтангова, 1979)
  • «Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
  • «Идиот» — телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
  • «Настасья» — фильм Анджея Вайды (Польша, 1994)
  • «Возвращение идиота» — фильм Саши Гедеона (Германия, Чехия, 1999)
  • «Даун Хаус» — фильм-пародия Романа Качанова (Россия, 2001)
  • «Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
  • «Идиот» — фильм Пьера Леона (Франция, 2008)
  • В августе 2010 года эстонский режиссёр Райнер Сарнет приступил к съёмкам фильма «Идиот» по одноимённой книге Достоевского. Премьера состоялась 12 октября 2011 года.

Происхождение и история рода

Родоначальник их, Семён Константинович Епанча (V колено), правнук боярина Андрея Ивановича Кобылы, жил во второй половине XV века.

Алексей Иванович Епанчин упоминается в Колыванском походе (1551). Опричник Ивана Грозного — Фёдор Епанчин (1573). Улан Уланович владел поместьями в Московском и Коломенском уездах (в 1570-х). Иван Епанчин отличился при отражении поляков от Волоколамска (1618). Белёвец Нечай Кузьмич владел поместьем в Рязанском уезде (1628). Погибли в сражениях: Василий Фёдорович (V колено) убит в сражении с татарами под селом Лысковым , Иван Иванович под Дубровной (1655), Роман Иванович под Конотопом (1659), Аггей Иванович под Толочином.

Три представителя рода владели населёнными имениями (1699).

Сюжет

Краткое содержание и анализ «Идиота» Достоевского позволяют разобраться, что хотел сказать автор.

Роман начинается со встречи в поезде Парфена Рогожина и князя Льва Николаевича Мышкина. Аристократ рассказывает, что возвращается в Петербург из Швейцарии, где находился в лечебнице. Туда его на четыре года отправил опекун. О Рогожине читатель узнает, что персонаж едет оформлять наследство, которое ему оставил внезапно скончавшийся отец. При этом незадолго до смерти между ними произошел конфликт, Парфен даже ушел из дома.

У Мышкина денег нет вовсе, так как его опекун недавно умер. В Петербурге он отправляется к своим родственникам, которые раньше даже не отвечали на его письма, зная, что он фактически нищий. Познакомившись с семейством генерала Епанчина, он сразу покоряет его жену и трех дочерей (Александру, Аделаиду и Аглаю) общением и своими манерами. Отец соглашается устроить его на работу и помогает найти жилье.

Одну из трех дочерей Епанчиных планируют выдать за богача Тоцкого, который стремится избавиться от своей любовницы Настасьи Филипповны Барашковой. Это имя Мышкин слышит уже во второй раз. Ранее о таинственной незнакомке ему уже рассказывал в поезде Рогожин. Тоцкий сватает Настасью Филипповну за Ганю Иволгина, чиновника, работающего у Епанчиных. Тот влюблен в Аглаю, но готов жениться на Барашковой. Тоцкий дает за нее большое приданое.

Вскоре выясняется, что в Настасью Филипповну влюблен Парфен. Он отдает ей практически все свое состояние, чтобы она с ним уехала. Мышкин пытается вмешаться в этот унизительный торг, предлагая Барашковой выйти за него. Настасья Филипповна отказывается, утверждая, что не достойна князя.

Тайна убийства Настасьи Филипповны

«Я ее клеенкой накрыл, хорошею, американскою клеенкой, а сверх клеенки уж простыней, и четыре склянки ждановской жидкости от­купоренной по­ста­вил, там и теперь стоят», — рассказывает Рогожин князю Мышкину. Детали этого убийства Достоевский взял из реальной жизни.

Как известно, Достоевский использовал выдержки из криминальной хроники при работе над романом «Преступле­ние и наказание». Таким же был метод работы над «Идиотом». Достоевский тогда находился за границей и очень переживал, что утрачивает связь с роди­ной и книга не станет злободневной

Чтобы сделать роман современным и правдоподобным  Наблюдение исследовательницы творчества Достоевского, Веры Сергеевны Любимовой-Дороватов­ской., он читал все попадавшиеся ему российские газеты, обращая особенное внимание на сообщения о громких происшествиях

Герои романа «Идиот» активно обсуждают два криминальных случая. Первый из них — это убийство шести человек в Тамбове. Преступником был 18-летний юноша Витольд Горский, его жертвами — семья Жемариных, в которой он да­вал уроки. На суде обвинители пытались представить преступление как поли­тическое и идеологическое, однако не смогли доказать эту версию. Второй ин­цидент — это убийство и ограбление ростовщика в Москве, совершенное 19-летним студентом Московского университета, которому не хватало денег на свадьбу  Эти два случая не имеют отношения к сюжету «Идиота», но могли заинтересовать Достоев­ского перекличками с его предыдущим рома­ном «Преступление и наказание». Писатель переживал, что читатели не увидят в его про­изведениях связи с реальностью. В «Идиоте» он настойчиво пытается убедить читателей и крити­ков в том, что его предыдущий роман не был пустой фантазией..

Но главным газетным заимствованием «Идиота» стало убийство Настасьи Филипповны. В 1867 году газеты сообщили об убийстве ювелира Калмыкова в Москве. Совершил его московский купец Мазурин. Как и Рогожин, после смерти отца он стал полноправным наследником огромного купеческого со­стоя­ния и большого дома, где в итоге и совершил свое преступление. Не зная, что делать с трупом, он первым делом пошел и купил американскую клеенку и ждановскую жидкость — специальный раствор, который применяли для борьбы с сильными неприятными запахами и обеззараживания воздуха. И если эта жидкость была уникальным в своем роде товаром, то выбор клеенок в ма­газинах был довольно широким. Тот факт, что и реальный убийца, и Рогожин выбирают именно американскую, которая обычно использовалась для обивки мебели, можно считать прямой отсылкой для читателей, знакомых с делом Мазурина.

К слову сказать, современники писателя почти никогда не обвиняли его в кро­вожадности, не концентрировали внимание на том, как подробно он описывает преступления, и не допускали, что он может на досуге продумывать убийства. Судя по всему, они сразу разгадывали все загадки, которые оставлял для них писатель

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Марш дня

«Имперский марш» из «Звездных войн»Обувь дня

Для американских миллионершДесерт дня

Макароны

Архив

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий